Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Как понять, что творится у человека на душе?"
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №5» г.Томска
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
«Как понять, что творится у человека на душе?»
подготовила
учитель начальных классов
Конюкова Агнесса Николаевна
Томск – 2013
Тема урока: «Как понять, что творится у человека на душе?».
Тип урока: введение нового знания
Цели:
1. Развивать умение определять эмоции окружающих по выражениям лица
2. Формировать умение видеть отражение эмоций окружающих и объяснять их
3. Развивать умение сопереживать, делиться своими чувствами.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с человеческими эмоциями; организовать деятельность по выявлению эмоций; отработать знания по определению эмоций.
Развивающие: развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению новых знаний, воспитывать умение работать в коллективе.
Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Планируемые результаты :
Предметные:
уметь по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.
учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Личностные результаты:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить;
уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные результатаы
Регулятивные УУД: выдвигать гипотезы;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель;
работать с информацией, представленной в разных формах;
выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
оценивать правильность выполнения действий по листу самооценки и по заданным критериям.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Оборудование: - учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.
- рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2011.
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация (Приложение 2).
- карточки для индивидуальной работы, для работы в группе;
- листы самооценки (работа в паре);
- дополнительный материал про эмоции (для любознательных).
- цветные карандаши, фломастеры.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность учащихся
(познавательная)
Осуществление деятельности
Формирование способов познавательной деятельности
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Учащиеся приветствуют гостей, настраиваются на работу на уроке.
Личностные:
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока
2. Постановка учебной проблемы.
(слайд 1)
(слайд 2, 3,4,5,6,7)
(слайд 8)
– Когда человека легче понять, когда он молчит, или когда говорит?
На доске появляется запись:
Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях (слайд 1)
– Маленькие дети ещё не умеют говорить. Взрослые понимают, когда малышу хорошо, а когда его что-то беспокоит?
Предложите ученикам догадаться, что испытывает малыш (слайд 2,3,4,5,6,7)
- Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?
На доске появляется запись:
Переживания человека можно понять, даже если он не говорит о них (слайд8)
– Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?
Проблема урока записывается на доску.
К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
- Какую цель можно поставить на данный урок?
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции в разных ситуациях.
Высказывания учащихся:
- Когда говорит.
- Да.
- Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?
Ответы детей
Личностные УУД
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- развиваем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Регулятивные УУД
- развиваем умение выдвигать гипотезы, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Познавательные УУД
- совершенствуем умение ориентировать-ся в своей системе знаний
Коммуникативные УУД
- умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
3.Актуализация опорных знаний.
Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока.
- Я предлагаю Вам поработать с научно-познавательным текстом, из которого вы возьмёте информацию (учебник стр. 18).
- Как вы думаете, о чём будет информация?
- С какой целью вы будете работать с данной информацией?
В ходе беседы, опираясь на прочитанный текст или личный опыт, ученики высказывают предположения, что переживания, которые происходят в нашем внутреннем мире, отражаются на лице, в интонациях нашего голоса, движениях.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.
Высказывания учащихся:
Ответы детей
Личностные УУД
- развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам
Регулятивные УУД
- развиваем умение после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель урока
4. Совместное открытие знаний.
- Ребята, а кто знает что такое эмоции?
- А где можно взять точное определение этого слова?
1. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную)
- Душевное переживание, чувство. (Словарь С.И. Ожегова с. 892).
Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Эмоции отличают от чувств и настроений
В отличие от чувств, эмоции не имеют привязки к определённому объекту: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро.
- Что вы нового узнали о эмоциях?
– Вы верно отметили, что наши переживания «написаны» у нас «на лице», их можно определить по нашим жестам и интонациям. У людей могут возникать «отрицательные эмоции», и «положительные эмоции».
На доску под стрелками с версиями подписываем названия «отрицательные эмоции», «положительные эмоции».)
- Сейчас я вам раздам карточки с таблицей и словами, а вы самостоятельно попробуйте определить какое задание можно сделать. И распределите слова по колонкам в таблицу.
Слова: положительные эмоции, эмоции, отрицательные эмоции, испуг, восторг, раздражение,
счастье, тревога, радость, удовлетворение, недовольство, «+», «-».
– Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «+»?
- Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «-»?
- Выполнение задания и проверка по эталону
- Выполните самооценку результата своей деятельности:
Выставляю отметку по количеству правильно распределённых эмоций.
«5» - пять правильно распределённых эмоций;
«4» - четыре правильно распределённых эмоции;
«3» - три правильно распределённых эмоции;
«2» - две правильно распределённых эмоции.
Высказывания учащихся:
- В словаре.
Ответы детей:
- Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон
- Связаны с чувством удовольствия или неудовольствия.
положительные эмоции
эмоции
отрицательные эмоции
испуг
-
+
восторг
раздражение
-
+
счастье
тревога
-
+
радость
+
удовлетворение
недовольство
-
- Положительные.
- Отрицательные.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ФИЗМИНУТКА
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой).
Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени).
Качаем головой (головой вперед назад подвигать).
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить).
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть.)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь.
6.Закрепление полученных знаний
Игра «Покажи эмоцию» (учитель называет действия, а дети показывают эмозии)
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Давайте вернёмся к нашему основному вопросу:
- Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?
- Как вы думаете, что на данный момент чувствуем мы?
? Кому и что показалось трудным на уроке?
Практическая работа
Организация практической работы «Проявление эмоций, правила проявления эмоций» по материалам учебника и рабочей тетради
- Есть правила поведения человека в разных ситуациях, а есть ли правила проявления эмоций?
Дети: о его переживаниях или радости мы можем узнать по его лицу, мимике, жестам.
Индивидуальная работа в тетради с. 6 -7, № 2, 3
Работа в тетради с.8.
Составление правил проявления эмоций
10. Итог урока
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
11. Домашнее задание
Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 3.
– Нарисуй сказочного героя с выражением какой-нибудь эмоции на лице. Придумай историю, объясняющую появление этой эмоции у героя. Предложи друзьям догадаться, что за эмоцию ты хотел изобразить.
Используемая литература:
« Окружающий мир . Человек и человечество» 4 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.
Учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 2. А.А.Вахрушев
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс А.А.Вахрушев

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ