Урок по ОРКСЭ для 4 класса "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"
Пономаренко Татьяна Анатольевна
учитель истории и обществознания
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Г.Исилькуль
Подробный конспект урока.
Тема урока
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Предмет
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»
Класс
4 класс
Методическая информация
Тип урока
Урок получения новых знаний.
Цель урока
формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
Задачи урока
1. Расширить представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях.
2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.
3. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье. .
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Учащиеся познакомятся с новыми понятиями «род», «семья», «родословная», приобретут знания о семейных традициях и обычаях.
Необходимое
оборудование и материалы
мультимедийная презентация; цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья»; тексты сказки, раздаточный материал.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
1.Организационный момент –
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
2. Постановка проблемного вопроса. Определение темы занятия. (слайд № 1)
Учитель: Ребята, посмотрите на иллюстрации. Что вы видите? Что их объединяет? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О семье, семейных традициях).
Учитель: Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!(слайд 2)
3. Озвучивание темы урока, цели и задач. (слайд 3)
Сегодня мы будем говорить о семье, как источнике нравственных отношений в истории человечества
Обсуждение с учащимися темы и эпиграфа к уроку: (слайд 4)
Мой род – это дерево весной в цветах,
Семья – это ветка осенью в плодах,
Мой сад - это жизнь моих родных детей,
Они продолжают жизнь моих корней
Ход и содержание урока
1. Вступительное слово учителя:
Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.
2. Работа с понятием «семья».
- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.
3.Игра «Ассоциации»
Задание: А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Подумайте и закончите предложение:
«Семья – это…»
Предполагаемые ответы детей:
«Семья – это любимые люди, на которых можно положиться».
«Семья – это родственники, это опора и друзья, и полное
взаимопонимание».
«Семья – это родные, любимые люди, которые помогут в беде и горе, несмотря ни на что помогут и успокоят».
4. Работа с определением (слайд 4)
энциклопедия Кирилла и Мефодия:
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…
Семья – 1. группа живущих вместе близких родственников;
2. объединение людей, сплочённых общими интересами.
«Словарь русского языка». С. И. Ожегов. Москва, «Русский язык», 1990 год.. (слайд)
Учитель: Зачем человеку семья? (Высказывания учащихся)
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, заботу. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о
том, что вас волнует, посоветоваться с ними.
5. Чтение по ролям сказки В.А.Сухомлинского
« веток и лепесток».
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? – спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
- Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
5. Работа с текстом учебника.
- Человек растет и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?»
Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.
- Прочитай те текст, стр. 38 ( 2 и 3 абзац) и скажите, как возникли разные символы рода, например фамилии?
Вывод: Семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь, самый дорогой человек для каждого – мама.
Физкультминутка.
Проверка и оценивание ЗУНов
Учитель: Еще в старину о доме, о семье говорили с большим уважением.
Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например,
«Не красна изба углами, а красна пирогами»,
«Где родился, там и пригодился». И мы сегодня обратимся к
пословицам разных народов, посвящённых дому и семье.
Соберите пословицы и объясните их. (слайд 6)
Групповая работа учащихся (проверка на интерактивной доске)
Семья — печка: коли в семье лад.
В семье любовь да совет, как холодно, все к ней
собираются.
Не надобен и клад, и сердце на месте.
Когда семья вместе, когда над ней крыша одна.
Семья сильна, так и нужды нет.
(слайд 7)
(Семья - печка: как холодно все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Не надобен и клад, коли в семье лад.
Когда семья вместе, и сердце на месте.)
Чему должен научиться каждый из нас, чтобы быть счастливым и сделать счастливыми окружающих? Какая семья считается счастливой?
Составление кластера «Счастливая семья» (слайд 8)
Когда мы научимся любить и понимать друг друга, мы будем счастливы сами и счастливыми сделаем своих родных. И я…..
(слайд 9)
Желаю счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались!
С хорошим настроеньем,
Чтоб вы не расставались!
Здоровья вам на соти лет!
А это, право, дорогого стоит!
В учебе – много творческих побед!
А семьям вашим – мира и покоя
Рефлексия деятельности на уроке
Для оценки урока предложила смайлики
Настроение на уроке:
а) отлично
б) хорошо
в) скучно
Домашнее задание
Задание на дом. (слайд 10)
урок 18 стр.38-39, вопросы и задания.
2. Составить с родителями и нарисовать свое родословное древо или семейный герб (на выбор учащихся)
Дополнительная необходимая информация
Методическая цель урока – это создание условий для проявления познавательной и творческой активности учеников. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Решению этой проблемы способствует проведение нетрадиционных уроков.
На уроке используется задания различного характера.
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)
1. Уч.пособие «Основы светской этики
2. http://www.razumniki.ru/detskie_stihi_pro_semyu.html
3. http://abanruo.ucoz.ru/index/razrabotki_urokov_kurs_orkseh
5. http://www.proshkolu.ru/user/Filgala/file/1103642/
5. http://yar-sale.do.am/fgost/posobie_L.pdf
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников.
При разработке урока с использованием ИКТ особое внимание обращается на здоровье обучающихся, используются элементы здоровьесберегающих технологий.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
После этого урока необходимо провести урок закрепления.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ