Конспект урока по Окружающему миру "Реки и озера" 2 класс
Яковенко Людмила Петровна
МБОУ « СОШ №2 имени А.И.Исаевой», г Нефтеюганска
Учитель начальных классов.
Урок: Окружающий мир - 2100 ( А. А. Вахрушев) Тип: ОНЗ Класс: 2в
Тема: «Реки и озера». Урок № 2. ( по теме)
Цели: - формировать новое географическое понятие: озеро, его особенности и виды, рассмотреть значение озёр в жизни человека;
- развивающие: развивать коммуникативные способности у обучающихся;
-воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине и бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
( усвоить понятие озеро, познакомить учащихся с особенностями озёр (пресные, солёные, проточные, бессточные), научить находить крупнейшие озёра на карте России, рассмотреть вопрос значения озёр)
Оборудование: карта России, глобус, карта ХМАО, презентация, планы для работы групп, листы успешности.
Формы работы учащихся – индивидуальная и групповая, фронтальная. Организация класса: Парты в классе расставлены для работы в группах. Рабочие места оборудованы учебниками, атласами, планами работы группы, бумагой для записей, ручками, карандашами.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- С давних пор из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог…
А с вами мы начнём урок.
- Прочитайте пожелание на сегодняшний день:
- С хорошим настроением принимайся за работу!
- Оглянись - рядом с тобой друзья!
- У тебя всё получится!
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
С чего мы начинаем наш урок?
Какую тему изучаем? Сегодня мы продолжим изучать планету.
Какие шаги учебной деятельности вы должны выполнить?
Ребята, почему нашу планету называют голубой планетой?
Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки, и множество других водоёмов.
… Здесь так много воды:
Глаза тонут в воде,
И синее небо тонет в воде,
И солнце, как рыба, попавшая в сеть,
Плещется, плещется в синей воде.
Это стихотворение поэта нашего Края Ювана Шесталова. Наш Край тоже голубой, от множества водоёмов.
- Давайте проверим наши знания прошлого урока :
Учитель задаёт вопросы вслух, а некоторые ответы на экране:
С каким явлением связано испарение воды с поверхности водоёмов?
Как называется проточный водоём с истоком и устьем?
Что такое устью реки?
Что такое исток реки?
Проверьте ответы по ключу: В А Д С
– У кого были ошибки в ответах?
- Что нужно повторить?
Слайд – шоу с изображением озёр - Что вы видите на экране?
_ Это озёра.
С повторения.
Наша планета.
Постараемся сами понять чего не знаем и сами открыть новые знания.
Большая часть Земли – вода. Она голубого, синего цвета.
Голубой краской изображена на глобусе и карте вода – все моря и океаны. Они занимают в два раза больше места, чем суша.
Обучающиеся работают на планшетках: Записывают номер ответа на планшетах и озвучивается каждый ответ, если нет ответа -?
Ответы на вопросы: А. Река. В. Круговорот воды в природе. С. Начало реки. Д. Место впадения реки в другой водоём.
- Материалы прошлых уроков.
Все возможные ответы детей
- Кто из вас бывал на озере?
- Здорово, значит вы все знаете, что такое озеро?
Пробное действие:
- Запишите определение: Что такое озеро.
Времени даётся 1 минута!
!!!!!
Планшетки.
Затруднение
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения
- Кому не удалось записать определение понятия?
- В чём причина вашего затруднения?
- Кому удалось выполнить задание? Проговорите свои определения.
- Ребята, а вам всё понятно? Всё ли мы знаем об озере?
- Не хватило времени.
- Не знаем определение. Здесь нужно рассуждать, подумать…
??????
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации
- Какие цели поставим перед работой?
- Так какая тема нашего урока?
- Отправимся в поход за знаниями.
-Работать будем по плану: На доске:
Реки и озёра.
План: 1. Понятие.
2. Особенности, виды.
3. На карте.
4. Значение.
- В группах. Группы определены. Вспомните главные правила работы в группе ( правила на доске). Организаторы, получите задание. Времени для работы даётся 10 мин.
Задания:
Группа 1. Прочитайте материал учебника на странице 109 - 110.
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
Что такое озеро? Используй Словарь.
Чем озеро отличается от реки?
Чем озеро похоже на реку?
Нарисуй схему реки. ( Укажите берега) Нарисуй схему озера. Укажите берега)
-
Река
Озеро
Группа 2. Прочитайте материал учебника на странице 109 - 110.
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
Что называется бассейном? Используй Словарь.
Какое озеро называется проточным?
Какое озеро называется бессточным?
Определите по схеме и подпишите, где изображено проточное озеро, а где – бессточное. Обведите бассейны озёр.
Группа 3. Прочитайте материал учебника на странице 109-110
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
В каком климате озёрная вода чаще всего бывает солёной?
В каком климате озёрная вода бывает пресная?
Какая вода пригодна для питья?
Закрасьте контуры, используя нужный цвет. Обозначьте на полученной карте местности озеро и реку.
Группа 4. 1. Найдите на карте России озёра. Запишите названия.
Найдите озёра на карте ХМАО. Запишите названия.
Группа 5. « Корреспонденты»
Подготовьте информацию о Значении озёр для Человека.
Воспользуйтесь: - учебником;
- энциклопедиями;
- спросите у взрослых,
- обратитесь к интернету;
Запишите значение воды для человека.
-Познакомиться с новым видом водоёмов – озером.
Формулируют тему урока:
Реки и озёра.
Справка:
У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый.
Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания
Время работы в группе истекло.
Подведите итог работы группы. Оцените работу группы: 1 мин.
Представление работы каждой группы.
Учитель спрашивает, как оценили работу группы, почему - ? или +
Всем слушающим вас ребятам предстоит определить, удалось ли группе выполнить задание. Задать возникшие вопросы.
- Вам всё понятно, о чём сообщила группа?
Фиксируем новое знание на доске по плану:
Задают вопросы группе.
Дети вслух озвучивают задания, которые выполняли.
Озвучивают, показывают выполненное задание(выставление работ на доске).
Первичное закрепление во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях
- Итак, давайте вспомним, на какой вопрос мы не смогли ответить вначале урока?
- Теперь знаем?
- Что такое озеро.
Понятие: Озеро – природный водоём со стоячей водой.
Виды: Проточные и бесточные
Особенности: Пресные и солёные
Значение: Источник питьевой воды!
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях
Ответьте самостоятельно на вопросы: Карточка
Каким цветом обозначены реки и озёра на карте?
А) голубым или синим; Б) зелёным; В) коричневым;
2. Что не является водоёмом?
А) Байкал; Б) Обь; В) Австралия;
3. Какая вода бывает в озере?
А) Кислая Б) Пресная В) Сладкая
Дети работают в листе успешности:
Отвечают выбором ответа /самооценка: +/?
Самопроверка по ключу: А В Б
Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
- Какую цель ставили перед собой?
Достигли мы этой цели?
- У кого остались затруднения? В чём?
- Как отличить озеро от реки?
- Оцените свои знания сегодняшнего урока по карте успеха.
Домашнее задание:
Учебник стр. 104 – 111 вопросы и задания.
Р.Т. стр. 33-35
* Подготовить сообщения на тему « Берегите водоёмы».
- Получить знание об озере.
Ф.И.
Самооценка: + ?
Каким цветом обозначены реки и озёра на карте?
А) голубым или синим; Б) зелёным; В) коричневым;
2. Что не является водоёмом?
А) Байкал; Б) Обь; В) Австралия;
3. Какая вода бывает в озере?
А) Кислая Б) Пресная В) Сладкая
Лист успешности. Утверждение:
Поставь: + или ?
Я могу отличить реку от озера.
Я научился обозначать схему реки и озера.
Я запомнил виды озёр и их особенности.
Я понял, как находить озёра и реки на карте.
Ответил на все вопросы самостоятельной работы верно.
Всего:
+ ?
Ф.И.
Самооценка: + ?
Каким цветом обозначены реки и озёра на карте?
А) голубым или синим; Б) зелёным; В) коричневым;
2. Что не является водоёмом?
А) Байкал; Б) Обь; В) Австралия;
3. Какая вода бывает в озере?
А) Кислая Б) Пресная В) Сладкая
Лист успешности. Утверждение:
Поставь: + или ?
Я могу отличить реку от озера.
Я научился обозначать схему реки и озера.
Я запомнил виды озёр и их особенности.
Я понял, как находить озёра и реки на карте.
Ответил на все вопросы самостоятельной работы верно.
Всего:
+ ?
Группа 1. Прочитайте материал учебника на странице 109 - 110.
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
Что такое озеро? Используй Словарь.
Чем озеро отличается от реки?
Чем озеро похоже на реку?
Нарисуй схему реки. ( Укажите берега) Нарисуй схему озера. Укажите берега)
Группа 2. Прочитайте материал учебника на странице 109 - 110.
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
Что называется бассейном? Используй Словарь.
Какое озеро называется проточным?
Какое озеро называется бессточным?
Определите по схеме и подпишите, где изображено проточное озеро, а где – бессточное. Обведите бассейны озёр.
Группа 3. Прочитайте материал учебника на странице 109-110
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
В каком климате озёрная вода чаще всего бывает солёной?
В каком климате озёрная вода бывает пресная?
Какая вода пригодна для питья?
Закрасьте контуры, используя нужный цвет. Обозначьте на полученной карте местности озеро и реку.
Группа 4. 1. Найдите на карте России озёра. Запишите названия.
Найдите озёра на карте ХМАО. Запишите названия.
Группа 5. « Корреспонденты»
Подготовьте информацию о Значении озёр для Человека.
Воспользуйтесь: - учебником;
- энциклопедиями;
- спросите у взрослых,
- обратитесь к интернету;
Запишите значение воды для человека.
Группа 1.
Прочитайте материал учебника на странице 109 - 110. Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
Что такое озеро? Используй Словарь.
Чем озеро отличается от реки?
Чем озеро похоже на реку?
Нарисуйте схему реки. Укажите берега.
Нарисуйте схему озера. Укажите берега.
Справка: У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый.
Группа 2.
Прочитайте материал учебника на странице 109 - 110. Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
Что называется бассейном? Используй Словарь.
Какое озеро называется проточным?
Какое озеро называется бессточным?
Определите по схеме и подпишите, где изображено проточное озеро, а где – бессточное. Обведите бассейны озёр.
Группа 3.
Прочитайте материал учебника на странице 109-110. Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
В каком климате озёрная вода чаще всего бывает солёной?
В каком климате озёрная вода бывает пресная?
Какая вода пригодна для питья?
Закрасьте контуры, используя нужный цвет. Обозначьте на полученной карте местности озеро и реку.
Группа 4. 1. Найдите на карте России озёра. Запишите названия.
Найдите озёра на карте ХМАО. Запишите названия.
Ответьте на вопрос:
Как найти озёра на карте?
Группа 5. « Корреспонденты»
Подготовьте информацию о Значении озёр для Человека.
Воспользуйтесь:
- учебником; - энциклопедиями; - спросите у взрослых; - обратитесь к интернету;
Запишите значение воды для человека.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ