Конспект урока по Окружающему миру "Полезные ископаемые"

МБОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»













Урок – проект

(окружающий мир)

«Полезные ископаемые»








Подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Долгих Ольга Васильевна













с. Кваркено

2013 г.





Тема

Закрепление по теме: «Полезные ископаемые»

Цель

Расширить представление детей о полезных ископаемых

Задачи

  • Закрепить знания детей по теме используя ЦОР

  • Сбор и оформление информации о полезных ископаемых России и Оренбургской области. 

  • Формировать навыки исследовательской деятельности участников проекта.

  • Учить работать с информационными источниками.

  • Повышать творческую активность воспитанников.


Формируемые УУД

Личностные:

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
- способствовать развитию умения работать в группе;
- способствовать расширению словарного запаса детей;
- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- высказывать своё предположение;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

- формировать умение работать с коллекционным материалом, с ЦОРами.

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде проекта.

Коммуникативные:

- формировать умение работать в группе;

- формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;

- формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

Планируемый результат

Владеть знаниями о полезных ископаемых. Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.
Быть внимательным и наблюдательным.

Основные понятия


Полезные ископаемые, свойства полезных ископаемых, использование полезных ископаемых

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс (1 часть).

Уроки Кирилла и Мефодия, энциклопедии, электронный толковый словарь, презентация – тест.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа



Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье, каково?

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!













Во!

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

УУД:

  • действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом (Личностные);

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные)

  1. Этап целеполагания и построения проекта

- Сегодня у нас урок – проект, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

И вы на нашем уроке становитесь геологами.



- Какую проблему сегодня на уроке вы можете перед собой поставить, владея знаниями предыдущих уроков?



- Уголок коллекционера.













Геолог

Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их (используют толковый электронный словарь)

--Что мы знаем о полезных ископаемых?







Ребята представляют свою коллекцию минералов, изделий из мрамора, гранита (Лызлов А., Суханова Т., Иванова Е.).

Цели:

1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному

объяснению нового знания.

2) Организовать уточнение и согласование темы урока.

УУД:

  • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

  • регулятивные (целеполагание, планирование);

  • логические (анализ, обобщение);

познавательные (постановка и формулирование проблемы)

III. Этап реализации построенного проекта

- Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Для работы над проблемой урока вам поможет маршрутный лист.

- Сегодня на уроке у нас есть помощник профессор Кристалл

- Что для этого вы будете использовать?

















Обращают внимание на маршрутный лист и анализируют свой маршрут: Уроки Кирилла и Мефодия, энциклопедии, тесты.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

УУД:

  • Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные).

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные).

IV. Этап включения в систему знаний и повторения.

Уроки Кирилла и Мефодия (данный сайт используется, как зарегистрированными пользователями).

Тест – тренажёр по теме: «Полезные ископаемые»

Групповой проект (практическая работа)

1 группа – «Полезные ископаемые нашего края»




2 группа – «Горючие полезные ископаемые»




3 группа – «Строительные полезные ископаемые»



Валеологическая минутка (гимнастика для глаз)

Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди
Рисуй 8 вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец!
Зарядка окончилась
Ты молодец!

Защита проекта каждой группой

Работают в сети интернет по данной теме. Каждая группа выполняет по 2 задания.



Учащиеся закрепляют тему, выполняют тест и оценивают себя (электронное пособие, работают на ноутбуке).



В проекте освещают темы: Полезные ископаемые Оренбургской области; Полезные ископаемые Кваркенского района.





В проекте дети показывают, какие полезные ископаемые относятся к горючем, как они добываются, какие имеют свойства. Творчество учащихся



Работа ведётся по аналогии со 2 группой, можно добавить загадки, стихи о полезных ископаемых.

Проекты выполняются в виде книжки – раскладушки, используют энциклопедии, ЦОР.



В ходе урока выполняют физминутку


Цель: совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

УУД:

  • познавательные (проводить сравнение по заданным критериям);

  • личностные (учебно – познавательный интерес к учебному материалу);

коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

V. Этап рефлексии деятельности на уроке.

- Подведём итог нашему уроку.

- Что вам особенно удалось на уроке? В чём испытывали трудности?

- Какие моменты урока вам особенно запомнились?

- Что полезного и интересного вы узнали?

Учащиеся дают самооценку своим успехам на уроке.

Представители от каждой группы также дают оценку, отмечают положительные стороны, а возможно над чем – то ещё стоит поработать.

Фиксируют в маршрутных листах.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

УУД:

  • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом).










Полезные ископаемые

Кваркенского района



Полезные ископаемые

Оренбургской области

  1. Посети уроки

Кирилла и Мефодия

(задание 5, 7)

Оценка товарищей:

Самооценка работы:

Введение

1. Проект

«Полезные ископаемые нашего края»

3.Выполни тест

(самооценка)

Маршрутный лист

исследовательской лаборатории № 3

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ