Конспект урока по Окружающему миру "Что такое почва?" 3 класс

Открытый урок по окружающему миру

Тема: «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения и первичного применения новых знаний

Образовательная система: «Школа России»

Класс:3

Цель:

  1. Формировать у учащихся понятие “почва”;

  2. Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;

  3. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.

Оборудование:

  • образцы почвы,

  • прозрачные стаканы с водой,

  • палочки,

  • стекло (лабораторное),

  • колба,

  • спиртовка,

  • штатив,

  • держатель,

  • промокательная бумага

  • компьютер

  • мультимедийный проектор

  • таблицы

  • опорные слова

  • карточки с заданиями ,конверты

  • цветные фишки

  • учебник

  • рабочая тетрадь.

Ход урока

Организационный момент:

Вступительное слово учителя: Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

I. Проверка домашнего задания:

1 этап “Заморочки из бочки” (за правильные ответы команды получают цветные фишки, результаты оценивают сами ребята)

Учитель: Вынимая из бочки капсулы киндер- сюрприза с вопросами и посоветовавшись со своими сотрудниками ответьте на вопросы:

1 группа: Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья? (В морской воде растворена соль, т к вода растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима пресная вода)

2 группа :В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы её очистили? Как называется этот способ? (Загрязненную воду можно очистить с помощью бумажного или тканевого фильтра. Такой способ очистки называется фильтрованием.)

3 группа: Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на поверхности водоема и защищает воду от замерзания. Подо льдом живут различные животные и растения)

2 этап «Ты- мне, я- тебе» (группы проводят фронтальный опрос по разделу «Проверь себя» с 64 учебника

II. Планирование. Целеполагание.

В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток).

- Интересно, что это? Читаем записку:

Бьют меня ногами

Режут грудь ножами

Каждый хочет растоптать

А я с подарками опять.

- Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")

(показ среза земли, взятого с обрыва)

А о каких подарках идет речь?

Послушайте рассказ :Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой -20.Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается грудой огурцов, редисок ,помидоров, морковок.

- Ребята а теперь поступила просьба изучить данный материал.

-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

- Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")

III.Коллективное составление плана урока

- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.

- Согласны?

- С чего начнем? ( Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)

- Знаете ли Вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране появляется надпись "Что такое почва?")

- Что еще хотели бы узнать о почве?

- Какими свойствами она обладает? ( На экране появляется следующая надпись "Свойство почвы")

- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

- Значит, с чем познакомимся?

- Кто догадался?

- Правильно.

- С видами почв. (Ниже надпись "Виды почв")

- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая надпись "Почва человеку")

"Что такое почва?"

"Свойства почвы

"Виды почв"

"Почва человеку"

- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

IV.Работа по плану:

- Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Правильно. Посылка.

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.

- Сделайте вывод.

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

(На экране вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

Свойство почвы.

- Переходим к выполнению следующего пункта плана.

- С какими свойствами почвы вы познакомились раньше? (Способность пропускать воду)

- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы.

- Что увидели? (траву, растения, деревья)

- Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)

- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

- Это - плодородие. (Появляется на экране еще одна надпись со словом "Плодородие")

- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?

-Правильно. Словарь.

- Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

- Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)

V. Практическая работа. Проведение опытов.

- Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

- Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будут записывать в таблицу. (У каждой группы на парте лежит таблица)

- Через лупу рассмотрите почву.

- Запишите свои наблюдения в таблицу.

- Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

- Кто знает, как это называется одним словом?

-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")

Опыт № 1

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

(Дети делают запись в таблицу)

(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

VI.Самостоятельная работа

- О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.

(Приложение)

- Что интересного узнали о роли минеральных солей?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.

Какие выводы можно сделать?

Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

VII.Подведение итогов практической работы:

Учитель: Пользуясь таблицей, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.

(Вывод на экране)

6. Минутка отдыха

(Включается фонограмма)

VIII. Закрепление материала

1. Игра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

Учитель: Прорастут ли наши зерна в почве с острова?

Дети: Да, в ней содержится всё необходимое для развития растения.

Учитель: Какое главное свойство почвы?

Дети: Плодородие – главное свойство почвы.(запись на экране)

2. Работа с учебником

Учитель: откройте страницу 67 учебника “Окружающий мир”. Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

Дети: В тексте мы узнали, что растения получают из почвы и что в почве обитают мелкие животные.

Учитель: Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

3.Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с 27 №1-2

4.Оценивание работы (подсчет цветных фишек в группах за разные виды работы, выявление самых активных ребят группы)

IX.Итог урока

Наш рабочий день подошел к концу :

Что нового каждый для себя узнал на уроке?

Почему землю называют кормилицей?

- На все ли пункты плана ответили? (Нет)

- Поэтому часть работы предлагаю взять домой и перенести на следующий урок.

Вариативность домашнего задания

- Вам предлагается два варианта домашней работы. (2 конверта с заданиями)
1. Подготовить ответ на вопрос: а) Как человек использует почву и ее охраняет?

б) Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

2.Почва и ее состав. а) Кроссворд: Вопросы:

  1. Слой земли, на котором растут растения.

  2. Одна из основных частей почвы.

  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

  4. Основное свойство почвы.

Ответы:

  1. Почва

  2. Песок

  3. Перегной

  4. Плодородие

б ) рабочая тетрадь с27 №3,4

- Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание;2 задание.

Определение темы следующего урока:

Посмотрите на наш план и скажите о чем будем говорить на следующем уроке?

-Виды почв

-Почвы человеку





Приложение№1

Анализ урока по окружающему миру по теме «Что такое почва?»

1.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения- обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.

Исходя, из поставленных задач урока на разных этапах учитель применяет различные методы обучения:

- словесный метод: при формировании теоретических знаний, используя в своей работе рассказ ,беседу

-наглядный метод: в виде наблюдения за ходом работы учащихся

-практический метод: выполнение разнообразных упражнений ,опытов

-частично- поисковый-для развития самостоятельного мышления, творческого подхода к делу

-метод проблемного изложения учебного материала

-метод самостоятельной работы - так как имеется разнообразный дидактический материал, и он доступен для самостоятельной работы

2.Использование данных методов способствуют продуктивной работе мышления и воображения, целостности восприятия изучаемого предмета, осмысленности, включение учащихся в деловой ритм , учит самостоятельному анализу, сравнению ,самоконтролю, коллективному способу нахождения истины ,умению дискутировать ,критически оценивать свои действия, находить пути реализации допущенных ошибок.

3Для активизации учебного процесса учитель использовал систему проблемных вопросов и проблемных ситуаций ,игровые моменты ,разнообразный раздаточный материал, использование заданий творческого характера, практическую работу, использовал групповую форму работы , при которой все вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого, чередовал разные виды деятельности уч-ся, рационально распределял и использовал время урока, применял современные ТСО, стимулирование проводил на каждом этапе урока.

4.Для самостоятельной работы учителем были выбраны разные виды заданий: практическая работа в группах, наблюдение, работа с книгой, справочной литературой. Организация самостоятельной работы на разных этапах способствовали развитию интереса к окружающему миру, потребности приобретения новых знаний, выявлению возможностей каждого ребенка, расширению кругозора мл школьников, объективной самооценки, развитию творческих способностей, как формирование умения применять полученные знания и приобретать новые, участие в практической работе(выполнение опытов) способствовало развитию умений сопоставлять, сравнивать ,анализировать, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности.

5.Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ