Окружающий мир "Рыбы-обитатели водоёмов" 2 класс
Сведения об учебнике:
учебник «Окружающий мир» Виноградова Н.Ф., Издательский центр «Вентана-Граф»,Москва,2010 г. Образовательная система «Начальная школа XXI века», 2 класс
Учитель: Назарова Наталья Николаевна
Дата проведения: апрель 2014 год
Тема. Рыбы-обитатели водоёмов
Цель: организовать деятельность младших школьников на уроке для усвоения представлений о рыбах-обитателях водоёмов, при работе с информацией, её сбору, синтезу, анализу.
Предметная: сформулировать первичное представление о рыбах-животных, которые приспособились к жизни в воде, их строении, о сходствах и отличительных признаках от других животных
Метапредметная: развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление; речь, воображение, познавательный интерес, владение рассуждением, описанием, повествованием
Личностная: развитие навыков сотрудничества при работе в группе, соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Образовательные технологии: технология проблемного диалога
Методы: анализ, сравнение, наблюдение, выдвижение гипотез
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: мультимедиа, дидактический материал для каждой творческой группы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся (УУД)
Планируемый результат
I Психолого-мотивационный
1 мин.
Показ слайдов 2-3 «Подводный мир» . Слышны звуки моря.
-Отгадайте загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть — не говорю,
Глаза есть- не мигаю,
Крылья есть- не летаю. (Рыба)
-Какие особенности животного отмечены в загадке? (Плаваю в воде, есть рот, глаза, хвост, плавники)
Познавательные УУД:
учащиеся внимательно смотрят видеоряд, делают выводы
Настрой уч-ся на учебную деятельность.
Пробуждение интереса к учебному занятию.
II Постановка учебной цели.
5-8 мин.
Подводящий к теме диалог
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?Постарайтесь определить тему нашего урока.
-Верно, тема звучит так: «Рыбы-обитатели водоёмов»
– Сегодня на уроке мы подробнее узнаем о рыбах, живущих в водных глубинах.
Слайд 1
Человек всегда стремился познать тайны загадочного подводного мира. Во все времена его привлекала прохладная, притягивающая синева морей и океанов, озёр и рек. Не каждый из нас сможет проникнуть в глубины водной среды. Но каждый может иметь «небольшой водоём» у себя дома, наблюдать за его обитателями, открывать для себя его тайны.
-Кто из вас дома открывает тайны ? Что интересного можете рассказать про обитателей водных глубин? (Дети делятся личным опытом)
– Что же объединяет всех рыб в одну группу? (Они очень хорошо приспособлены к жизни в воде, дышат жабрами.)
-Определите, верно ли высказывание: «Рыбы-животные, которые приспособились к жизни в воде» (Дети высказываются, предполагают)
Для того, что определить истинность высказывания, предлагаю провести наблюдение по плану:
В каких водоёмах могут встретиться рыбы?
Чем рыба отличается от других животных? Чем похожа на других животных?
Каков внешний вид рыбы(форма и цвет тела, его части, чем покрыто тело рыбы)?
Как рыба отыскивает корм? Как приспосабливается к жизни?
Регулятивные УУД:
определение темы и цели занятия, составление плана действий
Личностные УУД:
организация своей деятельности на основе сотрудничества, сопоставление своей точки зрения с мнениями одноклассников.
Формирование и развитие регулятивных действий: анализа, синтеза, выделение главного
Личностное развитие: умение планировать свою деятельность на занятии.
III Открытие нового знания
13-15 мин
Подводящий к знаниям диалог
Работа по плану. В каких водоёмах могут встретиться рыбы?
-Какие водоёмы вы знаете? (Реки, пруды, озёра, моря, океаны) На доске карточки данных слов
-Чем различается вода в реках, озёрах, прудах от воды в морях , в океанах? (Пресная, солёная) Распределили карточки на 2 группы.
-Предлагаю вам игру «Исследователи» . Попробуем представить, что мы решили изучить подводный мир. Как мы можем это сделать? При помощи чего? (Акваланг, гидрокостюм, батискаф, лодка) На доске модель батискафа, морские и речные обитатели.
-Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на земле человека, в океанах уже плавали рыбы. Именно из водных глубин и зародилась жизнь. С тех пор рыбы стали развиваться самыми различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб.
-Итак, мы плывём на батискафе. По какому водоёму?
-Каких животных мы можем увидеть? Выберите нужные карточки.(Краб, дельфин, рак, карась, морская звезда, осьминог, акула)
-Каких животных мы не выбрали? Почему?
– Плывём на лодке. Отгадайте, какие ещё рыбы живут в речных водоемах.
Слайд 2
Слайд 3
Драчун и забияка,
Живет в воде,
Кости на спине –
И щука не проглотит. (Ерш.)
Слайд 4
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)
Слайд 5
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала. (Щука.)
-Как вы думаете, какие животные встречаются в водоёмах Саратовской области?(Дети перечисляют: налим, сом, карась, рак, лещ) Что вы о них знаете? (Дети рассказывают о некоторых животных. Например. Сом. Одна из самых крупных пресноводных рыб. Длина его бывает более 4 метров.
Щука. Питается рыбой, лягушками. Масса щуки может доходить до 12 кг. За всю жизнь она съедает до 300 кг всякой рыбы)
Вывод: Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде – озерах, речках.
Слайд 6. Некоторые виды рыб живут в пещерах и слепы, поэтому на головах у них есть усики.
Слайд 7. А некоторые рыбы живут только на дне океанов.
-Работа по плану. -Рассмотрите рисунки. Посмотрите на наш план и вспомните 2 вопрос. Чем рыбы отличаются от других животных?( фронтальная работа)
-Делаем вывод: В отличие от других живых существ рыбы живут только в воде, дышат жабрами, питаются тем, что есть в воде.
Работа по плану. Каков внешний вид рыб? Чем рыбы схожи меж собой?
Слайд 8
-Чем чаще всего покрыто туловище рыб?
-Почему плавники у рыб разные? Что помогают они делать рыбам? Давайте найдем ответ в тексте учебника с. 94-95 (Слайд 9. Тело рыб может быть покрыто чешуйками,
Слайд 10, а может быть совершенно гладким.)
Слайд 11
-Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет им передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок.
-Зачем рыбе жабры и где они расположены? Найдите ответ в тексте учебника.
-Какой цвет тела? Работа по плану.
Слайд 12. Очень разнообразна цветовая окраска рыб.
- Как рыба двигается в воде?
Слайд 13. Большинство рыб используют свой хвост как мотор.
При помощи хвоста и плавников они управляют своими движениями.
Слайд 14. Как и другие животные, рыбы, тоже чувствительны к боли. У рыбы очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей.
Слайд 15. Размножаются рыбы, откладывая икру.
Слайд 16.через некоторое время из икры развиваются мальки будущих рыб.
Слайд 17. Есть рыбы, у которых рождаются живые рыбки. Прочитаем об этом в тексте учебника.
Слайд 18
Борьба за существование под водой настолько напряженна, что рыбы привыкли быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких живых существ, но большинство из них хищники, то есть поедают других рыб или морских животных и насекомых.
Слайд 19. Например, китовая акула ежедневно съедает 4000 кг планктона.
Слайд 20. Оказывается, рыбы могут пахнуть. У них есть два маленьких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы.
Слайд 21. Беседа о водной экологии, бережном отношении к водоёмам и их обитателям. Воды Океана снабжали человека пищей многие тысячелетия. В наше время существенно увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить.
-Вернёмся к высказыванию «Рыбы-животные, которые приспособились к жизни в воде». Верно ли оно? Докажите.
-Делаем вывод: как и любые живые существа, рыбы дышат, передвигаются, питаются, продолжают свой рыбий род, растут, развиваются, умирают. Значит, рыбы-животные, которые приспособились к жизни в воде.
Физминутка (в игровой форме)
Регулятивные УУД:
сравнение, анализ
Познавательные УУД:
поиск новых знаний, сопоставление с имеющимися, расширение кругозора
Формирование и развитие регулятивных действий:анализа, синтеза, выделение главного
Развитие познавательной деятельности: умение извлекать информацию, перерабатывать её и использовать в дальнейшем.
IV Этап первичного закрепления и преодоления трудностей
15 мин.
Работа малыми группами
-К жизни в солёной воде океана(моря) приспособились самые разные животные: раки, медузы, рыбы. Среди них много хищников, которые имеют самые разные удивительные органы для нападения.
Каждой группе дается кусочек текста из энциклопедии и иллюстрация рыбы. Ребята читают отрывок, готовятся отвечать, защищают свой мини – проект по плану, данному в начале урока .
I Задание: подготовьте совместный рассказ об особенностях внешнего вида и жизни морских и океанических рыб (во время подготовки дети могут взять энциклопедию с выставки и использовать при ответе дополнительную информацию).
1 группа:
Тунец – великолепный представитель рыб, совершающих так называемое крейсерское плавание. В поисках добычи ему приходится преодолевать огромные расстояния, поэтому у тунца широкое мощное тело с толстой спиной, узкими грудными плавниками и серповидным хвостом.
2 группа:
Акула. У акулы длинное обтекаемое тело, рот с острыми зубами, присущий морским хищникам. Среди 350 видов акул, опасными являются не более 50 видов – остальные акулы вполне безобидны. Многие акулы довольно малы, не более полуметра длиной, и нападают только на моллюсков и крабов, а самые крупные акулы, вообще, питаются планктоном.
3 группа:
Рыба-бабочка. Легко маневрирующей рыбе-бабочке для того, чтобы сновать между расщелинами рифов и кораллами, не обязательно развивать большую скорость и делать броски. Поэтому у неё округлённое тело и мягкие плавники, приспособленные для движения на малых скоростях. Но у этой рыбки есть тоже мелкие зубки, которые позволяют общипывать обрастания на кораллах.
II Задание Поразмыслите -карточка для каждой группы- «Любопытные факты из жизни рыб» (Обсудили в своей группе.) Задайте вопрос другой группе.
1 группа Как вы думаете...
когда щука на берег выходит?
а) Никогда не выходит;
б) в жаркий летний день;
в) весной, по холодку.
(в). Весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озер, вылезают на отмель огромные щуки метать икру.
2 группа Как вы думаете...
какая из пресноводных рыб самая большая?
а) щука;
б) осётр;
в) сом.
(в). Пресноводными акулами называют у нас старых щук, достигающих 1,5 метра и 50 килограммов веса. В Ладожском озере вылавливали осетров длиной 2,6 метра и весом 128 килограммов. Но этих рыб перещеголяли сомы. В Днепре ловили сомов до 5 метров и 300 килограммов.
3 группа Как вы думаете...
как рыбы разговаривают?
а) молча;
б) тайно;
в) шёпотом.
(в). Шепот — это когда голосовые связки не при чем. У рыб они и не при чем. Скрипят пузырями, жаберными крышками, скрежещут зубами, щелкают костяшками. А слышат как! Пескари звук камертона или свистка за 30 метров улавливают. А уши какие интересные! В черепе, позади глаз, есть пузырек с густой жидкостью, а в ней камешки плавают. Они-то и воспринимают колебания звуковых волн и через нервы передают сигнал мозгу.
Дополнительно
Зачем рыбе жабры?
а) чтобы поесть и поболтать;
б) чтобы лучше слышать;
в) только для дыхания.
(а). Жабры нужны рыбам не только для дыхания, но и для болтовни (скрежещут ими), для еды и для питья (как через сито, отцеживают разную мелкую живность, да и вода становится чище). Чувствительными вкусовыми луковицами не только рот усажен, но и жабры.
Вывод: Обитатели морей и океанов, так же как и представители пресных водоёмов, приспособились к жизни в воде.
Задание «Узнайте животное по описанию»
-Как называются эти животные? (Кит и дельфин)
Работа по учебнику с. 97 «Почему киты молчат?»
1 группа -Прочитайте выразительно стихотворение
2 группа- Что про них можно сказать? (Млекопитающие, не рыбы)
3 группа- Какую поговорку использовал автор?
Личностные УУД:
умение работать в группе, прислушиваться к мнению одноклассников, проявлять инициативу, брать ответственность за принятое решение
Регулятивные УУД: самоанализ деятельности, выявление «пробелов» в знаниях, опора на полученные знания в решении новых задач, применении теории на практике.
Развитие личностных действий: умений выстраивать отношения с окружающими,ответственность за принятые решения при работе в группе
Развитие регулятивных УУД: навыков самоорганизации, выстраивания связи теории с практикой, выявление причин успеха и неудач.
V Этап рефлексии
2 мин.
Что нового узнали на уроке?
-Что больше всего понравилось? Что поразило?Что удивило?
-Что больше всего запомнилось?
-На какие вопросы из жизни водоёма вам бы хотелось получить ответы на следующем уроке?
- На каждом столе лежат рыбки для каждого. Нарисуйте своей рыбке такую улыбку, которая соответствует вашему настроению.
Домашнее задание
С помощью энциклопедий в школьной библиотеке и учебнику подготовьте рассказ об особенностях внешнего вида и жизни морских и океанических рыб (рыба-ёж, рыба-меч, большерот) или о речных обитателях по изученному плану.
Регулятивные УУД:
самооценка, представление о качестве собственной учебной деятельности
Личностные УУД:
умение оценить результативность собственную, заинтересованность в самостоятельном поиске знаний и стремление поделиться ими с окружающими
Развитие регулятивных УУД: саморазвитие, самосовершенствование
Развитие личностных УУД: самостоятельность в работе

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ