Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов (68 часов)
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Окружающий мир. 1 - 4 классы» авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, по окружающему миру.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Тип программы: базовая по окружающему миру.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Окружающий мир, 2кл.- сост. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, М.:Астрель, 2013, включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета окружающий мир.
Цель: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребенка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса окружающего мира во 2 классе обучающиеся должны
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
Окружающий мир, 2кл.- сост. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, М.:Астрель, 2013
Рабочая тетрадь, 2 кл. – сост. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, М.:Астрель, 2013
II. Содержание учебного материала
Раздел программы
Содержание ФГОС НОО
Кол-во часов
Как люди познают мир
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки - ученые, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
15
Мы живем на планете Земля
Первые представления о космосе: звезды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли - Луна.
Глобус - модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звездами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полет человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
14
Природа вокруг нас
Первые представления о телах и веществах: твердых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные - обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные - обитатели водоемов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
25
Люди вокруг нас
Первые представления о человеке как социальном существе: человек - член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья - ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоему.
12
Учебно-тематическое планирование
-
№ п/п
Содержание
Кол-во часов
В том числе на:
Выполнение практической части программы:
Контроль:
уроки
Опыт и наблюдение
сообщение
экскурсия
Контрольная работа
Проверочная работа
I
Как люди познают мир
16
16
II
Мы живем на планете Земля
15
15
III
Природа вокруг нас
25
25
IV
Люди вокруг нас
12
12
Итого
68
68
Календарно - тематическое планирование
2 класс
68 ч (2 ч в неделю)
№ урока
Тема урока,
страницы учебника
Задачи урока
Характеристика
учебной деятельности учащихся
Примечания
(домашнее задание)
Фактическая дата
Планируемая дата
Как люди познают мир (15 ч)
1
2
3
О науке
С. 3—13
Дать детям первоначальное представление о науке, познакомить с ее различными отраслями. Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира. Дать представление о постепенности развития научного знания в обществе; познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку;
воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым.
Продолжить формирование информационной грамотности
Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук.
Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул.
Объяснять назначение приборов и инструментов.
Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.
Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение.
Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства.
Определять время по часам.
Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения.
Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников.
Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.
Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.
Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).
Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).
Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта.
Пользоваться схемами и рисунками для получения информации.
Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника.
Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования.
Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.
Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору)
4
Экскурсия в лес
Формировать у учащихся общее представление о лесе; показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Убедить в необходимости бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу. Развивать чувство прекрасного
5
Экскурсия к водоёму
Познакомить учащихся с условиями обитания живых существ в водоеме; показать разнообразие обитателей водоема, их приспособительные признаки и некоторые взаимосвязи. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоема. Развивать эстетические чувства детей
6
7
Как учёные изучают мир
С. 14—17
Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся
8
9
Умей видеть
С. 18—21
Целенаправленно развивать внимание и наблюдательность учащихся; познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним. Тренировать наблюдательность учащихся в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей
10
Приборы и инструменты
С. 22—23
Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; показать, как различные технические приспособления облегчают труд ученых
11
12
Измерение температуры и времени
С. 24—27
Познакомить с устройством и назначением термометров; выполнить практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками. Учить детей измерять время по часам
13
14
Справочники, словари, энциклопедии
С. 28—31
Продолжить развивать информационную грамотность учащихся.: познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. Дать представление о знаках и символах, их значении в жизни человека. Развивать творческие способности учащихся.
15
Об искусстве
С. 32—35
Показать, что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся.
Внеклассная деятельность учащихся
С. 36—37
Мы живём на планете Земля (14 ч)
16
17
Что такое космос
С. 38—43
Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях. Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся
Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.
Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме.
Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины.
Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников.
Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.
Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне;
использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.
Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.
Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.
Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.
Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.
Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися.
Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях.
Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине).
Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.
Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца.
Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».
Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.
Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.
Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности.
18
19
Солнечная
система
С. 44—47
Сформировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. Развивать творческие способности
20
21
Голубая планета Земля
С. 48—51
Сформировать представление о Земле как планете. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле
22
Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей
Подвести итоги наблюдений за осень; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы. Развивать творческие способности учащихся
23
Спутник Земли — Луна
С. 52—53
Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли — Луне. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества
24
Исследование космоса
С. 54—55
Расширить представления учащихся о способах познания мира. Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения ученых России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полетов увеличили возможности ученых в исследовании космоса
25
Что такое глобус
С. 56—57
Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся
26
Почему день
сменяет ночь
С. 58—59
Углубить знания о движении Земли вокруг оси; опытным путем сформировать первые представления о причине смены дня и ночи на Земле. Развивать коммуникативные способности учащихся
27
28
Как изучали
земной шар
С. 60—65
Познакомить учащихся с историей географических открытий. Развивать умственные и творческие способности учащихся, сотрудничество
29
Исследование глубин морей и океанов
С. 66—69
Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания. Повторить и обобщить знания по разделу; провести проверочную работу по усвоению знаний по разделу. Обсудить достижения и ход работы участников проекта «Мы живем в Космосе»
Внеклассная деятельность учащихся
С. 70—71
30
31
Тела и вещества
С. 7
Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность. Продолжить формирование умения работать в группе
Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.
Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.).
Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов.
Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.
Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.
Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.
Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы.
Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу.
Находить ответы на вопросы в тексте учебника.
Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы.
Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде.
Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника.
Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.
Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему.
Читать схемы и извлекать нужную информацию.
Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах.
Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении.
Участвовать в коллективной подготовке театра теней.
Выражать настроение в рисунках.
Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе;
Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха).
Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице.
Использовать справочник для получения новых сведений.
Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни»
32
33
Об энергии
С. 78—83
Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту
34
35
Свет и цвет
С. 84—85
Познакомить с различными источниками световой энергии. Показать опытным путем как образуются тени от предметов. Учить работать со схемами. Развивать творческие способности учащихся
36
Зеркала
С. 86—87
Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность детей
37
О цвете
С. 88—89
Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов;
учить воспринимать красоту окружающего мира
38
39
В мире звука
С. 90—95
Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования. Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума. Продолжить формирование умения работать в группе
40
41
В мире камня
С. 96—99
Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников
42
Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей
Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений;
учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам природы
43
44
В мире живой природы. На опушке
С. 100—103
Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства
45
46
В берёзовой роще
С. 104—107
На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды
47
48
В ельнике
С. 108—111
На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой
49
50
У лесного озера
С. 112—115
Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде
51
В сосновом лесу
С. 116—117
Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни
52
Берегите лес!
С. 118—121
Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе;
познакомить с правилами поведения в лесу
Внеклассная деятельность учащихся
С. 122—123
Люди вокруг нас (12 ч)
53
54
Человек
в обществе
С. 124—129
Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека. Показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней
Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника).
Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.
Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях.
Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей;
выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.
Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.
Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.
Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону.
Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.
Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему.
Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради)
55
Труд в жизни
Человека
С. 130—131
Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду
56
57
Семья
С. 132—135
Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье;
воспитывать заботливое отношение к членам семьи
58
59
Бюджет семьи
С. 136—139
Раскрыть значение денег в обществе; показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи
60
61
Будем вежливы
С. 140—145
Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета
62
63
О друзьях-товарищах
С. 146—151
Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность;
показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей
64
Обобщение
Наблюдений
за весенними изменениями
в природе и труде людей
Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений;
учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы
Итого: ___ часа(ов)

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ