КТП по окружающему миру 4 класс
Календарно-тематическое планирование уроков окружающий мир 4 класс
Сроки
№
уроков
Тема урока
Планируемые результаты
Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока
Примечания
Освоение предметных знаний
УУД
(личностные и метапредметные
результаты)
1 четверть. 9 нед * 2 часа = 18 часов
Раздел «Земля и человечество» (9 ч)
1.
Мир глазами астронома.
Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Определять причины явлений, событий, извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах
2
Планеты Солнечной системы.
Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года
Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Выявлять существенные признаки объектов, моделировать строение Солнечной системы;
3
Звездное небо. Звезды и созвездия. П.р «Знакомство с картой звездного неба»
Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
П.Р.
4
География как наука. П.р «Показ географических объектов на глобусе и карте»
Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий;
П,Р,
5
История как наука. П.р. «Знакомство с историческими картами»
Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
Перерабатывать полученную информацию: составлять рассказы о мире с точки зрения историка;
характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого
ПР
6
Летоисчисление. Историческая карта
Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях;
7
Понятия об экологии и экологических проблемах.
Человек - часть природы.
Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы;предлагать свои меры по решению экологических проблем;
рассказывать о мире с точки зрения эколога;
8
Всемирное природное и культурное наследие. Красная книга.
Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;
определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям
9
Входная диагностическая работа
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Природа России. 10 часов
10
Равнины и горы России. П.р.»Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов».
Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.
Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Находить на физической карте России изучаемые географические объекты;
характеризовать формы рельефа России.
Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина
ПР
Модел-ие
11
Моря, озёра и реки России. П.р.: «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.»
Водоёмы, их разнообразие, использование человеком
Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов;
ПР
12
Природные зоны России.
Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность
Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи
КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Находить на карте природные зоны России и характеризовать их;
устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами
13
Зона арктических пустынь. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».
Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;
характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям;
выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь;
ПР
14
Тундра. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».
Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;
ПР
15
Леса России. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».
Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги;
ПР
16
Роль леса в природе и жизни людей.
Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг
Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей.
Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;
проект
17
Зона степей. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».
Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи;
сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;
ПР
18
Пустыни. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».
Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь.
ПР
2 четверть. 8 нед.*2 часа=16 часов
19
Зона субтропиков, ее природные особенности. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».
Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Находить на карте природных зон зону субтропиков;
по гербарию, иллюстрациям опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи;
моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны;
ПР
«Родной край – часть большой страны» (15 ч)
20
Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности».
Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности
Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;
находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон
экскурсия
21
Знакомство с различными видами рельефа
Представление о поверхности родного края; работа с картой
Личностные:формирование связи мира природы, культуры окружающих людей
Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные: умение делить на группы знакомые понятия, определять их значение.
Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми
Характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; находить на карте региона крупные города, обобщать полученную информацию, готовить сообщение
22
Виды водоемов. Значение водоемов в жизни человека.
Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана
Личностные:формирование связи мира природы, культуры окружающих людей
Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы
Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение.
Коммуникативные: умение работать в группе
Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану
23
Полезные ископаемые. Практическая работа: «Свойства полезных ископаемых» .
Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств
Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные:
знать о группах ПИ и их применении.
Коммуникативные:
формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
Находить на карте природных зон значки полезных ископаемых, работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу
ПР
24
Почва.
Различные виды почв и их состав .
Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.
25
Природное сообщество смешанного леса.П.р. «Работа с гербарием растений леса»
Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества; характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану;
выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
ПР
26
Природное сообщество луга. П.р. «Работа с гербарием растений луга»
Представления о луге, как природном сообществе
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;
приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу,
ПР
27
Природное сообщество пресных вод.
Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Выявлять экологические связи в пресном водоеме;
рассказывать об обитателях пресных вод; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе; характеризовать пресноводное сообщество по данному в учебнике плану;
28
Растениеводство как отрасль сельского хозяйства
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг
Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье
Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;
29
Незаметные защитники урожая
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
30
Животноводство как отрасль сельского хозяйства.
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,
о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;
характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе
31
Наши проекты. Презентация проектов (по выбору)
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов.
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений;
выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
32
Наши проекты. Презентация проектов (по выбору)
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов.
Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений;
выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
33
Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны».
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.
Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
34
Экскурсия в краеведческий музей
Обобщать полученную информацию, готовить сообщение.
3 четверть. 10 нед * 2 часа=20 часов
Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 ч)
35
История первобытного общества.
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство.
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;обсуждать роль огня и приручения животных;
анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества;
36
Знакомство с историей Древнего мира.
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности
37
Средние века в истории Европы.
Человек – часть природы и член общества. Возникновение городов. Появление мировых религий. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.
Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,
Регулятивные: умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные: конкретизировать представления об эпохе средних веков.
Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению.
Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;понимать важность изобретения книгопечатания для человечества
38
Великие географические открытия.
Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;
обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;
39
Выдающиеся люди разных эпох
Выдающиеся люди разных эпох. Исследования Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. Организация Объединенных Наций.
Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные донести свою позицию до других:
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства
Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;
обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;
обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;
40
Обобщение по теме «Страницы мировой истории»
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения
Личностные: Целостное отношение к природе.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Коммуникативные
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
Осуществлять запись выборочной информации
Раздел «Страницы истории России» (20 ч)
41
Жизнь древних славян. П.р. « Работа с картой»
Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Представление о жизни древних славян.
Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,
Регулятивные: умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали;
. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности
Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище;
составлять план рассказа на материале учебника
ПР
42
Времена Древней Руси.
Представление о Древней Руси, русских князьях. Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Крещение Древней Руси.
Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,
Регулятивные: умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали;
. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению.
Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.
43
Древний Киев и Древний Новгород. П.р. «Работа с картой и схемами»
Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;
ПР
44
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;
выявлять роль летописей для изучения истории России;
характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.
45
Трудные времена на Русской земле
Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
Обсуждать причины
поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия
описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;
46
Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века.
Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
рассказывать по
иллюстрациям в учебнике о Москве при Иване Калите;
47
Куликовская битва. П.р. « Работа с картой»
Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск.
Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.
Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре
Составлять план рассказа о Куликовской битве;
рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; рассказывать о поединках богатырей;
ПР
48
Иван Третий.
Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Иван Грозный – первый российский царь. Опричнина.
Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Познавательные:х Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.
Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре
Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.
49
Начало книгопечатания в России
Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров.
Личностные: выделение морального содержания ситуации.
Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: Делать выводы на основе обобщения знаний .
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;
на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников
50
Смута. Польская интервенция.
Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.
Личностные: выделение морального содержания ситуации.
Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: Работать с различными источниками
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;
51
Пётр Великий.
Организация «Потешных полков».. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота.
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;
высказывать свое отношение к личности Петра Великого;
52
Михаил Васильевич Ломоносов.
Биография М.В.Ломоносова, его деятельность. Основание Московского университета.
Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.
Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре
Составлять план рассказа о М.В.Ломоносов, его заслугах.
53
Екатерина Великая.
Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям
Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.
Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе
Рассказывать по учебнику о крестьянской войне
Е. Пугачева; рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;
54
Отечественная война 1812 года. П.р. « Работа с картой»
Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Партизанское движение. Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные определять причины, событий.
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной
ПР
55
Страницы истории ХIХ века. П.р. « Работа с картой»
Декабристы, Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности. Технические достижения России в XIX веке.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные определять причины, событий.
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника,
формулировать выводы по изученному материалу;
ПР
4 четверть. 8 нед.*2 часа=16 часов
Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков.
56
Россия вступает в ХХ век.
Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Октябрьская революция 1917 года.
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану
57
Страницы истории 20 - 30-х годов. П.р. « Работа с картой»
Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция.
Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные донести свою позицию до других:
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства
Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов
58
Великая война и Великая Победа. П.р. « Работа с картой»
Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.
Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные донести свою позицию до других:
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства
Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
59
Начало освоения космоса
Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Распад СССР.
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
60
Обобщение по теме «Страницы истории России»
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения
Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий
Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
Осуществлять запись выборочной информации
Раздел «Современная Россия» (8 ч)
Раздел «Современная Россия» (8 ч)
61
Основной закон России и права человека.
Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах
Анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;
обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей
62
Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина РФ.
Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство.
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь
Готовить рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.
63
Славные символы России.
Государственный герб, флаг и гимн.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, знакомиться с флагом, знать его историю;
выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения,
64
Понятие о государственных праздниках
Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда.
Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;
Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу
Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;
Рассказывать о родной стране и её святынях
65
Регионы и города России. П.р. « Работа с картой»
Регионы и города России.
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;
презентовать проект
66
Регионы и города России. П.р. « Работа с картой»
Регионы и города России.
Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;
Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу
Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;
презентовать проект
67
Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения
Личностные:формирование личного отношения к окр миру
Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
Познавательныевзаимосвязь природы и человека
Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке
Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.
68
Презентация проектов
Презентация проектов.
Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий
Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;
презентовать проект
69
Презентация проектов
Презентация проектов.
Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий
Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;
презентовать проект

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ