Технологическая карта урока ОРКСЭ "Почитание родителей" 4 класс
Владимирова Юлия Петровна МАОУ «Гимназия № 3» г.Владимира.
Учитель начальных классов.
Урок курса ОРКСЭ 4 класс.
Учебник:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И, Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Тема: Почитание родителей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: Формирование у учащихся почтительного отношения к родителям.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
Создать условия для осознания школьниками ценности взаимоотношений с родителями на личностно-значимом уровне.
Продолжить формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности в процессе групповой работы.
Учить выстраивать эти отношения в формате общечеловеческих нравственных ценностей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Продолжить работу по развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные: действия оценивания, прогнозирования, саморегуляции.
Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
Познавательные: действия постановки и решения проблемы, анализ, исключение.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Раскрыть понятия «почитание», «уважение».
Закреплять знания детей о Священных книгах разных религий.
Технологическая карта урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1 этап. Организационный момент. + Эмоциональный настрой на урок.
-Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой гостей и друг друга. Сегодня наш урок я предлагаю начать с песни известного певца Л.Лещенко «Родительский дом». Просмотр видеоролика.
http://video.mail.ru/mail/olg7095815/moevideotvorchestvo/35.html
Дети приветствуют друг друга улыбкой.
Дети слушают музыку, смотрят видеоряд ( создание положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой ).
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)
Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Формулировка темы урока.
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
-Я предлагаю вам прочитать пословицы и объяснить их смысл:
Учебник. С. 124, слайд на доске:
Сердце матери лучше солнца греет.
Родительское сердце в детях.
Любовь да лад – не надобен и клад.
Мать кормит детей – сохнет, а они по ней и не охнут.
-Какую пословицу можно назвать лишней? Почему?
-Исходя из заданий, предложенных вам в начале урока, попробуйте определить тему нашего урока, о чем мы с Вами сегодня будем говорить?
Объяснение учащимися смысла пословиц.
Дети определяют как лишнюю 4 пословицу , т.к. она, в отличие от всех остальных, несет негативную смысловую нагрузку.
Дети определяют ключевые понятия урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ. Запись на доске или слайд презентации.
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Личностные УУД ( формирование ценностно – смысловых установок: положительное отношение к родителям).
Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку.
Регулятивные действия: прогнозирование.
2 этап. Постановка проблемы.
- Мы с вами сформулировали основные понятия нашего урока:ДЕТИ, РОДИТЕЛИ.
-Какого связующего слова не хватает в этой схеме?
-Попробуйте задать вопрос , исходя из этой схемы.
-Это и будет главный вопрос (проблема) нашего урока.
-Слово «Отношения».
- Примерный ответ: «На чем строится отношение детей к родителям? (Возможны более простые варианты ответа, важно довести детей до смысла вопроса, уточнить формулировку может учитель).
Познавательные УУД ( действия постановки проблемы .
Коммуникативные УУД: постановка вопросов.
3 этап. Актуализация знаний.
-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в группах. ( Предполагается, что дети знакомы с групповой работой). Напоминаю, не забудьте распределить роли в группе.
Задания для групповой работы:
А) Создать на листе гнездо слов, родственных слову РОДИТЕЛИ. Объяснить смысловую связь этих слов.
Б) Записать на листе в виде «солнышка» прилагательные, подходящие к существительному «родители».
В) Вспомнить и рассказать, как ваши родители заботятся о своих родителях ( ваших бабушках и дедушках). Какое участие вы в этом принимаете?
Г) Припомните и расскажите, из-за чего у вас случаются конфликты с родителями. Чем они заканчиваются?
Ученики работают в группах, выполняя задание.
Представляют результаты своей работы.
Письменные результаты выносятся на доску.
Регулятивные УУД : действие адекватной оценки процесса работы.
Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
4 этап. Поиск решения проблемы.
-Посмотрите, как непросты эти отношения: дети – родители. Любовь с одной стороны и конфликты с другой. Давайте вместе разберемся, как же правильно их строить?
Работа с текстом.
- Прочитайте текст учебника на с. 119 – 121 (чтение вслух).
- Почему Вам предлагаются именно эти тексты.
- Я попрошу вас прочитать эти тексты еще раз про себя и найти 1 слово, которое определяет отношение детей к родителям. Подскажу, оно встречается в 3 из 4 текстов.
- А что же такое почитание?
Групповая работа.
- Попробуйте сформулировать в группах, что такое «почитание», а одна группа поработает со словарем.
-Мы вышли на другое слово «Уважение». Я просила группу найти и его определение.
- Какой возникает вопрос?
- Продолжим работать в группах. Каждая группа поработает с 1 из 4 текстов и попытается «расшифровать», что каждая религия вкладывает в понятие «почитать родителей». Оцените эти высказывания. Согласны вы с ними или нет? Почему?
- Обобщение: какие еще слова оказались «включены» в понятие «почитание»? Запись на доске или слайд.
Взаимооценка. Я прошу вас назвать тех участников работы, кому вы хотите сказать «Спасибо» и объяснить, за что.
- Эти тексты из Священных книг разных религий, они говорят об отношении к родителям.
- Это слово «Почитание».
Дети в группах в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова.
Обсуждение полученных результатов.
Обращение к словарю.
«Почита́ть, почти́ть кого, чтить, уважать, иметь почтенье, уваженье. Почитай старших и достойных. Меня, его почтили приглашеньем, удостоили, приложили честь. Он почтен общею доверенностью. Я почитаю и уважаю всякого делателя по призванью. Выпили заздравную и вас почтили! Почтенный человек, уважаемый. Он в почтенных летах, в средних, ближе к старости.»(Даль)
«УВАЖА́ТЬ, ува́жить кого, ува́дить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко».
-Действительно ли «почитание» и « «уважение» слова-синонимы?
Дети озвучивают :
Ислам: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо».
Христианство: «…воздаяние должного родителям, повиновение, забота».
Буддизм: « поддержка, исполнение своих обязанностей по отношению к ним, сохранение семейного уклада и традиций, поведение, хранить добрую память о родителях после их смерти.»
Иудаизм: «Не злословь на отца своего и мать свою, почитай их, как повелел тебе Господь».
- Забота, поддержка, помощь, ….
Дети по желанию оценивают лучших участников групповой работы.
Общеучебные УУД (владение терминологией).
Личностные УУД ( умение взаимодействовать с другими в группе.
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).
Познавательные УУД: обобщение.
Регулятивные: действия оценивания.
Работа с татарской сказкой «Три дочери».
-Давайте проверим, как вы поняли эту проблему.
- В учебнике на с. 121 вы прочитаете татарскую сказку «Три дочери» и попробуете определить, через какое понятие из перечисленных выше раскрывается понятие «почитание» в сказке?
Выборочное чтение.
-Есть в этой сказке еще один интересный момент. Прочитайте, пожалуйста, что каждая дочь СКАЗАЛА и что СДЕЛАЛА? Какой вывод напрашивается?
-Обсуждение. Слово «Помощь».
- Дети вычитывают ответы на вопрос. Анализируют., делают вывод: «Внутренняя позиция героев не всегда выражается словами, судят по делам».
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).
Общеучебные УУД (умение работать с текстом)
5 этап. Выражение решения проблемы.
- Давайте вспомним наш вопрос – проблему урока « На чем строится отношение детей к родителям?»
Еще один важный вопрос «Почему мы должны так поступать?»
-Я предлагаю вам посмотреть видеоролик – притчу «Воробей».
(я бы остановила ролик в середине, дав небольшой комментарий по поводу состояния отца, т.к. дети в силу возраста могут не понять этот момент).
Я повторю свой вопрос: «Почему?»
Ученики приходят к примерной формулировке: « На почитании, которое означает …….»
Дети выдвигают свои версии.
Выслушиваются ответы детей, ключевые слова «любовь, терпение».
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания).
Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания и самооценивания)
6 этап. Применение нового знания.
Творческая индивидуальная работа.
- На с. 123 учебника вашему вниманию предлагается картина В.Максимова «Все в прошлом».
Попробуйте написать маленький рассказ о жизни этих женщин. Слова-подсказки прилагаются в учебнике.
Желающие озвучивают свои работы, возможно обсуждение.
Общеучебные УУД (построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей)
Рефлексия.
И в завершении нашего урока попробуйте составить синквейн со словом «родители».
Чтение работ.
Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.
Домашнее задание.
Найти в литературных произведениях примеры, подтверждающие, что непочтительное отношение к родителям влечет наказание, а почтительное – поощрение.
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ