План-конспект урока по Окружающему миру "В мире камня"

План-конспект урока

Автор: Барышникова С.Б.

Предмет: «Окружающий мир» (УМК «Планета знаний» авторы Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова).

Раздел: «Природа вокруг нас».

Тема: «В мире камня».

Цели урока:

  • познакомить с горными породами и минералами;

  • показать разностороннее применение камня в жизни человека;

  • показать межпредметные взаимосвязи между объектами живой и неживой природы;

  • воспитывать ответственное отношение к объектам природы;

  • развивать творческие воображение учащихся способность воспринимать и ценить красоту окружающего мира.

Оборудование:

коллекция природных материалов, коллекция ювелирных украшений, карта России, атласы,

компьютер, медиапроектор, экран.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Наблюдение за погодой.

3.Проверка домашнего задания.

4.Изучение нового материала:

а) вступительное слово:

В давние времена Уральские горы называли «Каменный пояс», а пойти за Уральские горы, считалось пойти за Камень.

б) сообщение темы урока - показ презентации «В мире камня» с комментированием педагога;

«Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Еще много тысяч лет назад камень использо­вался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна зла­ков в муку, разглаживать кожи. Блестящими цветными камня­ми человек издавна любил украшать себя.

Камень был надежным оружием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал усколь­зающую добычу. Однако далеко не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, что­бы быть использованным для изготовления оружия или укра­шения. Поэтому люди искали, отбирали нужные им камни, за­поминали их внешние признаки, давали им названия. В настоящее время люди знают очень много о камнях: об их про­исхождении, свойствах и способах их использования. Изучени­ем камней занимается наука — геология».

б) практическая работа «Знакомство с коллекцией камней» (раздаточный материал; медиапоказ образцов камней);

в) работа с учебником: выборочное чтение описания внешнего вида камней и использования их человеком.

г) практическая работа «Как разрушаются горы» (интерактивный показ опыта)

1.Вступительная беседа:

- Ребята, а как вы думаете, горы могут разрушаться?

Ведь горы состоят из камней, которые очень прочны. Когда хотят построить прочный дом, мост или памятник, то их делают из камня. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются и умирают, а постройки, сделанные из камней, стоят как ни в чём не бывало. Каменные горы и подавно кажутся вечными: стоят они огромные и неподвижные и будут стоять всегда.

Но это не так. Как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны. Горы постепенно, хотя и очень медленно разрушаются.

Как же и отчего это происходит?

2. Из истории:

В одной старой книжке описывается такой случай. Лежал в лесу огромный камень. Строили в лесу дорогу, и понадобилось камень убрать. Он был так велик и тяжёл, что его нельзя было ни поднять, ни увезти.

Один крестьянин взялся убрать камень и развёл вокруг огромный костёр. Когда камень накалился, крестьянин стал поливать его холодной водой. Потом опять развёл костёр и опять облил раскалённую глыбу водой. Когда он проделал несколько раз, камень раскололся на куски. Приехал тогда крестьянин с телегой и в несколько дней перевёз обломки.

  1. Создание проблемной ситуации:

Отчего раскололся камень?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим опыт.

Опыт.

Накалим кусочек гранита в пламени и бросим его в стакан с холодной водой.

Через 1-2 минуту вынем кусочек из воды, снова нагрейте его и опять опустим в холодную воду. Проведём ещё раз нагревание и охлаждение гранита.

Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части.

4.Вывод: это произошло оттого, что при нагревании частички гранита расширялись, а при охлаждении сжимались. Одни частички расширяются больше, а другие меньше. Связи между ними нарушаются, и гранит становится непрочным.

Гранит от сильного нагревания и от быстрого охлаждения теряет свою прочность и разрушается.

А что же в природе будет нагревать и охлаждать горы?


5.Гипотеза: А что же потом происходит с обломками камней через много-много лет?


д) установление межпредметных связей по использованию камня:

- Упоминание о свойствах камня встречается также и в литературе, наглядно подтверждая и раскрывая его интересные качества.

Игра «Что бы это значило?»

Задание: раскрыть значение выражений.

  • «Камень преткновения»

  • «Краеугольный камень»

  • «Держать камень за пазухой»

  • «Камня на камне не останется»

  • «Философский камень»

  • «Время собирать камни»

  • «Бросить камень в мой огород»

  • «Камни вопиют»

  • «Тяжкий камень на сердце».

5. Закрепление изученного материала:

а) викторина «Загадки хозяйки Медной горы» (с использование медиапроектора);

Цель: определить по описанию внешнего вида и применению название камня.

1.Желтоватый камень, стукнув два таких камешка, можно высечь искры.

2. Камень с красными разводами, широко применяется при отделочных работах и в изготовлении сувениров.

3. Камень состоит из разных по размеру зёрен, бывает серого, тёмно-красного цвета, очень прочный, красивый, используется в строительстве.

4. Чёрный, блестящий камень, хорошо горит, выделяя много тепла, используют как топливо.

5. Камень белого цвета, используют в школе учителя и дети.

6. Этот «белый камень» можно растворить в воде, используют в пищу, в давние времена стоил дороже золота.

7.Лёгкий, светло-коричневый камень, похож на губку, но твёрдый и шершавый, как тёрка, плавает в воде, используется как гигиеническое средство, а также для шлифовки и полировки различных предметов.

8.Окаменевшая смола древних хвойных деревьев, чаще золотисто-жёлтого цвета, используется для изготовления украшений.

9. Камень имеет окраску зелёного цвета, рисунок напоминает густо-зелёные листья растений, используется для изготовления украшений и для внутренней отделки помещений.

б) знакомство с гороскопом камней «Камни вашего созвездия» (с использование медиапроектора);

П.П.Бажов в своих сказах рассказал, что «велика сила природных камней». Давайте познакомимся с таблицей камней и определим свои камни.

КАМНИ ВАШЕГО СОЗВЕЗДИЯ.

Знак зодиака

Дата

Камни по древним и современным источникам.

Овен

 

21.03 -- 20.04

Сердолик, аметист, оникс, сардоникс, алмаз, родонит, горный хрусталь.

Телец

21.04 -- 20.05

Опал, агат, гиацинт, берилл, карнеол, белый коралл, бирюза, сапфир.

Близнецы

21.05 -- 20.06

Хризопраз, аметист, хризолит, родонит, тигровый глаз,

берилл.

Рак

21.06 -- 20.07

Авантюрин, топаз, аметист, изумруд, халцедон, лунный камень, жемчуг.

Лев

20.07 -- 22.08

Обсидиан, агат, яшма, рубин , гиацинт , лунный камень , змеевик .

Дева

23.08 -- 22.09

Нефрит, яшма, горный хрусталь, халцедон, гранат, гиацинт, изумруд.

Весы

23.09 -- 22.10

Лазурит, сердолик, яшма, родонит, опал, горный хрусталь, турмалин, цитрин, топаз.

Скорпион

23.10 -- 21.11

Яшма, сапфир, кровавик ( гематит ), аквамарин, агат, дымчатый кварц, тигровый глаз.

Стрелец

22.11 -- 21.12

Агат, бирюза, аметист, топаз, хризолит, оникс, чароит, изумруд.

Козерог

22.12 -- 20.01

Малахит, гранат, шпинель, халцедон, хризопраз, агат, кошачий глаз, рубин

Водолей

21.01 -- 18.02

Халцедон, лазурит, топаз, обсидиан, яшма, змеевик, соколиный глаз.

Рыбы

19.02 -- 20.03

Аметист, александрит, красный коралл, хромдиопсид, сердолик, лунный камень.


в) практическая работа «Юный исследователь» (с использование медиапроектора);

Цель: познакомиться с предметом искусства и определить, какие камни были использованы при его создании.

г) работа по группам с опорой на карточку:

План рассказа о камне.

  • Название камня.

  • Описание внешнего вида.

  • Свойства камня.

  • Использование камня человеком (строительство, украшение, хозяйственные нужды)?

  • Где можно встретить залежи данного камня?

  • В каких художественных произведениях можно встретить описание или изделия из данного камня?

6. Домашнее задание. Понаблюдать и подготовить сообщение об использовании камней в вашей семье: дом, украшения, упоминание о камне в речи родителей, использование в игре, наличие исторических и природных объектов в городе, районе и т.д.

7. Итог урока. Что нового и интересного вы узнали на уроке?

В каких областях жизни человека применяется камень?

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ