Конспект урока по Окружающему миру "Жизнь леса" 4 класс

Урок окружающего мира в 4классе по программе «Школа России».


Тема: Жизнь леса.

Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.


Задачи: сформировать понятие «лесные этажи»;

познакомить с разнообразием животного и растительного мира леса;

учить классифицировать растения по группам, распределять растительность по ярусам;

классифицировать животных по месту обитания;

учить делать выводы;

развивать кругозор, речь детей.

Оборудование: интерактивная доска с заданиями

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Проверьте, все ли готово к уроку у вас на партах?

- Тихо сели.

- Сегодня на уроке выполним много разных заданий, для этого надо быть внимательными и активно работать на уроке.

- В конце урока мы должны составить алгоритм изучения… чего? вы узнаете позже.


  1. Проверка домашнего задания.

- Начинаем урок с проверки домашнего задания.

- О чем говорили на прошлом уроке?

- Приведите примеры различных типов почв, распределив их по природным зонам (в тундре – тундровые, в тайге и смешанных лесах – подзолистые, в лиственных лесах – серые лесные, в степях – чернозем, в болотах – болотные, на лугах – луговые).

- В какой природной зоне мы живем?

- Какая почва характерна для нашего края?


  1. Введение в новую тему.

- Что растет в нашей зоне? Приведите примеры.

- Назовите это одним словом. (Растения)


  1. Работа над новым материалом.

- Распределите растения по группам (работа на доске – картинки деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов).

- Почему вы растения разделили именно так, по каким признакам, на что ориентировались? (высота, количество стволов, стебли).

- Ученые делят так же, как вы, по тем же признакам – по высоте, по наличию стволов и стеблей.

- Расставьте растения по высоте, начиная с самого высокого.

- Что это напоминает? (Лестницу, горку)

- Похоже на лестницу, по которой поднимаются на этажи. Ученые называют эти этажи – ярусами.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники).

3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).

4 ярус – это мхи и лишайники.

- Приведите примеры разных ярусов. Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.

а) Первичное закрепление.

- Выполните задание по карточкам. Запишите примеры в каждой графе.

(1 уровень – деревья, кустарники, травянистые растения; 2 уровень – деревья, 2 ярус, травянистые растения; 3 уровень – 1 ярус, 2 ярус, 3 ярус). Проверка.

- Прочитайте примеры из первой графы, назовите группу растений, какой это ярус?

- Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.


  1. Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.


  1. Продолжение работы над новым материалом.

- Для кого лес является домом? (Для животных).

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.

- Назовите животных нашего леса.

- Расселите животных по месту их обитания.

- Почему именно так вы расселили? (Приспособление животных к условиям жизни – питание, жилище, защита от врагов)

- Приведите примеры животных нашего леса, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве.

- Кто не согласен? Почему? Докажи.

б) Первичное закрепление.

- Выполним задание в тетради с. 57 №6. Взаимопроверка. Кто не согласен с ответом соседа? Почему? Докажи.

- Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? Почему? (Нет. Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща).

- Ученые называют эту связь – лесное или природное сообщество.

- В чем главная связь между животными и растениями? (В питании).

- Составим вместе цепь питания: (на доске) – осина – заяц – волк.

- Составьте в парах цепь питания, выполнив задание в тетради с.58 №8. Проверка. Кто не согласен? Почему? Докажи.

- В какой последовательности мы изучали сообщество?

- Выведем алгоритм изучения…. сообщества.

1. Растительный мир.

2. Животный мир.

3. Взаимосвязь.

- На следующем уроке мы продолжим составление алгоритма.


7. Резерв.

- На карточках под каждой графой нарисуйте растение данной группы, отразив характерные признаки.

  1. Итог.

- Как называется взаимосвязь между животными и растениями?

- Как называется сообщество, о котором мы говорили на уроке?

- Как вы думаете, какие еще могут быть сообщества?


  1. Выставление оценок за работу на уроке.


  1. Домашнее задание.

с.178-179, чтение, пересказ и выполнить творческое задание – нарисовать лесное сообщество, указать взаимосвязь.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ