Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений
Анализ современных образовательных программ для ДОУ.
В настоящее время имеется целый ряд программ для работы с детьми дошкольного возраста. Среди них выделяются комплексные (общеразвивающие) и специализированные (парциальные, локальные).
Комплексные программы – программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.[стр. 13]
Специализированные программы – программы по одному или нескольким направлениям, реализующиеся в рамках основной образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.[стр.13]
Основные и дополнительные программы ДОУ.
Комплексные программы
Специализированные программы
«Радуга»
«Физическая культура дошкольникам»
«Детство»
«Красота. Радость. Творчество»
«Из детства в отрочество»
«С кисточкой и музыкой в ладошке»
«Воспитание и обучение в детском саду»
«Рисование и лепка»
«Золотой ключик»
«Планета - наш дом»
Целостность образовательного процесса достигается не только путём использования одной основной программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных программ.
Одной из главных требований к основным программ (комплексная, набор парциальных) – соблюдение преемственности с программами начального образования.[стр.13]
Комплексные программы.
В1989 году по заказу Министерства просвещения РСФСР начинает разрабатываться программа «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из 5 разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от 2 до 7 лет.
Авторы программы назвали её «Радугой» по аналогии с 7 цветами радуги, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности и занятий, в процессе которых происходит развитие ребёнка:
Красный цвет – физическая культура.
Оранжевый цвет – игра.
Желтый цвет – изобразительная деятельность и ручной труд.
Зелёный цвет – конструирование.
Голубой цвет – занятия музыкальным и пластическим искусством.
Синий цвет – занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Фиолетовый цвет – математика.
Целью программы является формирование таких качеств личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения.
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований. Поэтому перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
2. обеспечить охрану и укрепление его здоровья;
3. способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
4. формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
5. приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Плюсом этой программы является то, что в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а так же их методическое содержание, цель и средства.
В 1995году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И. Герцена была разработана программа «Детство».
Целью программы является обеспечение целостно развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально- нравственного, волевого, социально-личностного.
Содержание программы разделено на 4 блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел – «Отношение к самому себе».
Программа состоит из трёх частей: младший, средний и старший дошкольный возраст. Содержание конкретизировано по разделам :
Характеристика возрастного периода.
Особенности сферы деятельности.
Общие задачи воспитания.
Представления (ориентации).
Практические умения.
Уровни усвоения умений.
Методические советы.
Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания.
Рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства.
Заключение.
Плюсом этой программы является то, что предполагается творческое отношение педагога к планированию: педагог самостоятельно выбирает из предложенного содержания то, что может быть реализовано.
Программа «Из детства в отрочество» разработана авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Дороновой. В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования – его непрерывность. Это и отражает название программы, которое характеризует непрывную связь дошкольного и младшего школьного возраста.
В программе указываются характерные особенности различных периодов детства и определяются задачи по двум основным направлениям – «Здоровье» и «Развитие».
Плюсом этой программы является то, что программа ориентирует взрослых на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, в детском саду, а затем в школе.
Программа «Воспитания и обучения в детском саду» является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду»(М.: Просвещение, 1985, отв. Ред. М.А. Васильевой). Программа доработана с учётом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.
Целью программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастные периода развития детей: ранний возраст, младший дошкольный возраст, средний возраст, старший дошкольный возраст и имеет определённую структуру:
Возрастные особенности.
Задачи, которые решаются в каждом разделе.
Примерный режим дня.
Разделы программы:
- физическое воспитание.
- умственное воспитание.
- нравственное воспитание.
- трудовое воспитание.
- художественная литература.
- художественно-эстетическое воспитание
- музыкальное воспитание.
- культурно-досуговая деятельность.
- игра.
- примерный перечень основные занятия на пятидневную неделю.
Плюсом этой программы является то, что авторы наряду с традиционными методами и приёмами предлагают современные технологии работы с детьми, а так же предоставляют педагогу возможность проявления творчества и самостоятельности.
Программа «Золотой ключик». Авторы Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережковская, Л.А. Кожарина.
Цель программы – обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития воспитанников.
Программа семейно-общественного воспитания «Золотой ключик» имеет структуру:
- пояснительная записка.
- задачи обучения и воспитания.
- организация работы в семейно-общественном детском центре «Золотой ключик».
- принципы организации жизни в группе.
- содержание обучения с детьми дошкольного и начального школьного возраста.
- учебный план начальной школы – детского сада.
- темы занятий на семь лет обучения.
Плюсом этой программы является то, что программа рассчитана для работы с детьми от3 до 10 лет. Начальная школа работает непосредственно в детском центре. Школьники приходят по утрам в свою группу, завтракают, идут на уроки, а затем возвращаются в свои группы.
Специализированные программы.
Программа по физическому воспитанию дошкольников «Физическая культура – дошкольникам». Автор Л.Д. Глазырина.
Программа предназначена для работы с детьми от 1 до 6.
Цель программы – оптимальное реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка.
Задачи программы:
оздоровительное направление – обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей.
воспитательное направление - обеспечение социального формирования личности ребёнка, развитие его творческих сил и способностей.
образовательное направление - обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков.
Плюсом этой программы является то, что для каждой возрастной группы выделены различные развивающие упражнения и их дозировка, а так же разнообразные формы работы с детьми по физическому воспитанию и их продолжительность.
Программа эстетического воспитания детей 2-7лет «Красота. Радость. Творчество» разработана авторским коллективом Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной.
Программа содержит разделы: «Искусство в жизни ребёнка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество».
Программа нацелена на приобщение детей к здоровому образу жизни в результате всестороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц т.д.)
Плюсом программы является то, что программа эстетического воспитания, образования и развития детей является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства, осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности.
Программа художественно-эстетического цикла «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы Н.Э. Басина, О.А. Суслова. Программа предназначена для работы с детьми 3-7лет.
Структура курса «Введение в мир искусства» содержит разделы:
Материал. Природный и неприродный материал и его свойства.
Цвет. Цвет как признак материального мира и цвет как средство искусства.
Звук.
Эмоции. Как переживаемые человеком чувства и как эстетическое переживание мира.
Движение.
Линия.
Форма.
Фактура.
Симметрия. Ритм.
Взаимодействие как способ осуществления внутренних и внешних связей.
Плюсом этой программы является то, что все темы находятся во взаимосвязи друг с другом и представлен подробный маршрут путешествия по содержанию курса.
Программа «Рисование и лепка» О.В. Григорьевой.
Цель программы: развитие творческих способностей дошкольников.
Программа предназначена для работы с детьми 3-9 лет по изобразительной деятельности. В программе представлен календарно-тематический план по изобразительной деятельности в 4 вариантах, что даёт педагогу возможность варьировать темп, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей. Планирование работы осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей.
Плюс программы в том, что к программе представлены 28 конспектов занятий с детьми младшей, средней, подготовительной группы по изодеятельности.
Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.
Цель программы: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В центре программы – развитие творческого слушанья музыки, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для детей «эталонами красоты». Основной принцип построения программы – тематический. В программу включены 6 тем, которые изучаются в течении одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.
Плюсом программы является то, что она представляет собой методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей, включающую принципы, содержание, методы и формы работы.
Программа экологической направленности «Планета – наш дом».
Авторы И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская. Программа для детей от4 до10 лет.
Цель программы: развивать через эмоциональную сферу интерес к природе.
В программе используются уникальные методики:
- рассказывание сказок с использованием «живых картинок»
-показ авторских слайд-фильмов с музыкальным сопровождением
- обучение приёмам образной пластики, дыхательной гимнастики, самомассажа
- рисование индивидуальной экологической книги.
Плюсом этой программы является то, что знакомит детей с миром природы, используя разные средства от пантомимы и загадок до слайдов и химических опытов, а в конце каждой изучаемой темы проходит Праздник Книги.
Список литературы:
Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.:Владос,1999.
Доронова Т.Н. и др. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей пятого года жизни. М.,1997.
Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: метод.пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: под. ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия,2000.
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.:Акцидент, 1996.
Радуга: программа и руководство для воспитателя / сост.Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1999.
Оренбургский Государственный
Педагогический Университет
Реферат на тему:
Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений
Выполнила: студентка 3 курса ОЗО
факультета ДиНО, отделения ПиМДО
Белкова Галина.
Проверил: преподаватель Зебзеева В.А.
Оренбург – 2009г.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ