Конспект урока по Окружающему миру "Богатства природы" 1 класс
Ф И О: Иванова Ирина Валерьевна
Место работы: МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорск, Республика Хакасия
Учитель начальных классов
Урок окружающего мира в 1 классе (Образовательная система «Школа 2100») и презентация по теме «Богатства природы».
Тема: Богатства природы.
Цели:
- познакомить обучающихся с богатствами природы (уметь объяснять мир);
- развивать умения познавать окружающий мир (организационные и интеллектуальные общеучебные умения);
- воспитывать бережное отношение к богатствам природы (уметь объяснять свое отношение к миру).
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Notebook, презентация, диск «Игры и задачи» (окружающий мир, «Какой мир окружает первоклассника»: «Какие богатства мы находим в природе?», «Название природных богатств»), раздаточный материал.
Источники информации:
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – 3-е изд., перераб. – М. : Баласс; Школьный дом 2011. – 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Окружающий мир («Я и мир вокруг»). 1 класс. Методические рекомендации для учителя/Под ред. А. А. Вахрушева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2011. – 320 с. (Образовательная система 2100»).
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс {«Я и мир вокруг»}. – М. : Баласс, 2011. – 80 с. : ил. {Образовательная система «Школа 2100 »}
Молокова, А. В. Применение современных образовательных технологий в обучении младших школьников окружающему миру / А. В. Молокова, О. А. Шмакова // Сибирский учитель. - 2011. - N 2. - С. 29-32
Этап урока и комментарии
Вопросы и предложения учителя детям
Организационный момент и мотивирование учеников.
Погружение в тематику урока.
- Какой у нас сейчас будет урок?
- Что окружает нас в данный момент?
- Значит, мы сегодня продолжим разговор о …
- Пусть этот урок принесет нам радость при получении знаний, удовольствие при общении.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Технология проблемного диалога.
Интерактивная беседа.
Актуализация имеющихся знаний для изучения новой темы. Происходит формирование связной целостной картины мира, т. к. находим связь ранее изученных понятий с новыми.
Создание проблемной ситуации – мотива для изучения нового учебного материала.
Диалог, подводящий детей к теме урока.
Прогнозирование как одно из средств развития регулятивных УУД.
Дети высказывают свои предположения. Повторить наиболее правильную формулировку и фиксировать вопросный план на слайде. Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
1. Что мы уже знаем?
- О чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? Как природа помогает человеку жить?
- Вспомните, чем был колобок в начале своего пути? Что помогало зернышку стать колобком-хлебом? Могло бы зёрнышко вырасти без помощи природы? Какие природные силы помогли ростку пшеницы вырасти? (слайд 1 презентация)
(солнце, дождь, почва-земля)
- А какие предметы, сделанные руками человека, помогали зёрнышку стать колобком-хлебом?
(плуг, трактор, мельница, бензин для машины и т.д.)
- А как появились все эти предметы у человека?
- А можно назвать все, что из чего они сделаны, богатством?
- Чье это богатство? Откуда оно взялось?
- О каких богатствах сегодня мы будем говорить? (Слайд 2)
Сообщение темы урока.
- Какая у нас будет тема урока? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
- Сегодня мы узнаем: Какие же богатства природы бывают? Как их человек использует?
- Какое умение мы сейчас формировали? (Умение планировать предстоящую работу.) (Слайд 2)
Все предметы были когда-то частью природы.
- Давайте вспомним цепочку превращений природных богатств в различные предметы, которые нас окружают. Если бы предметы умели говорить, что бы они нам рассказали? Называйте предметы. Начните свой ответ словами: «Я – …. Когда-то …».
(ластик, свитер?, линейка, стакан или ваза, и т.д.)
- А теперь прочитаем текст на с. 30.
- Где же начинается путешествие всех этих предметов?
- Прочитаем вывод на с.30.
Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Природа наш щедрый друг. (слайд 3)
- Кем для нас является природа, раз делится с нами своими богатствами? Как же мы должны относиться к ней?
Силы природы. (слайд 4)
- Что изображено на слайде? (солнечные батареи)
- Почему плывёт парусник? Какие силы природы использует человек?
- Сейчас у человека много полезных вещей, которые приводит в действие электрический ток. Откуда он к нам приходит? Как назовём эту силу?
- Какие силы природы использует человек благодаря своему уму?
- Прочитайте текст на с. 31. (слайд 5)
Благодаря своему уму люди научились использовать силы природы.
Разнообразие природных богатств.
- Посмотрите на нижнюю иллюстрацию в учебнике на с. 31. Назовите природные богатства. Как человек их использует? Что относится к живым природным богатствам? Неживым? Покажите их на слайде…(РЕСУРС)
- Какие силы природы используем?
- Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше запомнить, разделим их на группы.
Живые природные богатства – растения, животные. Неживые природные богатства – воздух, почва, вода, запасы земных недр.
Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек.
- Итак, что нового вы сейчас узнали? (Слайд 6)
- Какие ещё вы знаете физкультминутки о природных богатствах?
- Перечислите все природные богатства, с которыми познакомились. Выполним задание в тетради с. 48 задание 1. (Проверка: слайд 7).
Работа с раздаточным материалом. (Приложение 1,2,3)
- Перед вами карточка с изображением предметов, которые сделаны из природных богатств.
1 ряд: подчеркнуть предметы, полученные с помощью живых природных богатств - растений и животных.
2 ряд: …полученные с помощью неживых природных богатств – воздуха, почвы, воды.
3 ряд: …полученные с помощью неживых природных богатств – запасов земных недр.
- Что тебе нужно было сделать? Удалось ли тебе выполнить работу? Ты выполнил все правильно или были недочеты? Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью? Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу.
- Подведем итог урока.
- На какие вопросы получили ответы?
Сегодня на уроке я научился… (Слайд 8)
Было интересно…
Было трудно…
Больше всего понравилось…
- Как бы вы ответили на такой вопрос: что нельзя купить? Послушайте, как ответил на него поэт Владимир Орлов. Как вы думаете, как связано это стихотворение с темой нашего сегодняшнего урока?
- Какой вывод можно сделать? Давайте соотнесем свой вывод с выводом на слайде. (Слайд 9)
-Оцените свою деятельность на уроке - «Лесенка Успеха».
- Отметьте своё настроение на листах обратной связи.
Совместное открытие знаний.
Развитие познавательных УУД: умения на основе анализа объектов делать выводы и устанавливать аналогии.
Диалог, подводящий к проблеме.
Показать, что человек зависит не только от людей многих профессий, но и от компонентов природы, используемых человеком, - природных богатств.
Развитие личностных УУД - умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения на концентрацию внимания «Рыбка»
Беседа. Работа с иллюстрациями.
Развитие познавательных УУД: умения извлекать информацию из иллюстраций; умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы.
Развитие коммуникативных УУД: умения строить речевые высказывание с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме.
Работа с учебником. Работа в паре.
Работа на интерактивной доске. (Диск «Игры и задачи», «Название природных богатств»).
Развитие познавательных УУД: умения извлекать информацию из иллюстраций; умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы.
Развитие регулятивных УУД - умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют физкультминутку на внимание «Природа».
Первичное закрепление знаний.
Работа в тетради по окружающему миру.
Коллективная работа.
Самостоятельное применение новых знаний.
Контроль усвоения знаний. Работа в парах.
Проверка: диск «Игры и задачи» («Какие богатства мы находим в природе?».
Начало формирования самооценки у учащихся.
Учащиеся усваивают способы применения знаний.
Отметить учеников, которые активно работали в парах.
Развитие коммуникативных УУД – умения слушать и понимать других.
Воспитание толерантности: умения сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.
Итог урока.
Рефлексия учащихся своих действий предполагает осознание ими всеми компонентов учебной деятельности: учит анализу проделанной работы; видеть положительные и отрицательные моменты своей деятельности.
Ученица читает наизусть стихотворение «Что нельзя купить».
Подвести итоги работы, выявить удовлетворенность работой на листах обратной связи.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ