ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 часов)
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Вид
контроля
Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания
Домашн. задание
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Раздел 1. Вещество и энергия (5 часов)
1
Введение.
ПДД № 1
1
Урок введе-ния новых знаний
Знать:
– что такое тело, природное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;
– роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.
Уметь:
– применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
– различать твердые тела, жидкости и газы;
– пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара
Текущий контроль
с. 3-7 знать условные обо-значения
I четв.
2
Тела и вещества.
1
Урок откры-тия новых знаний
Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ
Текущий контроль
Тела естественные и искусственные.
Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе
с. 10-11 вопросы1-3,
р.т. с. 2
№ 2
3
Из чего состоит вещество?
Проверочная
работа «Тела и вещества»
1
Комби-нированный урок
Наблюдение разных состояний воды.
Твёрдые тела, газы, жидкости. Чистые вещества, смеси.
Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «Тела и вещества»
Вещество состоит из частиц. Атомы и молекулы – мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ
с.12-15 вопросы 3-4, р.т. с.4 № 5- 8 по выбору
4
Что такое энергия?
1
Урок
открытия новых зна-ний
Энергия, различные источники энергии, освоение человеком различных источников энергии.
Текущий контроль
Энергия – источник движения, способность совершать работу. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии
с. 17-19,
з. с. 17, р.т. с. 6 № 3,№ 4 по выбору
5
Превращение энергии.
Проверочная
работа «Энергия».
1
Урок рефлексии
Закон сохранения энергии: переход из одной формы в другую.
Тематичес- кий контроль
Проверочная
работа «Энергия».
Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Энергия и вещество
з.4,
р.т. с.7 № 1-2
Раздел 2. оболочка планеты, охваченная жизнью (6 часов)
6
Где обитают живые орга-низмы?
1
Урок откры-тия новых знаний
Живая оболочка-биосфера, воздушная оболочка-атмосфера, водная оболочка-гидросфера, каменная оболочка-литосфера.
Знать:
– что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;
– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Уметь:
– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
– выделять звенья круговорота веществ;
– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ
Текущий контроль
Человек и его связь с природой. Связь человека с компонентами природы. Оболочки Земли. Воздушная. Водная и каменная оболочки. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Живые и неживые компоненты биосферы
с. 22–25 вопросы 1-2,
з. 4
7
Большой круговорот веществ
1
Комби-нированный урок
Отходы жизнедеятель ности одних организ-мов употребляются другими. Их последо-вательные превраще-ния образуют замкну-тые цепи. В конце каждой такой цепи вновь восстанавлива-ется вещество, с кото-рого эта цепь начина-лась.
Текущий контроль
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие большого круговорота веществ в природе.
Жизнь – участник круговорота веществ. Стабильность условий на поверхности Земли и согласован-ность компонентов природы – заслуга жизни.
с. 26–29 вопросы 2, 3; рассказ о круговороте веществ по схеме
8
Живые участники круговорота веществ.
1
Урок рефлексии
Производители, потребители, разрушители, органическое вещест-во, минеральное (неор ганическое) вещество, фотосинтез
Знать:
– что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;
– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Уметь:
– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
– выделять звенья круговорота веществ;
– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ
Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «Кру-говорот ве-ществ»
Участники круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные и их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии и их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Биосфера – единство живого и неживого.
с. 30–33 з. 5 работа со схемой
9
Обмен ве-ществ в орга-низме.
1
Комби-нированный урок
Обмен веществ: одни вещества заменяются другими (сложные ор ганические вещества превращаются в более простые и разносятся по всему телу).
Текущий контроль
Поток вещества, идущий через жи-вой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение.
с. 34–35 вопросы 1-2, р.т. с.16
№ 6 - 7
10
Как живые организмы запасают энергию Солнца?
1
Урок-обобщения
Часть энергии Солнца тратится на жизнедея-тельность и самооб-новление организма, другая часть запасает ся в теле, увеличивая его размеры.
Текущий контроль
Роль Солнца как источника энер-гии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
с. 38–39 вопросы 1-2, р.т. с.18 № 4
по желанию
11
Контрольная работа № 1 «Вещество и энергия. Жи-вая оболочка планеты».
1
Урок контроля ЗУН
Итоговый контроль
р.т. с.14 № 3- 4 повтор. схему круговорота веществ
Раздел 3. экологическая система (9 часов)
12
Жизнь экосистемы
1
Урок откры-тия новых знаний
Экосистема- единство живой и неживой при роды, в котором сооб-щество (все живые организмы разных «профессий», обитаю-щие в экосистеме) способно совместны- ми усилиями поддер-живать круговорот веществ. Цепи питания.
Знать:
– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
– что такое почва и какова ее роль в плодородии.
Уметь:
– выделять цепи питания в экосистемах;
– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
Текущий контроль
Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.
с. 40-43 вопросы 1-4, р.т. с.20 № 4
№ 5 по желан.
13
Почва – важ-нейшая часть экосистемы.
ПДД № 2
1
Комби-нированный урок
Почва-поверхностный плодородный слой земли. Перегной (гу-мус). Плодородие поч вы зависит от количес тва перегноя и мине- ральных веществ.
Текущий контроль
Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности. Их использование человеком.
с. 44–45 вопросы 1-4, з. 5 по желанию, р.т. с.22 № 5
14
Экосистема озера
1
Урок откры-тия новых знаний
Вода в природе. Во-доемы, их использо-вание человеком, охрана. Круговорот веществ не полностью замкнут- условия в экосистеме постепен-но меняются.
Знать:
– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
их специфике;
– что такое почва и какова ее роль в плодородии.
Уметь:
– выделять цепи питания в экосистемах;
– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
Текущий контроль
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
с. 46–49
вопросы 5-6, р.т. с. 23 №2
№ 4
15
Экосистема болота
1
Урок откры-тия новых знаний
Круговорот веществ не полностью замк-нут- условие для накопления торфа.
Текущий контроль
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью
замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Самоосушение болота.
с. 50–53 вопросы 1-3,
р.т. с.26
тест
16
Экосистема луга
1
Урок откры-тия новых знаний
Растения: разнообра-зие, части растения, условия, необходи-мые для жизни. Роль злаков..
Текущий контроль
Природные сообщества родного края.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Насекомые-опылители и растения – пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом
с. 54–57 вопросы 1-5,
р.т. с.28 № 1-2
17
Лесные про-изводители .
ПДД № 3
1
Урок откры-тия новых знаний
Деревья, кустарники, травы.
Текущий контроль
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Распространение семян растений (береза, дуб, малина)
с. 58–61 вопросы 1-4,
р.т. с.30 № 4
II четв.
.
18
Потребители и разруши-тели экосис-темы леса.
1
Урок рефлексии
Животные: разнооб-разие (насекомые, птицы, звери); особен ности их внешнего вида, питания, размно жения. Взаимосвязь растений и животных
Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «При-родные эко-системы»
Значение лесных животных.
Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Лес - устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.
с.62-64 вопросы 1-3,
р.т. с.31
№ 4, № 3,№ 5
по жел.
19
Экосистема поля
1
Урок откры-тия но-вых зна-ний
Дикорастущие и культурные растения родного края. Удобрение.
Знать:
– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
– что такое почва и какова ее роль в плодородии.
Уметь:
– выделять цепи питания в экосистемах;
– определять принадлежность расте-ний и животных к основ-ным изученным система-тическим группам
Текущий контроль
Поле – искусственная экологиче-ская система. Культурные растения, сажаемые на полях. Сезонная жизнь крестьян. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных расте-ний к защите – массовые размноже-ния сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями
с. 70–73 вопросы 1-5,
р.т. с. 34
№ 3-5
20
Аквариум – маленькая искусствен- ная экосистема
1
Комбиниро-ванный урок
Аквариум – малень-кая искусственная экосистема.
Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «Иску ственные эко-системы»
Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты в аквариуме.
Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста
с. 74–77 вопросы 1-2, р.т. с.36 № 4
№ 5
Раздел 4. живые участники круговорота веществ (14 часов)
21
Растения – производите-ли.
1
Урок откры-тия новых знаний
Растения: разнообра-зие, внешнее строение (части растения), условия жизни (крат-кая характеристика)
Знать:
-основные группы расте-ний (хвойные, цветко-вые), части растений (ко-рень ,стебель, лист, цве-ток);
Уметь:
– проводить наблюдения за растениями;
– объяснять необходи-мость бережного отноше-ния к живым организмам
Текущий контроль,
практическаяработа «Час-ти растений»
Растения и их роль на Земле. Осво-ение суши. Главное достоинство суши – обилие света. Сплошное распространение растений – зеле-ный покров планеты. Главный не-достаток суши – нехватка воды и высыхание. Появление побега у высших растений и освоение верти-кали в воздушной среде. Стебель, лист, корень – основные органы высших растений. Семя и его роль. Плод. Цветок – орган размножения
с. 78–83
вопросы
1-5
22
Животные маленькие и большие
1
Комби-нированный урок
Простейшие, черви, моллюски. Прикреплённые и подвижные низшие животные.
Знать:
-основные группы живот ных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, прес мыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Уметь:
– проводить наблюдения за растениями и животны ми;
– объяснять и доказывать необходимость береж-ного отношения к живым организмам
Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «Расте ния».
Животные и их роль на Земле. Появление одноклеточных и многоклеточных животных. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Первый скелет
с.88–89 вопросы 1-4,
з. 5
по желанию
23
24
Маленькие
рыцари
ПДД № 4
2
Урок откры-тия новых знаний
Насекомые, пауки, членистоногие, ракообразные.
Тематичес-
кий контроль
Проверочная
работа «Жи-вотные».
Появление твердых покровов – защита от хищников. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Наружный скелет раков – «латы» рыцаря.
Насекомые и их многообразие
с. 90–95
вопросы 1-5;
р.т.с. 46 № 1- 4
25
Первый шаг
из моря на сушу
1
Урок откры-тия новых знаний
Позвоночные: рыбы, земноводные,позвоночник.
Рыбы, другие обита-тели водоемов, осо-бенность их обита-ния; понимание цен-ности рыб для жизни человека; охрана рыб
Текущий контроль
Возникновение позвоночника- внут реннего скелета. Рыбы - позвоноч-ные животные. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Позво-ночные с внутренним скелетом – крупнейшие животные суши. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде.
с. 96–99 вопросы 1-3, р.т. с.48 № 6
№ 7, № 3 по желан.
26
На суше – как дома
1
Урок откры-тия новых знаний
Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, кро-кодилы, черепахи.
Холоднокровные животные.
Знать основные группы животных (насекомые, пауки, рыбы, земновод -ные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Уметь:
– проводить наблюдения за животными;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа « Ви-ды живот-ных».
Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела.
с. 23–26, № 6, 7
27
Пернатые изобретатели
1
Урок
открытия новых зна-ний
Птицы, особенности обитания; значение птиц для природы и жизни на Земле; охрана птиц.
Текущий контроль
Птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособление к полету. Забота о потомстве у птиц. Мозг и органы чувств.
с. 27–32, № 9
28
Наши братья
1
Урок откры-тия новых знаний
Млекопитающие. Шерсть, органы чувств. Особенности среды обитания, питания, строения животных.
Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «Груп- пы живот-ных».
Звери – животные с постоянной температурой тела. Звери. Забота о потомстве у зверей. Мозг и органы чувств.
с. 33–38, № 8
29
Осторожно, животные!
1
Комби-нированный урок
Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира.
Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «Осто-рожно, живот ные».
Правила безопасного поведения при общении с животными.
с. 39–43
30
Прирожден-ные разруши-тели.
1
Урок рефлек-сии
Понятие о грибах, их роли в природе; осо-бенности строения, роста; значение для человека. Грибы: плас тинчатые, трубчатые, дрожжи. Грибница.
Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Уметь:
– проводить наблюдения за растениями и животными;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
Тематичес-кий контроль
Проверочная
работа «При-рожденные
разрушите-
ли».
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Грибы – разру-шители древесины. Дрожжи – тоже грибы, их роль в изготовлении хлеба. Съедобные грибы и их взаи-мовыгодное сотрудничество с рас-тениями (подберезовик и береза, подосиновик и осина)
с. 44–47, № 8
31
Контрольная работа № 2 «Живые участ ники кругово рота веществ»
1
Урок контроля ЗУН
Итоговый контроль.
32
Как нам жить в дружбе с природой.
1
Комби-нированный урок
Заповедник, национальный парк.
Долг перед природой-это долг перед буду-щими поколениями. Им придётся «уби-рать» Землю за нами.
Текущий контроль.
Человечество и освоение всех ро-лей в биосфере. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота ве-ществ и угроза благосостоянию лю-дей. Примеры экологических нару-шений в биосфере. Жизнь в согла-сии с природой – единственная стратегия для человечества
с. 48–51,
№ 5, 6
33
34
Экскурсия в природу «При рода и чело- век»
ПДД № 5
2
Урок-экскурсия
Участие в элементарной экологической деятельности
Текущий контроль.
Раздел 5. твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 часа)
35
Живая связь времен
1
Урок введе-ния новых знаний
Знакомство с понятием история.
Поколение.
Знать понятия: родословное дерево,
Родина, государство, общество, закон, эра, христианство.
Уметь:
– строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и эрам;
– определять последовательность исторических событий
Текущий контроль
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество – связь времен
У.с.8-11
В.1-3;
Т. с. 3, №3, №4
36
Как люди считают время?
1
Урок откры-тия новых знаний
Знакомство с понятием век, христианство, эра..
Текущий контроль
Знакомство с понятием историческое время.
Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Век и эра – точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении «христианская» эра. Первичные представления о христианстве
У.с.12-15
в.1-4;
Т. с. 4, № 3
37
С чего начинается Родина?
1
Урок рефлек-сии
Россия – наша Родина
Родина, общество, государство, закон.
Текущий контроль
Наша Родина (дом, город, родной край, страна).
Общество, в котором мы живем. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством
У. с. 16–21
в.1-4;
Т. с. 7, № 3
38
Память о прошлом
1
Комби-нированный урок
Углубление понятия история, историчес-кий источник.
Тематичес-кий контроль
Проверочная работа «Твои родные и твоя Родина»
История моей Родины
История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России
У. с. 22–25
в.1-2;
Т. с.8, № 2
Раздел 6. времена древней руси. IX–XIII века (5 часов)
39
Когда на Руси появилось государство?
1
Урок откры-тия новых знаний
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исто-рические картины бы-та, традиций людей в разные исторические времена. Древняя Русь, восточные сла-вяне, великий князь, храм.
Знать понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда.
Уметь:
– ориентироваться в образной исторической карте;
– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории:
времена Древней Руси;
– различать следы исторического прошлого в современной действительности
Текущий контроль
Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племен. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче
У. с. 28–31
в.1-4;
Т. с. 11, № 3, №4
40
«Золотые ворота» в Древнюю Русь.
1
Комби-нированный урок
Культура, ремесленники, купцы, икона, монах, монастырь, летопись.
Текущий контроль
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский
У. с. 32–37
в.1-3;
Т. с. 13, № 3
41
Древняя Русь – страна городов.
ПДД № 6
1
Урок рефлек-сии
Города – центры культуры Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города.
Текущий контроль
(схемы-сравнения городов Древней Руси)
«Древняя Русь – страна городов».
Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Ру-си. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
У. с. 37 в.4-6, реферат об од-ном из городов по желанию
42
«За землю Русскую!»
1
Комби-нированный урок
Кочевники, рыцари
Тематичес-кий контроль.
Проверочная работа «Вре-мена Древней Руси».
У. с. 38–41
в.1-2;
Т. с. 14,
№1, № 3
43
«Слово о погибели Русской земли»
1
Комби-нированный урок
Хан, Золотая Орда, ислам.
Текущий контроль
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичное представление об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды
У. с. 42–47
в.1-3;
Т. с. 17, № 3,
№ 5
Раздел 7. времена московского государства. XIV–XVII века (6 часов)
44
От Древней Руси к единой России
1
Урок откры-тия новых знаний
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исто-рические картины бы-та, традиций людей в разные исторические времена Российского государства.
Времена Московского государства, Куликовская битва, великий государь.
Знать понятия: великий государь, царь.
Уметь:
– ориентироваться в образной исторической карте;
– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;
– различать следы исторического прошлого в современной действительности
Текущий контроль
Время создания Московского государства – время борьбы, жестокости и справедливости. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от Ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орел. Московское государство – наследник Древней Руси
У. с. 48–51
в.1;
Т. с. 20, № 3,
№ 4
.
45
Земля и люди Московского государства
1
Комби-нированный урок
Крестьяне, бояре, дворяне, стрельцы, книгопечатание
Текущий контроль
Московское государст-
во – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства Москва
У. c. 52–57
в.1-2;
Т. с.22, № 3,
№ 4
46
Москва златоглавая
1
Урок рефлек-сии
Московский Кремль – памятник времен Московского государ-ства, «сердце Москвы и всей России».
Текущий контроль
Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного
У. с. 58–61
в.1-2;
Т. с. 24, № 2,
№ 3
47
«Хуже гроз-ного царя только между царствие».
1
Комби-нированный урок
Смутное время – угро за распада Москов-ского государства.
Народное ополчение, Земский собор.
Текущий контроль
Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
У. с. 62–65
в.1-3;
Т. с. 25 №2
48
49
Контрольная работа № 1 «Времена Древней Руси и Московско-го государ-ства».
Обобщение изученного.
ПДД № 7
2
Урок контро-ля ЗУН.
Урок-обобще-ние.
Итоговый контроль
Освобождение Москвы и спасение Отечества
Т. с. .26 № 4
Т. с. 28, № 3
Раздел 8. времена российской империи. XIII–начало XX века (5 часов)
50
Петр Великий
1
Урок откры-тия но-вых зна-
ний
Преобразование России Петром Великим – первым российским императором.
Знать понятия: император, чиновники, крепостное право.
Уметь:
– ориентироваться
в образной исторической карте;
– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства
Текущий контроль
Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург.
У. с. 66–69
в.1-2;
Т. с. 32, № 3,
№ 4
51
Власть и на-род Россий-ской империи
ПДД № 8
1
Комби-нированный урок
Чиновники, крепостное право
Знать понятия: император, чиновники, крепостное право.
Уметь:
– ориентироваться в образной исторической карте;
– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;
– различать следы исторического прошлого в современной действительности
Текущий контроль
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец
А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве
У. с.70–72
в.1-3;
Т. с.34, № 4
52
Как Россия у Европы «училась»
1
Комби-нированный урок
Достижения российской культуры во времена империи. Московский университет.
Текущий контроль
Михайло Ломоносов – «наш первый университет».
А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи
У. с.74–78
в.1-3;
Т. с. 36 № 3
.
53
«Гроза двенадцатого года»
1
Комби-нированный урок
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России.
Текущий контроль
Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага.
М. И. Кутузов
У. с. 80–83
в.1-3;
Т. с. .37 № 2
54
Император-освободитель
1
Комби-нированный урок
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Дворяне- помещики, капиталис ты, рабочие.
Тематичес-кий контроль
Проверочная работа «Времена Российской империи»
Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи
У. с.84–87
в.1-3;
Т.с. 40, № 3
Раздел 9. времена советской россии и ссср. 1917–1991 годы (6 часов)
55
56
Россия в огне.
ПДД № 9
2
Урок откры-тия но-вых зна-ний
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исто-рические картины бы-та, традиций людей в разные исторические времена СССР.
Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР.
Уметь:
– ориентироваться в образной исторической карте;
– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена советской России и СССР;
– различать следы исторического прошлого в современной действительности
Текущий контроль
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 года.
В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование СССР
У. с. 88–90
в.1-2;
У. с. 91-93
в.3-4;
Т. с. 43, № 4
57
«К светлому будущему»
1
Комби-нированный урок
Цель советского госу-дарства – строитель-ство справедливого общества. Символы СССР. Коммунисти- ческая партия, комсо-мольцы, пионеры, колхоз.
Текущий контроль
Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистическая партия. Попытка строительства справедливого общества. Правление
И. В. Сталина
У. с.94 –96
в.1-3;
Т. с. 45, № 4
58
«Вставай, страна огромная…»
1
Комби-нирован-ный урок
Вторая мировая и Великая Отечествен-ная война.
Текущий контроль
Победа над фашизмом.
У.с.100–
105 в.1-4
Т. с. 47 № 4
59
Великая Оте-чественная война.
ПДД №
1
Урок-обобще-ние
Сообщения уч-ся о героях Великой Отечественной войны
Текущий контроль
Герои Великой Отечественной войны
Т. с. 47 № 3
60
«Через тернии к звездам»
1
Комби-нированный урок
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны.
Текущий контроль
Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране
У.с.106–
109 в.1-3
Т. .с. 49, № 3
Раздел 10. современная россия (8 часов)
61
В каком государстве мы живем?
1
Урок откры-тия но-вых знаний
Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России.
Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.
Уметь:
– ориентироваться в образной исторической карте;
– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия
Текущий контроль
Важнейшие события, происходящие в современной России. Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов
У.с.110-111 в.1-2
Т. с. 50, № 1
62
Я – гражданин России!
1
Урок рефлек-сии
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исто-рические картины бы-та, традиций людей в разные исторические времена. Российская Федерация.
Конституция России. Права граждан Рос-сии.
Тематичес-кий контроль
Проверочная работа «Вре-мена Совет-ской России и СССР»
Понятия о гражданстве. Права и обязанности граждан. Права ребенка
У.с. 111-113 в.3-4
Т. с.51, № 5
63
Власть народа
1
Комби-нированный урок
Текущий контроль
Что такое демократия? Представления об избирательной системе
У.с.114- 117 в.1-3
64
Кто в государстве самый главный?
1
Комби-нированный урок
Государственная власть в России.
Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.
Уметь:
– ориентироваться в образной исторической карте;
– определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия
Текущий контроль
(графическая работа «Дере-во власти»)
Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная Дума –собрание избранных народом представителей, которое создает законы
У.с.118–121 в.1-3
Т. с. 54, № 4
65
Народы России
1
Комби-нированный урок
Россия на карте.
Текущий контроль
Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта.
Единство и равноправие всех народов России
У.с.122–127 в.1-5
Т. с. 55, № 2
66
Контрольная работа № 2 «От Древней Руси до современной России»
1
Урок контро-ля ЗУН
Итоговый контроль
Т. с. 56 № 5
67
Наш общий дом
1
Урок-обобще-ние
Города России: назва- ние, достопримеча-тельности, расположе ние на карте.
Текущий контроль
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации Достояние Российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России
У.с.128–131 в.1-4
Т. с. 58, № 4
68
Обобщение изученного. Как нам жить?
ПДД № 10
1
Комби-нированный урок
Государственные праздники.
Текущий контроль
Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования)
У.с.132-135 в.1-4
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ