Конспект урока по Окружающему миру "Путешествие бутерброда" 4 класс
«Окружающий мир» . 4 класс.
Тема: Путешествие бутерброда. (Урок 2)
Цель урока: повторить с детьми понятие «пищеварительная система», провести исследование содержащихся в продуктах пищевых добавок.
Оборудование:
презентация «Пищевые добавки»
карточки для групповой работы;
таблицы (для каждой группы) с перечнем вредных и опасных пищевых добавок;
упаковки от продуктов для исследования их состава;
лупы
презентация «Чайный гриб»
брошюра «Лечебные свойства чайного гриба».
Структура урока.
1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
ситуации
Работа с карточками.
- На прошлом уроке мы изучали пищеварительную систему и говорили о том, как пища путешествует по организму. Итак, перед вами лежат карточки с вопросами. Вам нужно выбрать правильный ответ.
В каком ряду названы только органы пищеварения?
Рот, зубы, пищевод, желудок, кишечник
Глаза, уши, язык, кожа, ноги, руки
Какое значение для человека имеют органы пищеварения?
Они заполняют пустоту внутри организма
Они обеспечивают переваривание пищи и питание организма
Они не нужны организму, так как иногда болят
В каком ряду дан правильный порядок расположения органов пищеварения?
Кишечник –рот –желудок – пищевод – прямая кишка
Рот –зубы –пищевод – желудок –кишечник –прямая кишка
Желудок –рот –зубы –кишечник –прямая кишка
Работа со схемой -моделью
- На доске вы видите модель пищеварительной системы. Расскажите, какой путь проходит пища по нашему организму?
-Для чего человек питается?
На что тратит полученную пищу?
(на доске –карточки: энергия, рост, самообновление)
Постановка проблемной ситуации.
- Как вы думаете, а все ли продукты, которые человек употребляет в пищу, полезны для организма?
- Я приобрела в магазине 2 йогурта. На одном указан срок годности -20 дней, а на другом -6 месяцев. Как вы думаете, от чего зависит срок годности товаров?
2. Сообщение темы урока
Итак, сегодня мы познакомимся с различными пищевыми добавками, которые входят в продукты.
- Пищевые добавки –натуральные и синтетические вещества, вводимые в процессе производства в пищевые продукты с целью придания им заданных качественных показателей, а также с целью улучшения технологического процесса производства пищевых продуктов.
3. Совместное открытие знаний.
1. Подавляющее количество продукции, потребляемой горожанами, содержат в себе пищевые добавки, которые обозначаются кодом с буквой «Е». Практически любой продукт, предлагаемый нам в супермаркетах –будь то сухарики, мороженое или даже самая обычная буханка хлеба –на каждой упаковке практически всегда есть «Е». Можно ли питаться такой продукцией –решать нужно только самому покупателю, который естественно не проинформирован о возможной вредности определённой пищевой добавки, содержащейся в данном продукте. Но перед тем как купить какой –либо продукт, нужно обладать специальной информацией, которая поможет нам разобраться в различных «Е».
2. Знаете ли вы, какого цвета колбаса? Вряд ли. Потому что колбаса без красителей выглядит совсем не такой аппетитно-розовой, которой мы привыкли видеть её на витрине. «Настоящая» колбаса имеет серый ми непривлекательный вид.
Литеру «Е» в составе названий пищевых добавок ассоциируют со словом eatable, что в переводе с английского означает «съедобный». С помощью этой отметки Европейская комиссия по добавкам информирует покупателей химических соединениях, которые имеются в продукте. Цифровой код «Е» указывает на группу, в которую входит добавка.
Классификация пищевых добавок
Е100-Е182 Красители - усиливают или восстанавливают цвет продукта.
Е200-Е299 Консерванты - повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов, грибков, бактериофагов,
Е300-Е399 Антиокислители - защищают от окисления, например, от порчи жиров и изменения цвета.
Е400-Е499 Стабилизаторы - сохраняют заданную консистенцию. Загустители - повышают вязкость.
Е500-Е599 Эмульгаторы - создают однородную смесь несмешиваемых фаз (например, воды и масла).
Е600-Е699 Усилители вкуса и запаха.
Е900-Е999 Пеногасители - предупреждают или снижают образование пены . В эти группы, а также в новую группу
Е1000 - входят глазирователи, подсластители, разрыхлители и другие добавки.
-Нужно сказать, что многие пищевые добавки имеют побочные эффекты. Например, ХВОЙНИК, входящий в состав многих пищевых добавок, запрещён в США из –за своего негативного влияния на давление и работу сердца. Горький апельсин также негативно влияет на кровяное давление.
Наиболее вредными можно считать консерванты и антиокислители. Консерванты нарушают биохимические реакции. В среде, в которой присутствует такой препарат, жизнь становится невозможна, бактерии погибают, что дольше сохраняет продукт от порчи. Человек состоит из огромного числа клеток и поэтому в отличии от одноклеточных организмов не погибает от употребления консервантов. Однако если в человеческий организм попадёт большая доза консервантов, то последствия могут быть печальными. Много вредных добавок и среди красителей, так как сами красители – синтетические вещества.
Стабилизаторы по большей части растительного или животного происхождения.
Эмульгаторы чаще представлены минеральными веществами, например
Е 500 – сода (гидокарбонат натрия)
Е 573 – серная кислота
Пищевые добавки, категорически запрещенные в России:
Ядовитые
Е-121 - краситель (цитрусовый красный).
Е-240 - столь же опасный формальдегид.
Под знаком Е- 173 закодирован порошковый алюминий, применяющийся при украшении импортных конфет и других кондитерских изделий. Он тоже у нас запрещен - очень уж вредный
Решением Европейской комиссии от 26 июля запрещено использование пищевой добавки – красителя КРАСНЫЙ 2 G (RED 2 G), имеющего индекс E 128. Эта пищевая добавка имеет канцерогенный эффект. Этот краситель придавал розовый цвет недорогой колбасе и сосискам, изготовленным из низкосортного мяса, с добавлением сои. С целью предупреждения угрозы возникновения массовых отравлений запрещён ввоз на территорию РФ пищевых продуктов, содержащих E 128.
Продукты с этими кодами могут очень плохо сказаться на вашем здоровье, привести к развитию серьезных заболеваний, в том числе - раковых. Так что постарайтесь избегать продуктов , содержащих опасные компоненты (читайте надписи на упаковке).
Консерванты Е-230, Е-231 и Е-232 используются при обработке фруктов (вот почему иные апельсины или бананы на магазинных полках не портятся), представляют они собой не что иное, как... фенол. Попадая в наш организм в малых дозах, он провоцирует рак, а в больших - он просто чистый яд. Наносят его на кожуру плода с благой целью: чтобы предотвратить порчу продукта. При мытье фруктов перед едой мы фенол смываем
Полезные
А есть и безвредные, и даже полезные "Е". Например, Е-338 (антиокислитель) и
Е-450 (стабилизатор) - безобидные фосфаты, которые необходимы для наших костей
(Дети работают в микрогруппах, затем выслушиваются их ответы)
Пищеварительная система
(один ученик отвечает у доски)
Для жизнедеятельности
Для энергии, роста, самообновления
Дети высказывают свои предположения
От того, какие добавки входят в состав продукта.
Выступления детей сопровождаются показом слайдов.
4. Первичное закрепление.
А) Групповая работа
- На прошлом уроке мы провели анкету и выявили продукты и напитки, которые любят ученики нашего класса.. В течении 2 –х недель вы приносили упаковки от продуктов, которые употребляли дома. Сегодня мы выявим в них наличие различных пищевых добавок. У вас на столах – списки с пищевыми добавками, опасными для здоровья и таблицы, в которые вы будете вносить название продуктов и наличие в них различных пищевых добавок. (Приложение 1, Приложение 2) и лупы.
Итак, какой вывод вы можете сделать после проведения данного исследования?
Б)Эксперимент с лимонадами.
– Оказывается, в так любимых вами лимонадах содержатся пищевые добавки, вредные для здоровья. Женя дома решил провести небольшой эксперимент и сейчас расскажет вам о том, что у него получилось.
В)Презентация «Чайный гриб» .
- В прошлом учебном году Аня выступала на школьной конференции с научно –исследовательской работой «Лечебные свойства чайного гриба» и заняла 2 место. Выбор этой темы не случаен. Сегодня Аня познакомит вас с выводами, которые она получила в результате исследования.
Дети самостоятельно выполняют работу в группах , затем сообщают полученные результаты.
Выступление ученика.
Выступление ученика.
Презентация брошюры «Чайный гриб»
5. Итог урока.
- Итак, сегодня мы познакомились с различными пищевыми добавками.
В ближайшие дни вы пойдёте в магазин с родителями. На что вы будете обращать внимание при выборе продуктов?
- Что вы можете рассказать ребятам, которые часто употребляют Чипсы , Кока –колу?
- Какие задания вам больше всего понравились на уроке?
- Какое задание вызвало затруднение?
Ответы детей
6. Д.задание
-Дома я предлагаю вам составить памятку для детей, которые ничего не знают о пищевых добавках.
- Творческое задание: составить примерное меню для ученика (с учётом потребления белков, жиров, углеводов, а также пользы и разнообразия продуктов).
Приложение 1
Вредные пищевые добавки
Е 100
Подозрительный
Е 102
Опасный
Е 103
Запрещённый (канцероген)
Е 104
Подозрительный
Е 105
Запрещённый (канцероген)
Е 110
Опасный
Е 111
Запрещённый
Е 120
Опасный
Е 121
Запрещённый (канцероген)
Е 122
Подозрительный
Е 123
Очень опасный (канцероген)
Е 124
Опасный
Е 125
Запрещённый (канцероген)
Е 126
Запрещённый (канцероген)
Е 127
Опасный
Е 128
Генотоксичное соединение
Е 129
Опасный
Е 130
Запрещённый (канцероген)
Е 131
Канцероген, способствует развитию рака
Е 141
Подозрительный
Е 142
Канцероген, способствует развитию рака
Е 150
Подозрительный
Е 151
Вреден для кожи
Е 152
Канцероген
Е 153
Способствует развитию рака
Е 154
Нарушает артериальное давление
Е 155
Опасный
Е 160
Вреден для кожи
Е 171
Подозрительный
Е 172
Влияет на печень и почки
Е 173
Подозрительный
Е 180
Опасный
Е 201
Опасный
Е 210
Канцероген , способствует развитию рака
Е 211
Канцероген , способствует развитию рака
Е 212
Канцероген , способствует развитию рака
Е 213
Канцероген, способствует развитию рака
Е 214
Канцероген, способствует развитию рака
Е 215
Канцероген, способствует развитию рака
Е 216
Канцероген, запрещена, способствует развитию рака
Е 217
Канцероген
Е 219
Способствует развитию рака
Е 220
Опасный
Е 221
Может вызвать расстройство кишечника
Е 222
Опасный, может вызвать расстройство кишечника
Е 223
Опасный, может вызвать расстройство кишечника
Е 224
Опасный, может вызвать расстройство кишечника
Е 228
Опасный
Е 226
Может вызвать расстройство кишечника
Е 230
Способствует развитию рака
Е 231
Аллерген (Вреден для кожи )
Е 232
Аллерген (Вреден для кожи )
Е 233
Опасный
Е 239
Аллерген (Вреден для кожи )
Е 240
Канцероген, способствует развитию рака
Е 241
Подозрительный
Е 242
Опасный
Е 249
Способствует развитию рака
Е 250
Влияет на давление
Е 251
Влияет на давление , вреден для кожи .
Е 252
Способствует развитию рака
Е 270
Опасный
Е 280
Способствует развитию рака
Е 281
Способствует развитию рака
Е 282
Способствует развитию рака
Е 283
Способствует развитию рака
Е 310
Вызывает сыпь
Е 311
Может быть причиной сыпи
Е 312
Вызывает сыпь
Е 320
Вызывает изменение уровня холестерина
Е 321
Вызывает изменение уровня холестерина
Е 322
Может вызвать расстройство желудка
Е 330
Канцероген, способствует развитию рака
Е 338
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 339
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 340
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 341
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 343
Вызывает кишечные расстройства
Е 400
Опасный
Е 401
Опасный
Е 402
Опасный
Е 403
Опасный
Е 403
Опасный
Е 404
Опасный
Е 405
Опасный
Е 407
Может вызвать расстройство желудка
Е 447
Канцероген
Е 450
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 451
Способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 452
Способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 453
Способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 454
Способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 461
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 462
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 463
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 465
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака, повышает уровень холестерина
Е 466
Может вызвать расстройство желудка, способствует развитию рака , повышает уровень холестерина
Е 477
Подозрительный
Е 501
Опасный
Е 502
Опасный
Е 503
Опасный
Е 510
Очень опасный
Е 513
Очень опасный
Е 527
Очень опасный
Е 620
Опасный
Е 626
Вызывает кишечные расстройства
Е 627
Вызывает кишечные расстройства
Е 628
Вызывает кишечные расстройства
Е 629
Вызывает кишечные расстройства
Е 630
Вызывает кишечные расстройства
Е 631
Вызывает кишечные расстройства
Е 632
Вызывает кишечные расстройства
Е 633
Вызывает кишечные расстройства
Е 634
Вызывает кишечные расстройства
Е 635
Вызывает кишечные расстройства
Е 636
Опасный
Е 637
Опасный
Е 907
Вызывает сыпь
Е 952
Запрещены
Е 954
Способствует развитию рака
Е 1105
Вреден для кожи.
Приложение 2.
Название продукта
Наличие вредных «Е» (код, чем опасны)
Количество «Е»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Приложение 3
1.В каком ряду названы только органы пищеварения?
Рот, зубы, пищевод, желудок, кишечник
Глаза, уши, язык, кожа, ноги, руки
2. Какое значение для человека имеют органы пищеварения?
Они заполняют пустоту внутри организма
Они обеспечивают переваривание пищи и питание организма
Они не нужны организму, так как иногда болят
3. В каком ряду дан правильный порядок расположения органов пищеварения?
Кишечник –рот –желудок – пищевод – прямая кишка
Рот –зубы –пищевод – желудок –кишечник –прямая кишка
Желудок –рот –зубы –кишечник –прямая кишка

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ