Занятие по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» Тема. Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры? 1 Класс

Федерягина О.Н., МКОУ «Затеченская ООШ» Далматовского района Курганской области



Занятие по программе внеурочной деятельности

научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир»


Тема 7. Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?

Класс: 1.

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тип занятия: аудиторное.

Количество часов: 2.

Форма проведения занятия: практическая работа, проектная деятельность.

Формы организации деятельности учащихся: групповая.


Цель: расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе и правилах безопасного поведения зимой.

Задачи: закрепить элементарное представление об образовании снежинок, на основании опыта установить, чем может быть загрязнен снег, создать условия для развития умения наблюдать, рассуждать, слушать, сравнивать, учитывать мнение товарища в группе, сравнивать, высказывать собственное мнение, формировать навыки здоровьесбережения.


Планируемые результаты

В области планируемых результатов будут формироваться следующие УУД:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию, установка на здоровый образ жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные:

обращаться за помощью, отвечать на вопросы, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оценку, самооценку, проявлять активность и толерантность во взаимодействии;

Регулятивные:

удерживать учебную задачу, составлять план действий, предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задачи;


Познавательные:

поиск, выделение и передача необходимой информации из различных источников (в том числе и с помощью ИКТ), сравнивать и обобщать, проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкции при проведении опыта, делать выводы на основе полученных результатов.


Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, лупы, фотоаппарат, литература по теме, разнообразные фильтры, материалы и инструменты для опыта (стаканчики со снегом, ткань, ватные диски для фильтрования), листы бумаги, карандаши, фломастеры, учебник окружающего мира.


Ход занятия


Этапы занятия

Содержание

деятельности педагога

Содержание

деятельности учащихся

Инструментарий

1.Организаци-

онный момент.


Учащиеся просматривают фрагмент клипа «Снежинки под микроскопом». Делятся впечатлениями.

Компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

Клип из Интернета.

1 мин

Цель: эмоциональный настрой.


2.Актуализация субъективного опыта учащихся. Целеполагание.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, о чем они говорили на уроке окружающего мира и ответить на вопросы:

- Что такое снежинка?

- Какой формы бывают снежинки?

- От чего зависит форма снежинок?


Учитель обращает внимание детей на стаканчики со снегом. Предлагает рассмотреть снег.


- Можно ли разглядеть форму снежинок с помощью лупы? А с помощью микроскопа?

- Рассмотрим фотографии снежинок, сделанные под микроскопом.




- Вернемся к стаканчикам со снегом. Этот снег был взят ребятами со школьного крыльца, пришкольного участка и у дороги.

Маша и Миша предлагают нам провести исследование. Откройте учебник на с. 35 и сформулируйте цели, этапы исследования.




- Предположите, чист ли белый снег?

- Снег из какого стаканчика будет чище?

- Что для проверки нашего предположения предлагают нам авторы учебника?

- Предложите, какой продукт нашего проекта мы сможем сделать после проведения исследования?


Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь информацией, полученной на уроке окружающего мира.






ДМ. Дети рассматривают снег невооруженным глазом, с помощью лупы.





Рассматривают фото, сравнивают формы снежинок.









Учащиеся с помощью марок и иллюстраций учебника ставят проблему исследовательского проекта «Почему нельзя есть снег?» и задание для проведения опыта «Проверь, чист ли белый снег».




С опорой на иллюстрации учебника, учащиеся планируют этапы проведения исследования.



- Изготовление мини-плакатов «Почему нельзя есть снег?», поиск загадок, пословиц и поговорок о снеге, фотографирование всех этапов исследовательского проекта и подготовка отчета в электронном виде.









Комплекты луп.

Цель: наблюдение.






Фото снежинок из Интернета.

Цель: наблюдение, сравнение.








Учебник окружающего мира.

Цель: предоставление визуальной информации.

3.Практическая работа.

Учитель предлагает приступить к исследованию.

- Пока тает снег в стаканчиках, давайте подумаем, с помощью чего мы проверим, чист ли снег.

- Мы воспользуемся фильтром. Кто знает, что это такое? Кто видел фильтры, пользовался ими дома?

Фильтр – это приспособление для очистки воды.

- Какие бываю фильтры?

Давайте рассмотрим разные фильтры, которые человек использует для очистки воды. Для чего надо очищать воду?


- Рассмотрите материалы, которые я принесла на урок. Подумайте, как изготовить самодельный фильтр, который будет задерживать грязь, частицы земли, соломы и т.д.


Учитель предлагает вернуться к стаканчикам, в которых уже растаял снег.

- Предположите, в каком стаканчике снег был взят у дороги, на крыльце и пришкольном участке.



- Давайте профильтруем воду с помощью изготовленных фильтров.

- Что мы видим на фильтре?

- Какая стала вода после фильтрования.

- Достаточно ли этого очищения, чтобы употребить эту воду для питья?


Учитель предлагает сделать вывод после проведенного опыта «Можно ли есть снег?»




- Продолжим работу над проектом.

1 группа будет рисовать мини-плакаты «Почему нельзя есть снег?»

2 группа в дополнительной литературе будет искать загадки, пословицы и поискать загадки, пословицы и поговорки о снеге.

3 группа будет искать загадки, пословицы и поискать загадки, пословицы и поговорки о снеге в Интернете.


ДМ. Учащиеся ставят стаканчики с водой на батарею.


Учащиеся предлагают рассмотреть, процедить воду.


Отвечают на поставленные вопросы.





Учащиеся рассматривают различные фильтры для воды, высказывают предположения о том, как они работают. Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя ребята пробуют изготовить самодельные фильтры.





Рассматривают воду в стаканчиках.



Учащиеся видят, что вода от снега, взятого на дороге намного грязнее. Но и в стаканчике со снегом с пришкольного участке так же есть частички грязи, соломинок и т.д.


ДМ. Учащиеся по группам фильтруют воду, рассматривают фильтры и воду после фильтрования.

Обсуждают в группах и отвечают на вопросы учителя.



Учащиеся делают вывод, что снег есть нельзя, даже если он кажется чистым. Так как он содержит частички грязи, песка, соломы, шерсти животных и т.д. Кроме того, снег холодный. Этим можно нанести вред своему здоровью.





Учащиеся распределяют роли в группе, совместно работают, учитель осуществляет помощь группам.












Фильтры для воды.





Ватные диски, белая ткань, бумага.





Стаканчики с растаявшим снегом.


Учащиеся производят фотосъемку всех этапов проекта.

















Листы бумаги, фломастеры, карандаши.

Литература по теме.


Компьютеры с выходом в Интернет, поисковая система Яндекс.

Цель: поиск, обработка информации.

4.Презентация проекта.

Учитель предлагает группам представить результаты своей деятельности.

Группы слушают выступления друг друга, отгадывают загадки, пробуют объяснить смысл пословиц и поговорок, оценивают мини-плакаты.

Компьютер, экран, проектор.

Выставка литературы по теме.

Выставка мини-плакатов.

5.Подведение итогов.

Рефлексия.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале занятия?

- Удалось ли нам их достичь?

- Что понравилось в работе над проектом?

- Кому удалось отвечать на трудные вопросы? сотрудничать с товарищами в группе? научиться чему-то новому? почувствовать себя настоящим исследователем?

- С кем вы можете поделиться теми знаниями и умениями, которые получили сегодня на занятии?


В конце занятия учитель предлагает детям найти информацию об изготовлении снежинок и поделиться ей на уроке технологии и занятии кружка «Умелые руки». Так же будет необходимо составить фотоотчет о проведенной работе, выложить материалы в сети Интернет на личном сайте «Лучики успеха» http://federon-schkola.narod2.ru/ .

Учащиеся с помощью учителя подводят итоги занятия.




Перечень рекомендуемой литературы, Интернет-источников, образовательных ресурсов.


Литература:

  • Волина В., Загадки от А до Я. – М. : Олма – Пресс, 1999. – 320 с.

  • Загадки. Самая большая книга. – М. : АСТ – Пресс Книга, 2009. – 120 с.

  • Пословицы и поговорки русского народа. – М. : Феникс, 2012. – 352 с.

  • Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности : 1-4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2 : 344 с.

  • Федотова О.Н., Окружающий мир : Учебник : 1 кл. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 80 с.

Ресурсы Интернета:




8



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ