Конспект урока по Окружающему миру "Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Охрана воздуха" 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа№22
Урок окружающего мира
в 3 классе
«Воздух, его состав и свойства.
Значение воздуха для живых организмов.
Охрана воздуха»
Подготовила
учитель начальных классов
Тимофеенко Илона Закеровна
ст. Ивановская
2013
Цели:
а) образовательные: познакомить учащихся со способами обнаружения воздуха и его составом; формировать представление о том, что такое атмосфера, и каково ее значение для жизни.
б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через исследовательскую работу.
в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.
Вид урока: урок-исследование.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование для учителя:
карточки с текстом и кроссвордом (для проверки домашнего задания);
презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
тест по теме «Состав и свойства воздуха»
Оборудование для учеников:
баночки с водой;
соломинки;
листы цветной бумаги;
учебник и тетрадь.
Ход урока:
Организационный момент.
– Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Предлагаю урок провести под девизом: «Думай, ищи, твори и развивайся!»
Проверка домашнего задания и повторение раннее изученного.
Задание №1. В тексте необходимо вставить пропущенные слова (приложение 1).
Задание №2. Перед вами лежит кроссворд. Разгадав его, вы сможете прочитать в выделенном столбике название новой темы (работа в парах, приложение 2).
- Какое слово прочитали? (Воздух)
Ведение в тему урока. (Ответить на вопросы учителя)
Что вы знаете о воздухе?
Знаете ли вы, из чего состоит воздух?
Знаете ли вы, каковы свойства воздуха?
Определите тему урока. Поставьте задачи, которые вы хотели бы решить на этом уроке.
Постановка темы, целей и задач урока.
Работа по теме:
Что такое воздух.
Вступительное слово учителя о воздушном океане (текст 1).
- Прочитайте стихотворение (слайд 2). Что можно узнать о воздухе из этого стихотворения?
(Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы:«Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..».)
Слово учителя о голубой «рубашке» Земли (текст 2), далее ученики отвечают на вопросы учителя:
Что такое атмосфера? (Высказывания детей)
Сравните свои высказывания с правильным ответом (слайд 3)
Рассмотрите рисунок (слайд 3). Какие выводы вы можете сделать? (Выслушиваются ответы учащихся)
Прочитайте о значении атмосферы для нашей планеты (слайд 4). Верны ли были ваши предположения?
Состав воздуха.
- Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 5). Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
- Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму, записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании. (Взаимопроверка)
Свойства воздуха.
- Для того, чтобы узнать, какими свойствами обладает воздух, необходимо провести ряд опытов. Ваш одноклассник Серый Никита давно заинтересовался вопросами о свойствах и значении воздуха, провел исследовательскую работу, которая позволила ему ответить на поставленные вопросы. И сегодня на уроке он выступит в роли старшего исследователя, а вы будете его помощниками.
Серый Никита: Мною были поставлены задачи:
Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха;
Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его охране.
Что получилось в результате исследований
№ слайда
Гипотеза
Описание опыта
Деятельность учащихся
Вывод
(делают ученики, сравнивают с эталоном)
№6
Обнаружение воздуха.
Цель: дать возможность обнаружить воздух.
Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему?
Рассматривают описываемый опыт.
Внутри пакета находится воздух.
№7
Опустить в таз с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки.
Что это?
Рассматривают описываемый опыт.
Это воздух.
Воздух находится вокруг нас повсюду.
№8
Воздух есть в живых организмах.
Цель: показать, что в нашем организме есть воздух.
Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки.
Учащиеся проводят опыт самостоятельно.
В нашем организме есть воздух.
№9
Общий вывод:
Воздух есть везде: в живых организмах, на улице, в комнате, в земле, в воде.
№10
Прозрачность.
Цель: показать, что воздух прозрачен.
Сравниваем воздух с непрозрачными предметами.
Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы.
А через воздух всё видно.
Учащиеся проводят опыт самостоятельно.
Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы, люди.
№11
Бесцветность.
Цель: сравнить воздух с телами, имеющими цвет (цветная бумага разных цветов).
Сравниваем с цветными листами бумаги. Воздух не похож ни на одну из них.
Учащиеся сравнивают.
Воздух бесцветен.
№12
Отсутствие запаха.
Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.
Возьму букет цветов, корки апельсинов и т. д. Последовательно понюхаю запахи, распространяющиеся в помещении. Выясняю, какой запах имел воздух до того, как он был насыщен различными запахами.
Учащиеся нюхают воздух до внесения в класс корок апельсина, а затем после.
Чистый воздух ничем не пахнет.
№13
Сжимаемость.
Цель: показать, что при охлаждении воздух сжимается.
Вынести мяч на холод, понаблюдать, что стало с ним.
Мяч стал мягкий, как бы сдутый.
Рассматривают описываемый опыт.
Воздух охладился, сжался и стал занимать меньше места.
№14
Цель: показать, что при нагревании воздух расширяется.
Что произойдёт, если внести мяч в помещение? Проверить гипотезу.
Рассматривают описываемый опыт.
Воздух нагреется, расширится, мяч примет прежнюю форму.
Воздух при нагревании расширяется.
№15
Дополните схему недостающими словами, опираясь на выводы
данного опыта
№16
Подвижность.
Цель: обнаружить движение воздуха (при колебании воздуха образуется ветер)
Помахать книжкой перед собой.
Учащиеся проводят опыт самостоятельно.
Чувствуется лёгкий ветерок.
Воздух лёгкий, при его охлаждении образуется ветер.
Физминутка(приложение 3).
Учитель: Однажды барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле? (слайд 17)
«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш корабль на всех парусах летел к далёким берегам.»
(Дети дают ответ, основываясь на выводах проведенного опыта о подвижности воздуха)
№ слайда
Гипотеза
Описание опыта
Деятельность учащихся
Вывод
(делают ученики, сравнивают с эталоном)
№18
Сопротивляемость.
Цель: доказать такое свойство воздуха, как сопротивляемость.
Взять лёгкий предмет и опустить с высоты. Понаблюдать за тем, как он медленно опускается.
Учащиеся проводят опыт самостоятельно.
Воздух поддерживает, замедляет падение, сопротивляется.
№19
Воздух нам необходим.
Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма.
Провести опыты с задержкой дыхания.
Закрыть ладошками рот и нос.
Вдохнуть воздух и сосчитать,
сколько можно продержаться без воздуха.
Учащиеся проводят опыт самостоятельно.
Воздух нам необходим. Без воздуха нет жизни!
Учитель: Я вспомнила ещё одну историю, рассказанную бароном Мюнхгаузеном (слайд 20):
«…Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался».
Могла ли произойти эта история? Почему?(Дети отвечают, основываясь на выводах данного опыта)
№ слайда
Гипотеза
Описание опыта
Деятельность учащихся
Вывод
(делают ученики, сравнивают с эталоном)
№21
Кислород, входящий в состав воздуха, поддерживает процесс горения.
Цель: узнать, что произойдет с огнём, если к нему прекратить доступ кислорода, который входит в состав воздуха.
Возьму тарелочку и бумагу. Подожгу бумагу.
Накрою горящую бумагу, т.е. прекращу доступ кислорода.
Рассматривают описываемый опыт.
Кислород, входящий в состав воздуха, поддерживает процесс горения.
№22
Воздух нужен растениям
Цель: Показать, что растениям тоже нужен воздух
Взять два растения (одно – со свободным доступом воздуха, а другое – с накрытой крышкой).
Наблюдение проводилось в течение нескольких часов.
Растение, которое
было накрыто – погибло!
Рассматривают описываемый опыт.
Растениям тоже нужен воздух.
Учитель:
Почему растения, зимующие под снегом, не замерзают? (слайд 23).
Почему зимой мы одеваем теплую одежду?
Почему мех животных и оперение птиц зимой гуще?
Благодаря какому свойству воздуха это происходит? Сделайте вывод (слайд 24)
№ слайда
Гипотеза
Описание опыта
Деятельность учащихся
Вывод
(делают ученики, сравнивают с эталоном)
№25
Воздух может быть грязным.
Цель: показать наличие в воздухе пыли и грязи.
С помощью кусочка ваты собрать пылинки с мебели. Откуда они взялись?
Рассматри-вают описывае-мый опыт.
В воздухе были пылинки
В воздухе находятся разные вещества, в том числе и вредные.
Работа в группах: Прочитать текст в учебнике на стр.46-47 и ответить на вопросы:
1 группа: Где «работает» воздух?
2 группа: Отчего загрязняется воздух?
3 группа: Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
Проверка работы групп сопровождается показом слайдов, с опорой на фотографии, рисунки (слайды 27, 28)
Просмотр фрагмента учебного фильма для начальных классов «Охрана воздуха».
Рассказ учителя о том, что воздухом дышит всё живое на Земле (текст 3), что главным очистителем воздуха являются растения. (слайд 30).
Чтение четверостиший детьми (слайд 31, приложение 4)
Серый Никита: - Ребята, а давайте проведем акцию «Будем беречь воздух!». Мы посадим деревья и кустарники возле нашей любимой школы. Этим делом мы поможем нашей планете и украсим нашу школу. (Фотоотчет прилагается)
Подведение итогов. Оценивание.
Какие задачи были поставлены в начале урока?
Смогли ли мы их решить?
Какой главный вывод из сегодняшнего урока вы сделали?
Кто был самым активным на уроке? Чьи ответы вам показались интересными?
Домашнее задание. Стр.47- 50, читать, запомнить свойства воздуха, ответить на вопросы (табличка), рабочая тетрадь стр. 20 № 5.
- А для тех, кому эта тема интересна и кто хочет узнать больше, я подготовила викторину (приложение 5). Вы можете отвечать на вопросы вместе с родителями, друзьями.
Используемая литература:
Учебник «Мир вокруг нас. 4 класс 1 часть». Авторы А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова, 2006
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Авторы О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова,2006
Исследовательская работа ученика Серого Н. по теме «Воздух – дар природы»

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ