Апокалипсис первой трубы

Заокская духовная академия


Богословский факультет




Курсовая работа


На тему: Апокалипсис первой трубы (Откр.8:7)




Студент богословского

факультета, 3 курс: А.А. Мохаткин


Научный руководитель: А.Н.Севрюков

4.05.2003


Введение


Когда человек после чтения «простых» евангельских историй и апостольских посланий приступает к Откровению, он чувствует себя перенесенным в неведомый мир насыщенный множеством странных символов. Эта книга вовсе непохожа на остальные книги Нового Завета. Откровение не только отличается от других новозаветных книг, она была и остается чрезвычайно сложно для понимания книгой. В течении всей христианской эпохи многие великие мыслители, поэты, художники обращались к этой книге: в эпоху патристики, в эпоху кризиса Средневековья, в эпоху Возрождения и в конце XIX века, да и ХХ веке эта книга не была обделена вниманием. Именно тогда, когда наступали кризисы, люди вдруг вновь обращались к этой старинной, но неувядающей книге – Апокалипсис.

В любом реквиеме любого композитора, будь то знаменитый реквием Моцарта или реквием Дворжака, есть музыкальная глава, которая называется "Dies Irae", "День гнева", "День суда". Эта музыка также вдохновлена образами Апокалипсиса.

Судный день, день расплаты, день справедливости. День, которого одни страшатся, а другие ждут как вожделенного мгновения, когда зло получает возмездие, когда посеянные горькие семена дают ростки, а потом ужасные плоды. Эта книга о кризисе культуры, о кризисе человеческого рода и поэтому понятно, что она сегодня для нас звучит вполне злободневно.

Но книга Откровение - это не просто набор мрачных антиутопий или каких-то жутких картин, способных посеять только отчаяние и панику в душах людей. Апокалипсис насыщен надеждой. Это, несомненно, величайшая книга надежды, ибо, чем чернее историческая перспектива, которую пророк там дает, тем удивительнее звучат победные трубы, трубы светлого мира, который приходит на смену тьме.

Греческое слово "Апокалипсис", т.е. "Откровение", означает в буквальном смысле слова "снимать покрывало с чего-либо", а на языке религиозной литературы это слово означает "Открытие будущего".


Постановка проблемы


Семь труб Откровения являются доказательством того, чтобы быть среди наиболее трудных мест во всем Священном писании. Они заполнены причудливыми и загадочными символами, которые сопротивляются разъяснению. Первые шесть труб (8:7-9:21) кажутся фактически лишенными типичных новозаветных тем. На исследуемый нами отрывок Откр.8:7 в христианском мире существуют разнастороние противоположные взгляды, в том числе и среди адвентистких исследователей нет единого мнения. Например: футуристическая школа говорит, что события от Откр.4 главы и примерно до 19 главы соответствует семилетнему периоду перед вторым пришествием Христа; историческая школа (традиционная точка зрения церкви АСД) соотносит первые шесть труб к описанию варварских нашествий на Римскую империю(первая труба-это первое наказание Западно –Римской империи полчищами Алариха в 410 г. н.э.) и мусульманские завоевания; другие (либеральное богословие) считают, что эти пророчества не относятся к определенным историческим событиям, а только имеют отношение к духовной жизни. Целью нашего исследования состоит в том, чтобы дать более полный обоснованный ответ на значение этого отрывка.

Методология

При исследовании отрывка мы будем использовать историко-грамматическим метод. Сравнивая исследуемый текст с контекстом книги Откровения, В.З. фоном и Н.З.контекстом, рассмотрим все необходимые параллели: вербальные, тематические, структурные. Структурной является параллель, когда раздел В.З. параллелен разделу Откровения. В случае соответствия тем в ВЗ и НЗ отрывках можно говорить о тематической параллели. Вербальной является параллель, когда отрывок LXX и отрывок НЗ имеет по крайней мере два одинаковых слова. Эти слова могут быть объединены в одной фразе или разделены1. Необходимо заметить, что степень вероятности использования НЗ автором конкретного ВЗ отрывка возрастает по мере выявления большего числа тематических, вербальных и структурных параллелей в исследуемом НЗ отрывке. Важно также подчеркнуть, что если НЗ отрывок использует уникальный язык и образы, присущие только отдельному ВЗ тексту, между ними, можно говорить о связи с достаточно большой степенью вероятности2.


1. Историко-контекстуальный анализ


1.1 Авторство.


Автор книги неоднократно называет себя Иоанном (Откр. 1, 1; 1, 9; 21, 2; 22, 8 ). Это обыкновенное еврейское имя, которое очень часто встречается в книгах Ветхого Завета. Имя автора говорит о том, что он был иудеем. На основании многих фактов можно сказать, что имя "Иоанн" было его настоящим именем, а не псевдонимом, к чему часто прибегали многие иудейские и христианские писатели. Первое, что обращает на себя внимание - это то, что называя себя Иоанном, автор Откровения не делает никакой попытки выставить себя, как человека, занимающего какое-то положение в церкви. Его скромное свидетельство о себе как Иоанне, "вашем брате", свидетельствует о подлинности его имени, чтобы вызвать доверие ко всему тому, что он написал в книге Откровения. Кто такой Иоанн? В Новом Завете мы встречаем ряд лиц, носящих это имя, как, например: Иоанн Креститель, сын Заведеев, который был одним из учеников, затем Марк, прозванный Иоанном, а также родственник первосвященника Анны /см. Деян. 4, 6/. Конечно, автор книги не мог быть Иоанном Крестителем, который умер до распятия Христа; о родственнике первосвященника Анны нет никаких данных, что он когда-либо стал христианином. А что касается Марка-Иоанна, также мало оснований полагать, что он является автором этой книги. Теперь наше внимание сосредотачивается на Иоанне, сыне Заведеевом, брате Иакова. Он был не только одним из двенадцати, но также принадлежал к кругу близких друзей Иисуса. И вся христианская церковь почти единогласно признает его автором книги Откровения. Все христианские писатели, жившие до середины столетия по рождеству Христову, чьи труды продолжают распространяться до настоящего времени, считали Иоанна, сына Заведеева, автором этой книги. Как например: « Иустин, мученик в Риме /100-165/, Климентий из Александрии, умерший в 220 году по Р.Х. Все эти писатели в своих трудах выражали твердое убеждение в том, что автором книги "Откровение" является Иоанн. Однако в III в. епископ Дионисий Александрийский, сравнив стиль и тематику книги Откровение с Евангелием от Иоанна, пришел к заключению, что эти книги, возможно, принадлежат разным авторам. И все же, наиболее вероятно, что автором книги Откровение является апостол Иоанн. При этом в самой книге подчеркивается, что все, что сообщается в ней, изначально исходит от Иисуса Христа и от Бога Отца (1,1.10.11; 22,16.20). Откровение, таким образом, обладает полнотой Божественного авторитета (22,18.19)»3.Согласно некоторым христианским традициям, определенные годы жизни Иоанна были связаны с городом Ефесом. Так, Иереней в своих трудах говорит, что, будучи еще юношей, он видел престарелого Поликарпа из Смирны, который беседовал со многими, видевшими Христа. Среди них был Иоанн, который оставался в Ефесе до дней царствования Трояна (98-117 гг. по Р.Х.). В вопросе касающееся авторства существует разногласие, но несомненным остаётся более важное: ни для какой другой книги Библии идентификация автора не является столь же существенной, как для Откровения. Эта книга – не «Откровение Иоанна», но «Откровение Христа», которое дал ему Бог. Содержание книги представляется как «Слово Божие и Свидетельство Иисуса Христа» (1:2).«Важно не определение авторства, который записал суть откровения, но суть его произведения, которое по провидению Божьему, завершает Священное Писание на кульминационной ноте»4.


1.2 Время написания откровения

Существует два источника для установления время его написания. С одной стороны - церковные предания. Они указывают на то, что в эпоху римского императора Домициана Иоанн был сослан на остров Патмос, где ему и было видение; после смерти императора Домициана он был освобожден и вернулся в Эфес, где и записал его. Викторин писал где-то в конце третьего столетия в комментарии к Откровению: "Когда Иоанн видел все это, он находился на острове Патмос, осужденный императором Домицианом на работу в шахтах. Там он и видел откровение... Когда он впоследствии был освобожден от работ на шахтах, он записал это откровение, которое получил от Бога".5 Иероним из Далмации останавливается на этом более подробно: "В четырнадцатый год после гонений Нерона Иоанн был сослан на остров Патмос и написал там Откровение... После смерти Домициана и отмены сенатом его указов, вследствие их крайней жестокости, он вернулся в Эфес, когда императором был Нерва"6. Историк Церкви Евсевий писал: "Апостол и евангелист Иоанн поведал эти вещи церкви, когда вернулся из изгнания на острове после смерти Домициана".7 По преданию ясно, что видения были Иоанну во время ссылки на остров Патмос; одно только не установлено вполне - и это не имеет особого значения, - записал ли он их во время изгнания, или по возвращении в Эфес. С учетом этого не будет ошибкой сказать, что Откровение было написано около 95 года.

Вторым свидетельством служит материал самой книги. В ней мы находим совершенно новое отношение к Риму и к римской империи. Как следует из Деяний святых Апостолов, римские суды часто были для христианских миссионеров самой надежной защитой от ненависти иудеев и разъяренных толп народа. Павел гордился тем, что был римским гражданином и неоднократно требовал для себя прав, которые были гарантированы каждому римскому гражданину.8 (Деян. 16,36-40;18,1-17;19,13-41;23,12-31;25,10.11). В Послании к Римлянам Павел убеждает своих читателей быть покорными властям, ибо власти - от Бога, и они страшны не для добрых, а для злых дел (Рим. 13.1-7). Петр дает такой же совет быть покорными начальству, царем и правителям, потому что они исполняют волю Божью. Христиане должны бояться Бога и чтить царя (1 Пет. 2,12-17). В Откровении же видна лишь одна непримиримая ненависть к Риму. Рим - это Вавилон, мать блудницам, упоенная кровью святых и мучеников (Отк. 17,5.6). Иоанн ожидает лишь его окончательное уничтожение. Объяснение этой перемены лежит в получившем широкое распространение поклонение римским императорам, которое в сочетании с сопровождавшим его гонениями на христиан является фоном на котором написано Откровение. В эпоху возникновения Откровения культ кесаря был единственной всеобщей религией римской империи, и христиан преследовали и казнили именно за их отказ выполнять ее требования. Согласно этой религии римский император, воплощавший дух Рима, был божественным. Каждый человек должен был один раз в году являться перед местной администрацией и возжигать щепотку благовоний божественному императору и возглашать: "Кесарь - господь". Сделав это, человек мог идти и поклоняться любому другому богу или богине, если такое поклонение не нарушало правила приличия и порядок; но он обязательно должен был исполнять эту церемонию поклонения императору.9 Причина была проста. Рим представлял теперь разнородную империю, простиравшуюся от одного края известного мира до другого, со множеством языков, рас и традиций. Перед Римом стояла задача объединить эту разнородную массу в единство, имеющее какое-то общее сознание. Самая прочная объединяющая сила - это общая религия, но ни одна из тогдашних народных религий не могла стать всеобщей, а вот почитание обожествленного римского императора могло. Это был единственный культ, который мог объединить империю. Отказаться сжечь щепоть фимиама и сказать: "Кесарь - господь" не был актом неверия, а актом нелояльности; вот почему римляне так жестоко обращались с человеком, отказывавшимся сказать: "Кесарь - господь", а ни один христианин не мог назвать Господом кого-нибудь, кроме Иисуса, потому что это было сутью его кредо веры. Почитание кесаря не было навязано людям сверху. Оно возникло в народе, даже можно сказать, несмотря на все попытки первых императоров остановить, или, по крайней мере, ограничить его. Следует также отметить, что из всех народов, населявших империю, лишь иудеи были освобождены от этого культа. Поклонение кесарю началось, как спонтанный взрыв благодарности Риму. Народы в провинциях хорошо знали, чем они обязаны ему. Имперское римское право и судопроизводство заменили самовольного и тиранического произвола. Безопасность пришла на место опасных положений. Великие римские дороги соединили разные части мира; дороги и моря были свободны от разбойников и пиратов. Римский мир был величайшим достижением древнего мира. Как выразился великий римский поэт Вергилий, Рим видел свое назначение в том, чтобы "щадить падших и низвергать гордых". Жизнь обрела новый порядок. Провинциалы могли под властью римлян вести свои дела, обеспечивать свою семью, посылать письма, в безопасности путешествовать благодаря сильной руке Рима". Культ кесаря начался не с обожествления императора. Он начался с обожествления Рима. Дух империи был обожествлен в богине под именем Рома. Рома символизировала мощную и благотворительную силу империи. Первый храм Роме был воздвигнут в Смирне еще в 195 г. до Р. Х. Было несложно представить себе дух Рима, воплощенным в одном человеке - в императоре. Поклонение императору началось с Юлия Цезаря уже после его смерти. В 29 г. до Р. Х. император Август даровал провинциям Асия и Вифиния право воздвигнуть в Ефесе и Никее храмы для обобщенного поклонения богине Роме и уже обожествленному Юлию Цезарю. Римских граждан призывали и даже увещевали поклоняться в этих святилищах. Потом был предпринят следующий шаг: император Август дал жителям провинций, не имевшим римского гражданства, право воздвигнуть в Пергаме в Асии и в Никомидии в Вифинии храмы для поклонения богине Роме и самому себе. В начале, поклонение царствующему императору считалось допустимым для жителей провинции, не имевших римского гражданства, но не для тех которые обладали гражданством. Это имело неизбежные последствия. Человеку свойственно поклоняться богу, которого можно видеть, а не духу, и постепенно люди стали больше поклоняться самому императору, вместо богине Роме. В то время все еще нужно было специальное разрешение сената на построение храма в честь царствующего императора, но к середине первого столетия это разрешение давалось все проще. Культ императора становился универсальной религией римской империи. Возникла каста священников и поклонение организовалось в пресвитериях, представителям которых оказывалась высочайшая честь. Этот культ вовсе не стремился к полной замене других религий. Рим вообще был очень терпимым в этом отношении. Человек мог почитать кесаря и своего бога, но со временем почитание кесаря все более становилось испытанием благонадежности; оно стало, как выразился некто, признанием господства кесаря над жизнью и душой человека. Проследим развитие этого культа до написания Откровения и непосредственно после этого. Император Август, умерший в 14 г., разрешил поклоняться Юлию Цезарю, своему великому предшественнику. Он разрешил жителям провинций, не обладавшим римским гражданством, поклоняться и себе, но запретил это своим римским гражданам. Заметим, что он не проявил никаких насильственных мероприятий в этом. Император Тиберий (14-37 гг.) не мог остановить культ кесаря; но он запретил строить храмы и назначать священников для установления своего культа и в письме в город Гитон в Лаконии решительно отказался от всяческих божеских почестей для себя. Он не только не поощрял культ кесаря, но и отговаривал от него. Следующий император Калигула (37-41 гг.) - эпилептик и сумасшедший с манией величия, настаивал на божеских почестях для себя, попытался навязать культ кесаря даже иудеям, которые всегда были и оставались исключением в этом отношении. Он намеревался поместить свое изображение в Святое святых иерусалимского храма, что обязательно привело бы к возмущению и мятежу. К счастью, он умер, не успев осуществить своих намерений. Но в его правление поклонение кесарю стало требованием во всей империи. Калигулу сменил император Клавдий (41-54 гг.), совершенно изменивший извращенную политику своего предшественника. Он писал правителю Египта - в Александрии проживало около миллиона иудеев, - полностью одобряя отказ иудеев называть императора богом и давая им полную свободу в отправлении ими своего богослужения. Вступив на престол Клавдий писал в Александрию: "Я запрещаю назначать меня первосвященником и воздвигать храмы, потому что не хочу поступать против моих современников, и я считаю, что священные храмы и все такое во все века были атрибутами бессмертных богов, как и особо оказываемая им честь". Император Нерон (54-68 гг.) не относился серьезно к своей божественности и не делал ничего для закрепления культа кесаря. Он, правда, преследовал христиан, но не потому, что они не почитали его как бога, а потому что ему были нужны козлы отпущения за большой пожар Рима. После смерти Нерона за восемнадцать месяцев сменилось три императора: Гальба, Оттон и Вителий; при таком смятении вопрос о культе кесаря вообще не вставал. 7. Следующие два императора - Веспасиан (69-79 гг.) и Тит (79-81 гг.) были мудрыми правителями, не настаивавшими на культе кесаря. 8. Все радикально изменилось с приходом к власти императора Домициана (81-96 гг.). Он, словно, был дьяволом. Он был хуже всего - хладнокровным гонителем. За исключением Калигулы, он был единственным императором, серьезно воспринявшим свою божественность и требовавшим соблюдения культа кесарю. Различие заключалось в том, что Калигула был безумным сатаной, а Домициан - умственно здоровым, что гораздо страшнее. Он воздвиг памятник "божественному Титу, сыну божественного Веспасиана", начал кампанию жесточайших преследований всех, кто не почитал древних богов - он назвал их атеистами. Особенно возненавидел он иудеев и христиан. Когда он появился с супругой в театр, толпа должна была кричать: "Все приветствуют нашего господина и нашу госпожу!" Домициан провозгласил самого себя богом, известил всех правителей провинций, что все правительственные сообщения и объявления должны начинаться словами: "Наш господь и бог Домициан повелевает..." Всякое обращение к нему - письменное или устное, - должно было начинаться словами: "Господь и бог". Вот таков фон Откровения. Во всей империи мужчины и женщины должны были называть Домициана богом, или умереть. Культ кесаря был сознательно осуществляемой политикой. Всем надлежало говорить: "Император - господь". Другого выхода не было. Что оставалось делать христианам? На что они могли надеяться? Среди них было не много мудрых и могущественных. У них не было ни влияния, ни престижа. Против них восстала мощь Рима, которой не смог сопротивляться ни один народ. Христиане оказались перед выбором: кесарь или Христос.

1.3Цель написания и адресат.

Откровение было написано, в первую очередь для того, чтобы вдохновлять христиан в те тяжелые времена. Несмотря на то, что преемник Домициана император Нерва (96-98 гг.) отменил дикие законы10, христиане оставались вне закона, а Откровение оказалось тем трубным зовом, которое призывает христиан не поклоняться императору, а хранить верность царю царей Иисусу Христу до самой смерти, чтобы получить венец жизни. Который является истинным Господом Богом и который вскоре придет, воздав каждому по делам их на Своем праведном Божьем суде.

Но Откровение также написано и для христиан всех эпох. Особенно для живущих накануне второго пришествия Христа, когда борьба между Христом и сатаной достигнет своего апогея.


2.Текстуальный анализ

Greek NT 4th Revised Edition «Kai. o` prw/toj evsa,lpisen\ kai. evge,neto ca,laza kai. pu/r memigme,na evn ai[mati kai. evblh,qh eivj th.n gh/n( kai. to. tri,ton th/j gh/j kateka,h kai. to. tri,ton tw/n de,ndrwn kateka,h kai. pa/j co,rtoj clwro.j kateka,h».

В критическом аппарате Greek NT 4th Revised Edition, не указаны какие-либо разночтения между манускриптами исследуемого отрывка (Откр. 8:7). Поэтому мы переходим к анализу переводов.

Русский Синодальный перевод: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела».

New King James Version: «Первый Ангел издал звук и град и огонь последовали, смешанные с кровью, и они брошены на землю. Треть деревьев сгорела и вся зеленная трава сгорела».

New Living Translation: « Первый Ангел дунул в свою трубу и град и огонь, смешанные с кровью, брошены на землю, и одна треть земли была поддожена. Одна треть деревьев сгорела и вся трава сгорела».

New Jerusalem Bible: «Первый дунул в свою трубу и после этого град и огонь, смешанные с кровью, швырнул на землю. Третья часть земли была сожжена и третья часть всех деревьев, и каждый стебель травы был сожжен».

В рассмотренных переводах нет каких-либо серьезных разночтений, доктринальных установок и расхождений с контекстом. Все рассмотренные переводы несут одинаковую смысловую нагрузку.

Собственный перевод с греческого: « И первый протрубил, и появилось град и огонь, смешанные с кровью, и бросил на землю, и треть деревьев сгорела, и вся трава зеленная сгорела».



3. Грамматико – синтаксический анализ

3.1. Ключевые слова

evsa,lpisen – протрубил, нач. форма salpi,zw-трубить. Глагол используется в изъявительном наклонении, активный залог, 3 лицо, ед.ч, время - аорист, При переводе В.З. на LXX девять еврейских слов, шесть существительных:

1.hr"c.cox]-hasoserah, труба длинная прямая труба, обычно из серебра или бронзы, звуковое отверстие было шире чем у lylix' и, за исключением формы, она напоминала современную трубу (Числ.10:2,10);

2.lbeAy-yobel,1. баран, овен; 2. юбилей, юбилейный год; 3. рог, используемый как труба (Исх.19:13);

3. !rqeren, рог, подобно еврейскому рогу, сделанный из рога животного и использовался как музыкальный инструмент (Дан3:5,7);

4.rp'Av-sopar, рог, музыкальный инструмент используемый как труба (Исх19:19);

5. [:AqT'-taqoa, труба (Иез7:14);

6. h['WrT.- teruah, 1. тревога, сигнал; 2. трубный звук; 3. крик радости, восклицание, ликование (Числ.10:5);

и три глагола:

1. [;Wrrua, закричать, воскликнуть, трубить.

2.Rccx-hasoser, трубить;

3. [q;T'- taqa, дуть, хлопать, ударять, издавать звук; были переведены двумя греческими словами ( sa,lpigx, σαμασια).11

evge,neto – появилось, нач.форма - gi,nomai - быть, случаться, происходить, становиться, делаться ,являться, рождаться. Глагол используется в изъявительном наклонении, медиальный залог, 3 лицо, ед.ч., время – аорист.

evblh,qh – бросил, нач.форма - ba,llw – бросать, кидать, класть, вставлять, жертвовать, наполнять, сеять. Глагол используется в изъявительном наклонении, пассивный залог, 3 лицо, ед.ч., время – аорист.

kateka,h – сгорело, нач. форма - katakai,wсжигать, истреблять огнем( в пассиве: гореть, сгорать). Глагол используется в изъявительном наклонении, пассивном залоге, 3 лице, ед.ч., время – аорист.

Все глаголы используются в аористе,что указывает на законченность действий, значит все происходящее в повествовании будет происходить после завершения того или иного действия.


3.2.Механическая разбивка

A Kai. o` prw/toj evsa,lpisen\ сигнал к действию

B kai. evge,neto ca,laza язва

kai. pu/r memigme,na evn ai[mati

kai. evblh,qh eivj th.n gh/n(

C kai. to. tri,ton th/j gh/j kateka,h разрушения

kai. to. tri,ton tw/n de,ndrwn kateka,h

kai. pa/j co,rtoj clwro.j kateka,h.


4.Литературный анализ

Даный отрывок написан в жанре апокалиптики ( как и большая часть книги Откровения) насыщенный символами суда, в котором последовательно одно за другим развиваются события на что указывает аористная форма глаголов (протрубил, и произошло, и бросил, и сгорело).


5. Литературно-контекстуальный анализ


5.1Непосредственный контекст


Вводной части 8 главы (Откр.8:2-6) показана сцена во святилище, ходатайственное служение возле жертвенника курений , где фимиам восходит с молитвами святых. В ответ - кадильница бросается в низ на землю и начинают поочередно звучать трубы.

5.2Расширенный контекст

Структура книги Откровение по Стренду:

Введение(1:1-1:10)

A Борющаяся церковь (1:10-3:22), обещания победителю.

B Постоянная активность Божья (4:1-8:1), трон-4 существа-24старца-Агнец.

C a Семь труб (8:2-11:18), мотив «Выход из Египта» и «Падение Вавилона».

C b Агрессивность злых сил (11:19-14:20) -----//-----

Ca Семь последних язв (15:1-16:17) -----//-------

C b Суд над злыми силами(16:18-18:24) -----//-----

B’ Завершение суда(19:1-21:4), трон-4старца-24существа-Агнец.

A’Триумфирующая церковь (21:5-22:5), исполнение обещания победителю.

Заключение (22:6-22:21)

Мы видим, что семь труб параллельны семи язвам и находятся в центре структуры книги Откровение и является мотивом Египетских язв и освобождения народа из Вавилонского пленения. Структурная параллель показывает, что подобно семи язвам, которые падают на нечестивых, трубы также имеют отношения к нечестивым.

Первая труба поражает 1/3 часть территории, т.е частично, не всю землю как в первой язве(Откр.16:2). Ограниченные действия труб объясняется в Откр.9:20-21:«Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем»; т.е. действие труб имело цель привести людей к покаянию.

Контекст также показывает нам связь между трубами и пятой печатью. В Откр6:10 мученики обращаются с вопросом к Богу: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Ответа на этот вопрос нет в печатях, но ответ мы находим трубах.

В Ветхом Завете мы находим, что святые тоже молились о мщении и эти молитвы записаны в Псалмах проклятия (Пс.34;68;108). В ответ на молитвы Израиля, который находился в Египетском рабстве, Бог послал язвы на их притеснителе. (Исх 3:7-9).

Вывод: трубы являются частичным наказанием нечестивых, чтоб привести их к покаянию.

5.3Контекст Библии

В виду специфичной лексике в выбранном нами отрывке мы рассмотрим текст в контексте всей Библии.

В первой трубе присутствуют шесть эхо, каждая из них имеет отношение к В.З., но автор их использует независимо от каждого контекста, в котором они находятся. Мы проследим В.З. фон из шести эхо, чтобы установить основное, которое они имели во дни Иоанна.


5.3.1 ВЗ фон из шести эхо


«град» (ca,laza-haladza). Его значение мы можем найти в Египетских язвах (Исх. 9:23-26). Это оружие Господа (Пс.77:47,48), которым он уничтожает своих врагов (Иов 38:22-23) и освобождает свой народ (Пс. 17:13), уничтожает убежище лжи (Ис.28:17) и ложных пророков в Израиле (Иез.13:11-16). Град предсказывает больший суд над не покаявшимся народом (Аг. 2:17). Поэтому град символизирует гнев Божий (Ис. 28:2). Те же кто оставался верным, защищены Господом от града Его гнева (Ис. 32:18-19).

«огонь»(pu/r- pur). Это слово используется в В.З. 100 раз. Подобно граду значение огня может происходить с язв града на Египет. В жизни Израиля - наказание огнем неверных священников Надава и Авиуда (Лев 10:1,2,6)- огонь становиться символом Божьего суда даже против неверных Израиля и Иуды (Пс.79:8-11,15,16; Иер.11:16,17; Иез.5:1-4, Иоиль.1:19-20), а также против врагов Израиля: Ассирии (Ис.10:16-20), Вавилона (Иер. 51:24-25). Огонь – это оружия Господа для уничтожения его врагов и избавления верных Ему. (Пс. 15:5, Ис. 29:1-6, Ам. 1:4).Огонь - это символ гнева Божьего (Иер. 4:4, 21:12-14) и верные Яхве не подвержены огню (Ис. 43:2,19-21).

«кровь»(ai[mati-imati). Кровь - это символ жизни (Лев. 17:11).

Пролить кровь – уничтожить жизнь (Иез. 14:19), таким образом, кровь становиться символом насильственного лишения жизни

(Быт.3:5,6;1Цар2:5;Пс.78:3;Мих3:10). Объединив эту идею с присутствием в египетских язвах, мы приходим к выводу, что кровь является признаком бедствия (Иез.38:22;Иоиль2:30,31).

«земля» (gh/n---------gen). Земля – это пригодная для жизни часть планеты, в отличии от неспокойного моря, таким образом Земля символизирует живущих на ней. Живущие на земле подвержены судам Божьим (Ис.28:2). Земля символизирует упорядоченный мир в контрасте с миром, не упорядоченным морем. Море часто представляет силы, противоречащие Богу, силы зла (Ис.57:20). Не редко сухая земля символизирует наказуемого Израиля. Земля изнурена по причине неверности народа Божьего. Земля, как символ народа Божьего подвержена судам Божьим. (Лев. 26; Втор. 28; Иер. 9:10-12).

«деревья» (de,ndrwn-dendron). Деревья – часто символизирует людей в ВЗ. Они представляют гордость, могущество правителей (Ис.2:13;Дан.4), врагов Бога и его народа (Ис.2:13-Ассирия; Ис.10:16-20-Ливан), а также Израиль (Иер.11:16-17;Иез.20:47-48). Верный народ представлен зеленеющим деревом (Ис 44:3-4). Когда деревья плодовиты, хорошо орошаемы – это символ верного Израиля (Пс 1:3;51:8;Ис 61:3).

«зеленная трава» (co,rtoj clwro.j-hortos hloros). В 2 Цар. 23:4 Давид использует траву как символ своего царства, которое греется под светом мудрого царя, таким образом контраст между травой и деревьями показывает, что трава символизирует простых людей в отличии от высокомерных и могучих деревьев. Также трава является символом человеческой уязвимости и быстротечности ( Пс.89:5-7;91:7;Ис.40:6-8). Когда трава зеленная и сочная она символизирует верный Богу народ (Ис.44:3,4). Трава сухая – символ нечестивых, неверных завету с Богом (Пс.36:1,2).

Обобщение:Поздние пророки показывают, что град и огонь - это символы Божьих судов над Израилем, потому что он нарушил завет.

Иер 11:16-17 «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее. Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу»

Иер 21:12-14«Дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит. Вот, Я - против тебя, жительница долины, скала равнины, говорит Господь, - против вас, которые говорите: `кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши? Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь, и зажгу огонь в лесу вашем, и пожрет все вокруг него»

Иез 15:6-8«Посему так говорит Господь Бог: как дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдал огню на съедение, так отдам ему и жителей Иерусалима. И обращу лице Мое против них; из одного огня выйдут, и другой огонь пожрет их, - и узнаете, что Я Господь, когда обращу против них лице Мое. И сделаю эту землю пустынею за то, что они вероломно поступали, говорит Господь Бог».


5.3.2 Значение труб в ВЗ


В греко-римском мире существительная форма слова ( sa,lpigx- salpinx) по отношению к инструменту, глагольная форма ( salpi,zw-salpidzo) указывало звучание. Трубы обычно не использовались как музыкальный инструмент. Они использовались в сражении, чтобы пугать врагов, а также использовались в культовом значении.12 Группа слов «трубы» используется в LXX 144 раза в пяти основных значениях: молитва в рамках завета (в поклонении-56 раз или во время войн завета-24 раза), в других сражениях-25 раз, предупреждение-24 раза, во время воцарения -9 раз, и теофании-6 раз.13Преобладающее использование труб в В.З. в духовном контексте завета (80 из 144) ясно указывает на духовное значение труб. Трубный звук в некотором смысле является символом молитвы завета. В трубы могли трубить только священники и когда священники трубили в трубы (Числ.10:8-10) они обращались к Богу, чтобы Он вспомнил свой завет со своим народом. В Н.З. слово « трубы» используется 22 раза: в контексте пришествия Христа(Мф.24:31)-3 раза, теофании(Евр.12:19)-3 раза и 14 раз в Откр. 8-11 главах, 2 раза в других случаях(Мф.6:2;1Кор.14:8).

Итак, возможно использование семи труб в Откр.8-11 главы подразумеваются в В.З. теологическом значении: молитва в рамках завета. Прежде всего семь труб представлены вводной части 8 главы (Откр.8:2-6), где фимиам восходит с молитвами святых. В ответ - кадильница бросается в низ на землю и начинают поочередно звучать трубы.

Paulein пишет: «Сильная тематическая параллель с Числ.10гл. доказывает, что трубы в Откр.8-11 главах должны быть поняты как поклонение и молитвы в В.З.».14


5.3.3. ВЗ фон :


Вероятные аллюзии

Исх. 9:23-26« И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал ».

Вывод: источником обоих язв (египетской и первой трубы) с небес включают смесь огня и града и все это падает на землю, огонь уничтожает растительность и все деревья.

Мы наблюдаем тематическую параллель: суды Божьи над врагами народа Божьего.

Ис. 10:16-20«За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно».

Иез 5:1-4«А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части. Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. И возьми из этого небольшое число, и завяжи их у себя в полы. Но и из этого еще возьми, и брось в огонь, и сожги это в огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев».

Вывод: текст описывает разрушение Иерусалима во время захвата его вавилонянами. Мы видим вербальную и тематическую параллели суда.


Иез 38:22 «И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу;»

Вывод по ВЗ фону: аллюзии на ВЗ в первой трубе символизируют Божий суд над Его врагами, причем уничтожение растительности говорит о том, что уничтожаться будут те, кто ранее был верен завету, а теперь отвернулся от Яхве и повернулся к иным богам. Земля символизирует народ и в частности Израиль. Земля становится пустыней, когда народ нарушает завет. Зеленеющая растительность символизирует народ Божий, тогда как сохнущая трава – символ наказания неверных. Трава и деревья вместе символизируют руководителей и простых людей.


5.3.4. НЗ фон:


Мф. 3:10«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Лк. 23:28-31«Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?»

Христос себя сравнивает с зеленеющим деревом, а Израиль с сухим. Сухое дерево, Израиль, будет наказано Римом подобно тому, как это произошло с Зеленеющим деревом (с Иисусом).

Иуда 11-12 «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые».

Вывод: Здесь бесплодные деревья символизируют лжеучителей.


5.3.5Толкование первой трубы:


Параллели на ВЗ и НЗ показывают, что язва первой трубы падает на врагов Бога. Бог использует свое оружие град и огонь, чтобы покарать Своих врагов. Язва падает на треть земли, на треть дерев и на всю траву. Первая труба – это язва против народа Божьего, которая падает на Его же, но уже не верный народ. Эти дерева и трава когда-то были Божьими, а теперь нарушили завет и отпали. Трава и деревья символизируют Израиль, который отверг Иисуса как мессию, потерял благодать и подпал под гнев Божий. Скорее всего, в первой трубе представлен Мессианский суд над Иерусалимом и Иудеей совершенный римскими войсками в период с 65 года н.э. по 135 год н.э. (Мф.24:15-21;Лк.21:20-24).

Иудейская нация – это первый преследователь церкви Божьей. Христос использует земных правителей как Свой инструмент наказания. Подобное Бог совершал в прошлом, используя царей Ассирии (Ис.10:5,6), Вавилона (Иер25:8-11), Персии (Ис.44:28;45:1). Бог начинает Свое правосудие с собственного народа завета (Иез.9:6).

В ВЗ мы имеем параллели, когда святые молились об отмщении. Эти молитвы названы молитвами проклятия врагов(Пс.34,68,108).Если учитывать, что язвы Исхода являются сильнейшей структурной параллелью семи трубам, то необходимо сказать, что молитвы Израиля низвели на Египет язвы (Исх3:7-9).Страдания Египтян явились судами в ответ на угнетение Израиля (Исх.6:6;7:4). Подобно и язва первой трубы над отступившем Израилем является ответом на молитвы святых мучеников (Откр.6:10; 8:2-6).


6.Теологический анализ


Для первых читателей книги Откровение, данный текст нес ободрение, что Бог слышит вопли мучеников. Ведь когда Иоанн писал книгу Откровение, римская армия продолжала опустошать Иудею до 135г.н.э., а это являлось исполнение суда а ответ на молитвы умирающих за Христа.

Несмотря на то, что между богословскими школами существует много споров относительно толкования труб, мы в своем толковании находим поддержку в пророчестве Христа об Иерусалиме (Мф.24:15-21;Лк21:20-24).

Иоанн использует знакомые для христиан язык завета и символы святой божьей войны с отступившими (Числ10:9; Соф1:16; Иер4:5,21; Иез.7:14). Трубы изображают как Христос, Лев из колена Иудина (Откр5:5), посылает предупредительные суды, используя обычные средства Святой войны: огонь, град и т.д.

Какая же весть для нас содержится в этом тексте? Руководители и народ Израиля были ответственны за свое неверие в Агнца. Христос предупреждает нас, что если мы подобно Израильскому народу будем «бесплодной смоковницей»(Мф.21:19), то нас постигнет таже участь (Лк.19:44). Но как и прежде Бог по Своей милости предлагает Своему народу право выбора: « …жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им»(Втор.30:19,20).


7.Гомилетический анализ


Используя этот отрывок в проповеди мы должны показать, что первая труба, подобно Египетским язвам, говорит нам о том, что это не естественные бедствия, но это Божий суд на Его врагов. Несмотря на то, что Христос совершает ходатайственное служение на небе, в которое входит и искупительное долготерпение к Его врагам. Первая труба объявляет, что долготерпение Божье имеет свои пределы. Огонь, брошенный с жертвенника на землю (Откр.8:5) как огненное испытание, уничтожает нечестивых и защищает верных Богу. Огненное испытание было в ВЗ: Быт.19:24-29, Числ.16:35, Дан.3:19-23. Огненному испытанию подвергся Иерусалим в 70 г .н.э. (Мф.22:7), когда отвергнувшие Христа подверглись ужасному бедствию, в то время как христиане были удалены от наказания ( Лк.21:20-23). Сегодня проверяется наша верность Богу. Испытание огнем подвергнется жизнь каждого человека на Божьем суде в конце времени земной истории, о чем предупреждает нас апостол Павел (1Кор3:13, 10:26-29).

Заключение


Проведя экзегетическое исследование, мы пришли к таким выводам:

1.В Откр.8:7 Иоанн использует язык и символы завета

2.Действие первой трубы не относится к какому-то неопределенному будущему и не является наказанием Римской империи варварами.

3.Первая труба является исполнением суда Божьего над Израильским народом, нарушивших завет с Ним, отвергнув Христа и став гонителем Христин в I веке.

Библиография:


1.Баркли У. «Откровение Иоанна».PS,USA.

2. Гатри Д. «Введение в Новый Завет». СПб .«Богомыслие».1996.

3.Новый библейский комментарий, С-Пб «Мирт», 2001 г

4.Новая Женевская Учебная Библия. Комментарии к откровению.

5.Русская Синодальная Библия

6.Greek NT 4th Revised Edition

7.New Jerusalem Bible

8.New King James Version

9.New Living Translation

10. Paulеin, Decoding Revelation’s Trumpets, Andrews University Seminary Dissertation Series, v.11 (Andrews University Press: Berrien Springs, MI, 1988)


Введение
Постановка проблемы

Методология

1. Историко-контекстуальный анализ

1.1 Авторство

1.2 Время написания

1.3Цель написания и адресат.

2.Текстуальный анализ

3. Грамматико – синтаксический анализ

3.1. Ключевые слова

3.2.Механическая разбивка

4.Литературный анализ

5. Литературно-контекстуальный анализ

5.1Непосредственный контекст

5.2Расширенный контекст

5.3Контекст Библии

5.3.1 ВЗ фон из шести эхо

5.3.2 Значение труб в ВЗ

5.3.3. ВЗ фон

5.3.4. НЗ фон

5.3.5Толкование первой трубы

6.Теологический анализ

7. Гомилетический анализ

Заключение

Библиография

1 Paulеin, Decoding Revelation’s Trumpets, Andrews University Seminary Dissertation Series, v.11 (Andrews University Press: Berrien Springs, MI, 1988) p.179-180.

2 Там же, p. 191.

3 Новая Женевская Учебная Библия. Комментарии к откровению.

4 Новый библейский комментарий, стр. 709, С-Пб «Мирт», 2001 г


5 У.Баркли «Откровение Иоанна».PS,USA.С.14-15

6 там же,С.15

7 там же,С.15

8 там же,С.15-16

9 Д.Гатри «Введение в Новый Завет». «Богомыслие». СПб.1996.С.734 - 735

10 У.Баркли, С.18

11 Ibid,p.205; в новозаветное время греческое слово- σαμασια вышло из употребления.

12 Paulеin, Decoding Revelation’s Trumpets, Andrews University Seminary Dissertation Series, v.11 (Andrews University Press: Berrien Springs, MI, 1988) p.203

13 Ibid,p.206

14 Ibid,p.223

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории религия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ