Анализ влияния плавания на физиологические функции дошкольников
Размещенно на http://www.
Введение
занятие плавание динамика физиологическая
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Влияние занятий плаванием на здоровье детей
Глава 2. Цель, задачи, материалы и методы исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования
2.3 Общая характеристика обследованных лиц
2.4 Характеристика методик исследования
2.4.1 Антропометрические исследования
2.4.2 Методы оценки физиологических функций
2.4.3 Методы оценки физических качеств
2.4.4 Педагогический эксперимент
2.5 Характеристика занятий плаванием
2.6 Методы статистической обработки
Глава 3. Характеристика динамики физиологических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий плаванием (результаты собственных исследований)
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Это связано с ухудшением социально-экономических условий жизни, ухудшением оздоровительной и воспитательной работы с дошкольниками, плохой экологией и пр.
В настоящее время перед нами остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Эти проблемы неоднократно обсуждались специалистами различных сфер деятельности.
По моему мнению, приоритетными должны быть средства физической культуры и спорта.
Среди других видов спорта, на мой взгляд, плавание сочетает в себе возможность гармоничного развития организма, выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.
Объект исследования: старшие дошкольники.
Предмет исследования: влияние занятий плаванием на физиологические качества и физиологические функции старших дошкольников.
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем.
Нервная система координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изменениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведение. Нервная система обеспечивает связь частей организма в единое целое. Она осуществляет координацию всех висцеральных процессов, протекающих в организме, которые, в свою очередь, влияют на деятельность нервной системы. В период дошкольного детства интенсивно развиваются функции всех органов, включая и кору головного мозга, высшую нервную деятельность. Этому сопутствует одновременное развитие психики детей. Постепенно формируются эмоции, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь (Прищепа И.М. 2006)
В процессе онтогенеза головной мозг развивается неравномерно. В пренатальном периоде, прежде всего, формируются отделы, которые отвечают за функционирование жизненно важных органов (продолговатый мозг, ядра среднего и промежуточного мозга). К концу внутриутробного периода развиваются первичные проекционные поля. К моменту рождения структуры мозга позволяют осуществлять жизненно важные функции (дыхание, жевание, глотание) и простейшие реакции на внешние раздражители. Таким образом, осуществляется принцип минимального и достаточного обеспечения функций. В постнатальном периоде продолжается интенсивное развитие мозга, в особенности коры больших полушарий.
Наибольшее увеличение толщины коры происходит на первом году жизни, а затем постепенно замедляется.
Проекционные поля прекращают расти к 3 годам, а ассоциативные — в 7 лет.
Начавшаяся впервые месяцы жизни дифференцировка вставочных нейронов заканчивается в 3-6 лет. Полное развитие вставочных нейронов в ассоциативных областях отмечается в 14-летнем возрасте.
В развитии коры в онтогенезе выделяют следующие этапы. Первый год характеризуется увеличением размеров нервных клеток, дифференцировкой вставочных нейронов, увеличением аксонов и дендритов. К 3 годам образуются нейронные группировки, включающие различные типы нейронов. В 5-6 лет продолжается дифференцировка и специализация нервных клеток и усиливается межнейрональная интеграция в определенных областях коры.
Первыми формируются проекционные отделы, обеспечивающие контакты с внешним миром с момента рождения. Затем созревают ассоциативные области, ответственные за психическую деятельность.
Для развития каждого последующего уровня необходимо полное созревание предыдущего. Этот принцип развития мозга в онтогенезе JI.С. Выготский назвал «снизу вверх».
Двигательные функции у новорожденного не сформированы. Впервые месяцы после рождения движения хаотичны, непроизвольны.
К 4—5 месяцам жизни созревают полосатое тело и ядра двигательных анализаторов в коре. В это время появляются простые направленные движения, хотя до двух лет они остаются неустойчивыми и нечеткими. Целенаправленные движения появляются к 3 годам. К этому времени формируется двигательный нервный центр, полная же дифференциация его заканчивается к 7—10 годам.
Вегетативная нервная система новорожденных отличается незрелостью. Характерной ее особенностью впервые годы жизни ребенка являются повышенная возбудимость, непостоянство вегетативных реакций, значительная их выраженность. У детей, особенно грудного возраста, наблюдается неустойчивость показателей вегетативных функций, например частоты дыхания и пульса. Устойчивость их начинает развиваться на втором году жизни ребенка. Впервые годы жизни главную роль в регуляции функций внутренних органов играет симпатический отдел вегетативной нервной системы. Парасимпатический отдел включается в рефлекторные реакции с 3-го месяца жизни. К 3 годам тонус парасимпатических нервов становится более выраженным. Однако преобладающее влияние симпатической нервной системы сохраняется до 7 лет.
Объем сердца от периода новорожденности до 16-летнего возраста увеличивается в 3—3,5 раза. Растет сердце наиболее быстро в течение первых двух лет жизни, затем в 5—9 лет и в период полового созревания. К 2 годам линейные размеры сердца увеличиваются в 1,5 раза, к 7 годам — в 2 раза. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5—6 годам, а ширина — к 8—10 годам). В течение первого года жизни рост предсердий обычно опережает увеличение желудочков. С двухлетнего возраста развитие и предсердий, и желудочков происходит примерно одинаково, а после 10 лет желудочки растут быстрее, чем предсердия. Масса сердца удваивается к концу первого года жизни, утраивается — к 2—3 годам, к 6 годам возрастает в 5 раз, а к 15 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с периодом новорожденности. (Сапин, М.Р., Сивоглазов В.И, 2002г.).
В дошкольном возрасте объемная скорость кровотока на единицу массы тела в 2 раза больше, чем у взрослых. При этом кровяное давление у детей намного ниже. Так, у 6-летнего ребенка систолическое давление составляет 95-105мм рт. ст. Тонус сосудов у детей постоянный и не регулируется функциональными потребностями организма.
В течение первого года жизни человека кости растут медленно. До 7 лет рост увеличивается и становится максимальным после 11 лет. В это время формируется окончательный рельеф кости и костномозговые полости. В процессе онтогенеза на 6-11-й неделе эмбрионального развития начинают формироваться суставы. К моменту рождения они анатомически сформированы, хотя эпифизы костей, входящие в состав сустава, состоят из хрящевой ткани. Энхондральное окостенение начинается в течение 1-2-го года жизни и заканчивается в юношеском возрасте. У детей 2—3 лет в связи с активной двигательной деятельностью связки и суставы формируются наиболее активно. Подвижность суставов максимальна в 3-8-летнем возрасте, а окончательно формирование ее заканчивается в 13—16 лет. В возрасте 6—10 лет происходит усложнение всех составных частей сустава, которое заканчивается в 13-16 лет.
Позвоночник в процессе индивидуального развития закладывается у 2-недельного эмбриона в виде хорды, и ее остатки сохраняются у ребенка до 7-летнего возраста.
Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых. С возрастом диски теряют эластичность, студенистое ядро между позвонками уменьшается в размерах и толщина дисков становится меньше.
Позвоночник имеет два вида изгибов: лордоз и кифоз. Лордоз обращен выпуклостью вперед (шейный, поясничный), кифоз — выпуклостью назад (грудной, крестцовый). У плода позвоночник имеет форму дуги, у новорожденного он почти прямой. Когда ребенок начинает держать голову (3 месяца), возникает шейный лордоз, садиться (6 месяцев) — грудной кифоз. В 9—12 месяцев ребенок начинает стоять и формируется поясничный лордоз, а вместе с ним и крестцовый кифоз. Окончательное развитие изгибов позвоночника завершается к 7 годам.
Грудная клетка у новорожденного имеет пирамидальную форму, ребра лежат почти горизонтально. С ростом грудной клетки у ребенка изменяется и ее форма. До 7 лет грудная клетка удлиненная, к 15 годам ее поперечный размер увеличивается, окончательная форма достигается к 17—20 годам. Процессы окостенения в скелете грудной клетки начинаются на 8-й неделе внутриутробного развития. Головки ребер срастаются с телом в 18—25 лет.
Кости конечностей (кроме ключицы), как и весь скелет, в онтогенезе проходят три стадии. У новорожденных эпифизы хрящевые, их окостенение заканчивается в течение 5-10 лет. Сращение эпифизов с диафизами происходит после 15—18 лет, причем у девочек на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. Процесс окостенения в костях конечностей начинается в различные сроки и имеет неодинаковую продолжительность. В ключице он начинается на 6-й неделе эмбрионального развития и к моменту рождения полностью заканчивается. Предплюсна окостеневает с 3 месяцев до 5 лет.
Для младенческого периода характерны наибольшие скорость роста тела в длину и темп нарастания массы. Рост увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается. В дальнейшем до пубертатного периода таких темпов роста не наблюдается. Ежегодная прибавка массы тела составляет 1,5-2,0 кг, роста — 4-5 см.
В возрасте 5-7 лет имеет место полу - ростовой скачок — увеличение скорости роста тела в длину. В это время конечности растут быстрее, чем туловище. После завершения полу - ростового скачка и до пубертатного периода темпы роста длины и массы тела самые низкие. В это время ребенок вытягивается, уменьшается количество подкожного жира. Пропорции тела ребенка уже приближаются к пропорциям взрослого, хотя ноги у него короче. Абсолютные размеры черепа соответствуют таковым взрослого.
Развитие мышц во время внутриутробного периода начинается с синтеза миозина и актина в 5-недельном возрасте. Мышечные волокна у новорожденных в 5 раз тоньше, чем у взрослых, поперечная исчерченность их выражена слабо. (Сапин, М.Р., Сивоглазов В.И, 2002).
В период с 3 до 6 лет формируются три типа мышечных волокон, которые отличаются метаболизмом и сократительными свойствами. Возрастают сила и быстрота движений, в беге появляется фаза полета, увеличиваются ловкость и гибкость. В конце полу - ростового скачка созревают нервные центры, управляющие мышечной координацией. В это время происходит дальнейшее развитие мышц рук, и формируются тонкие координационные способности (способность к письму).
К 5 годам более интенсивно развиваются разгибатели, и увеличивается их тонус, что свойственно взрослому человеку.
В дошкольном возрасте число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15—20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань. Для ребенка 3—6 лет характерны генерализованные физиологические реакции, т.е. на слабые и внешние воздействия организм реагирует активацией различных физиологических систем. Этот способ неэкономичен, сопровождается быстрым исчерпыванием резервов и не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени. Таким образом, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддержания устойчивых состояний, что проявляется быстрым утомлением при физических нагрузках. Ребенок 6-7 лет способен выдерживать небольшую физическую нагрузку не более 5—7 мин. Еще менее устойчивы дети этого возраста к статическим физическим нагрузкам.
В младшем школьном возрасте скелетные мышцы ребенка существенно меняются, обеспечивая высокую подвижность и неутомляемость. Во всех органах и системах происходят морфофункциональные преобразования, создающие благоприятные условия для осуществления больших объемов мышечной работы. Только к этому возрасту морфофункциональное развитие мышц обеспечивает длительное поддержание работоспособности. Динамика работоспособности в младшем школьном возрасте отражает повышающуюся надежность функционирования организма ребенка. Объем выполняемой работы у детей 7-10 лет увеличивается в 4 раза. Дети в этом возрасте уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность.
В пренатальном периоде органы дыхания плода практически не функционируют, а необходимый для жизни кислород он получает через плаценту. С первым вдохом новорожденного легкие расправляются, и устанавливается ритмическое дыхание, частота которого колеблется от 40 до 60 в минуту. Механизм первого вдоха связан с действием на нервные клетки дыхательного центра углекислого газа, растворенного в крови. При рождении ребенка его концентрация повышается вследствие нарушения плацентарного кровообращения. Накапливающийся в крови углекислый газ действует гуморально непосредственно на нервные клетки дыхательного центра и рефлекторно через хеморецепторы кровеносных сосудов. В результате активизируется дыхательный центр и включается механизм дыхания. (Прищепа М.Н. 2006).
Дыхательная система ребенка первого года жизни имеет существенные особенности. Дыхание младенца частое (до 50—60 дыхательных движений в минуту), что обеспечивает высокий уровень легочной вентиляции. В период с 1 года до 3 лет по мере роста грудной клетки и развития межреберных мышц дыхание становится грудобрюшным. Частота его уменьшается до 35—40 циклов в минуту. В возрасте 6—7 лет происходит интенсивный рост ребер и изменяется их положение. Более длинные ребра меняют форму грудной клетки — ее передняя часть опускается вниз. Межреберные мышцы начинают играть ведущую роль в организации вдоха и выдоха. Резервный объем заметно увеличивается, что создает благоприятные условия для работы легких, особенно при физической нагрузке. В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее увеличение дыхательных объемов, что расширяет резервные возможности организма в условиях физической нагрузки и адаптации. В подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие легких, жизненная емкость приближается к уровню таковой у взрослых.
1.2 Влияние занятий плаванием на здоровье детей
Плавание - способ передвижения в воде, это циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: физическим упражнениям и водной среде. Воздействие воды на организм начинается с кожи. Вода очищает ее, улучшая тем самым ее дыхание и питание. (Кузнецова М.Н. 2007).
Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких. (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. 1991г.).
Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм оказывает ее теплоемкость. Когда человек находится в воде, его организм излучает тепла на 50-80% больше, чем на воздухе. Благодаря этому у него повышается обмен веществ.
Плавание благоприятно влияет на сердечно - сосудистую систему. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
При плавании человек находится в состоянии невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела – это создает условия для формирования правильной осанки, отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата. (Кузнецова М.Н. 2007).
Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания ребенок лучше засыпает, крепче спит, улучшаются внимание и память.
Также плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. (Махнева М.Д. 2004г.).
Гипотеза исследования - предполагается, что занятия плавания влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную системы организма детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Цель, задачи, материалы и методы исследования
2.1 Цель и задачи исследования
Цель работы - выявить влияние двухмесячного цикла занятий плаванием на состояние функций и качеств организма старших дошкольников.
Задачи:
1. Сравнить параметры функций организма детей, занимающихся и не занимающихся плаванием.
2. Оценить динамику физиологических параметров организма детей в результате одного занятия в бассейне.
3. Оценить динамику физиологических функций организма детей за двухмесячный период занятий плаванием.
2.2 Организация исследования
Педагогический эксперимент проводился на базе детского сада №120 г. Санкт-Петербурга, с согласия заведующего и родителей. Помогали в проведении эксперимента: преподаватель физической культуры Татаринова О.О. Исследования проводились в период с 1.10.2010 по 25.12.2010 Обследования детей проводились с 10 до 11 часов утра. Проводила Толстых Юлия Николаевна.
2.3 Общая характеристика обследованных лиц
Педагогический эксперимент проведён с участием детей старшего дошкольного возраста. Дети были разделены на 2 группы:
1. занимающихся плаванием.
2. не занимающихся плаванием.
Исследования проводились раз в неделю продолжительностью два с половиной месяца. Обследованные дети не имели заболеваний и патологий в развитии.
2.4 Характеристика методик исследования
Для определения воздействия занятий плаванием на детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методы исследования:
Объективные исследования: рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы.
Функциональные методические исследования: артериальное давление и частота сердечных сокращений, проба Штанге.
Исследование физического состояния (тест на быстроту, координацию, силу, выносливость, гибкость).
Педагогический эксперимент.
2.4.1 Антропометрические исследования
Измерения проводились при помощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты.
Измерение роста (длины тела) осуществлялось с помощью вертикального ростомера. Порядок измерения: ребенок вставал босыми ногами на площадку ростомера спиной к шкале, тело выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова устанавливалась в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной горизонтальной плоскости (линии). Измеряемый касался шкалы тремя точками: межлопаточной областью спины, областью крестца и пятками. Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания прижималась к голове до соприкосновения с верхушечной точкой, после чего ребенок спускался с площадки ростомера и снимались показания.
Определение массы тела проводились без верхней одежды, утром, до завтрака. Дети взвешивались на напольных электронных весах. Во время взвешивания ребенок стоял неподвижно на середине площадки весов. Показания записывали в килограммах с точностью до 0.1 кг.
Окружность грудной клетки измерялась в состоянии покоя (паузы дыхания) при свободно опущенных руках. Для этого использовалась сантиметровая лента. Лента накладывалась сзади под углом лопаток, а спереди под сосками так, чтобы она прикрывала нижние сегменты околососковых кружков.
Измерение окружности головы производилась через наиболее выступающие точки затылочного бугра и надбровные дуги. Для этого также использовалась сантиметровая лента.
Средние показатели физического развития детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Средние показатели физического развития детей 6 лет (Пономарев С.А.)
-
Показатель, единица измерений
Рост (см)
Вес (кг)
Окружность (см)
головы (см)
гр клетки (см)
мальчики
111- 121
19.7 – 24.1
51
57
девочки
111 - 120
19.0 – 23.6
50
55
2.4.2 Методы оценки физиологических функций
Для оценки физиологических функций применялись измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений(ЧСС) до и после занятий плаванием. Для этого применялся электронный тонометр на запястье. Ребенок садился на стул, опираясь на спинку стула, ноги не скрещены, на запястье одевался тонометр. Рука сгибалась в локтевом суставе, запястье поднималось на уровне сердца. Полученные данные АД и ЧСС вносились в протокол.
Для измерения дыхательной системы применялась Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе. Проба проводилась в начале и в конце исследования. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов ребенок задерживал дыхание на глубоком вдохе на максимальное для него время. Время замерялось секундомером. Результаты оценивались на основании таблицы 2.2
Таблица 2.2 Продолжительность задержки дыхания (с) на вдохе у детей 6 лет (проба Штанге) (Потапчук А.А. 2007г.)
-
Оценка
мальчики
девочки
Удовлетворительно
13
10
Хорошо
15
12
Отлично
17
15
2.4.3 Методы оценки физических качеств
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Для определения параметров физических качеств были использованы стандартные нормативы на уроке физической культуры. Для этого использовались: беговая дорожка, прыжковая яма с песком, теннисные мячи для метания, гимнастическая скамейка, рулетка для измерения, секундомер.
Для оценки ловкости применялись и челночный бег 5х6 метров. В забеге принимали участие один-два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт» дети выходили к линии старта. По команде «Внимание» они наклонялись и брали по одному кубику. По команде «Марш» бежали к финишу, клали кубик на линию, не останавливаясь, возвращались за вторым кубиком и также переносили его на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включали по команде «Марш» и выключали в момент, когда кубик касался пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1с.
Для определения быстроты применялся бег на 30 метров. Выполняется с высокого старта. В забеге принимали участие два-три человека. По команде «На старт» дети подходили к линии старта и занимали исходное положение. По команде «Внимание» наклонялись вперед и по команде «Марш» бежали к линии финиша по своей дорожке. Время определялось с помощью секундомера с точностью до 0,1с.
Скоростно-силовые способности определялись по прыжкам в длину с места и с разбега. На площадке в прыжковой яме проводилась линия и перпендикулярно к ней закреплялась рулетку. Ребенок становился около линии, не касаясь ее носками, затем отводил руки назад, сгибая ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, делал резкий взмах руками вперед и прыгал вдоль разметки. Расстояние измерялось по линии до пятки ноги, стоящей сзади. Давались три попытки, лучший результат записывался. Для прыжка с разбега ребенок отходил от намеченной линии на несколько метров, разбегался и отталкиваясь ногой прыгал вдоль разметки. Давались также три попытки и лучший результат фиксировался.
Для оценки гибкости использовался тест на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке. Упражнение выполняется на гимнастической скамейке высотой 20—25см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка. Ребенок вставал на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклонялся вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксировал это положение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой. Если ребенок не смог удержаться в этом положении 5 секунд или не дотянулся до края скамейки, не сгибая при этом коленей, — результат считался неудовлетворительным.
Для оценки координационных способностей применялись метание мяча в цель из пяти попыток. Ребенку с расстояния двух метров предлагалось попасть в щит с нарисованным кругом теннисным мячом из пяти попыток. Фиксировалось количество попаданий в нарисованный круг.
Тестирование физической подготовленности детей проводил инструктор по физической культуре.
2.4.4 Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.
2.5 Характеристика занятий плавания
Занятия плаванием проводились по утвержденной программе «Детство» в бассейне размером 2х3м. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Во время занятий дети осваивали согласно утвержденной программе обще развивающие упражнения, подводящие упражнения, разучивали различные стили плавания.
2.6 Методы статистической обработки данных
Для обработки полученных данных использовалась
статистическая обработка. Для этого применялись персональный компьютер и программа Microsoft Excel. Рассчитывались средняя арифметическая и ошибка среднего значения.
Глава 3. Характеристика динамики физиологических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий плаванием (результаты собственных исследований)
Мною был проведен педагогический эксперимент с участием 20 мальчиков и девочек в возрасте 6 лет. Различными методами исследования были измерены и обработаны показатели, влияющие на физиологические функции детей. В начале и конце исследования были измерены антропометрические данные. Эти данные представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1 Антропометрические показатели детей в начале и конце исследования
показатель, единица измерения
Имя
Рост (см)
Масса (кг)
Окружность головы (см)
Окружность грудной клетки (см)
до
после
до
после
до
после
до
после
Лева
122,1
122,6
23,6
23
51
51
63
63
Катя
120,2
120,4
20,7
20,2
50
50
55
56
Лиза
125,2
125,3
25,3
24,8
52
52
60
60
Ваня
116,6
117
20,8
20,8
50
50
58
58
Кирилл
118,3
119
21,1
21,5
50
50
56
56
Артем
118,1
118,6
21,1
21,4
51
51
57
57
Саша М.
125,2
125,3
24,0
23,6
50
50
59
60
Соня
125,0
125,2
22,5
22,7
51
51
62
62
Сережа
126,2
126,5
23
23,7
50
50
59
59
Вадим
121,0
121,1
21,5
22
50
50
62
62
Маша
127
127,2
24,2
24
50
50
64
64
Юля
122
122,8
22,5
22,6
51
51
58
59
Илья
120,1
120,6
19,9
19,7
52
52
58
59
Люба
118,2
118,4
24,6
24
51
51
62
62
Лера
120,1
120,9
20,9
21
52
52
59
60
Тима
115,8
116,2
20,7
20,7
49
49
57
58
Максим
123,2
123,3
21,4
21,5
52
52
59
60
Ника
122
120,9
23,2
23
50
50
59
59
Даша
120
120,4
20,6
19,9
50
50
55
56
Саша П.
119,1
119,6
20,4
20,3
50
50
55
55
В таблице представлены показатели роста, массы, окружности головы и груди до и после исследования. Динамика средних показателей представлена в таблице 3.2
Таблица 3.2 Динамика средних антропометрических показателей за два месяца
-
Показатель, единица измерения
не занимались
занимались
Рост (см)
до
121,76±1.23
120.06±0.74
после
122.06±1.19
120.34±0.72
Масса (кг)
до
22.22±0.54
21.58±0.51
после
22.30±0.50
21.41±0.50
окружность головы(см)
до
50.44±0.24
50.78±0.36
после
50.44±0.24
50.78±0.36
Окружность грудной клетки (см)
до
58.67±0.82
58.00±0.73
после
58.89±0.77
58.67±0.71
Антропометрические исследования показали, что дети обоих групп соответствуют нормам развития для своего возраста. В таблице видно, что средний рост не занимающейся группы увеличился за период исследования на 0.3см, а рост занимающейся группы на 0.28см. Это говорит о том, что занятия плаванием никак не повлияли на динамику роста.
Масса тела не занимающейся группы за период исследования увеличилась на 0.08 кг, а масса тела занимающейся группы уменьшилась на 0.17кг.
Окружность головы за период исследования никак не изменилась. Окружность грудной клетки в группе не занимающихся плаванием увеличилась на 0.22см, а в группе занимающихся увеличилась на 0.67см.
Также были получены данные показателей физических качеств в начале и конце педагогического эксперимента. Динамика индивидуальных физических показателей представлена в приложении 1. Динамика средних показателей представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 Динамика средних показателей физических данных за весь период исследования
-
показатель, единица измерения
не занимались
занимались
до
после
до
после
гибкость (см)
2.22±1.29
2.44±1.23
4.56±1.17
5.22±1.04
челночный бег 5х6 м (с)
13.06±0.19
13.04±0.19
13.87±0.49
13.27±0.46
прыжки в длину с места (см)
107.78±4.41
108.33±4.03
108.89±3.75
110.89±3.49
прыжки в длину с разбега (см)
131.00±7.61
131.89±6.81
120.67±8.30
125.33±7.76
метание в цель
(кол-во попаданий)
1.78±0.22
2.0±0.33
1.67±0.58
2.44±0.50
бег 30 м(с)
7.3±0.24
7.23±0,21
7.36±0.13
7.16±0.11
Из таблицы видно, что среднее значение гибкости в группе не занимающихся увеличилась на 0.22см, а в группе занимающихся плаванием увеличилась на 0.56см.
Показатели челночного бега в первой группе уменьшились на 0.02с, а во второй группе на 0.60с.
Показатели прыжков в длину с места в группе не занимающихся плаванием увеличились на 0.53см, а в группе занимающихся на 2см
Показатели прыжков в длину с разбега в первой группе увеличились на 0.89см, а во второй группе на 4.66см. Показатели метания в цель в среднем в первой группе увеличились на 0.22, а во второй группе на 0.77. Бег на 30 м в первой группе улучшился на 0.07с, а во второй на 0.2с.
ЧСС и АД измерялись до и после каждого занятия плаванием. Динамика этих физиологических показателей за одно занятие плаванием по каждому ребенку представлена в таблице 3.4
Таблица 3.4 Динамика индивидуальных физиологических показателей за одно занятие плаванием
-
показатели. Единица измерений
имя
ЧСС (мин)
давление систолическое
(мм.рт.ст)
давление диастолическое
(мм.рт.ст)
до
после
до
после
до
после
Маша
101
99
100
101
72
66
Юля
118
85
102
79
64
55
Илья
111
89
100
97
60
57
Люба
102
65
105
85
64
53
Лера
113
112
100
110
60
70
Тима
83
88
105
82
55
56
Максим
120
129
103
97
69
65
Ника
84
117
96
90
55
56
Даша
93
114
97
97
64
49
Саша П
96
117
98
111
62
61
Из данной таблицы видно, что ЧСС у 6 детей понизилась после занятий, а у 4 детей повысилась. Систолическое давление у трех детей повысилось, у 6 понизилось, а у одного осталось неизменным. Диастолическое – у 7 детей понизилось, у троих – повысилось. Средние значения по ЧСС и АД за одно занятие представлены в таблице 3.5
Таблица 3.5 Динамика средних физиологических показателей за одно занятие
-
показатели
до
после
ЧСС (уд/ мин)
95,67 ± 4,88
112,22 ± 4,26
давление
Систолическое (мм.рт.ст)
103,89 ± 3,35
96,11 ± 2,73
Диастолическое (мм.рт.ст)
63,89 ± 2,16
58, 67 ± 2,01
Из данной таблицы видно, что ЧСС за одно занятие в среднем увеличивалась на 16.55уд/мин, систолическое давление на 7.78мм.рт.ст, а диастолическое на 5.22мм.рт.ст. Эти показатели находятся в зоне значимости, что говорит о том, что они изменились в ходе занятий плаванием.
Для исследования дыхательной системы была взята проба Штанге в начале и конце всего периода. Средние показатели этой пробы представлены в таблице 3.6
Таблица 3.6 Динамика средних показателей пробы Штанге за весь период исследования
-
Показатель, единица измерения
Начало исследования (с)
Конец исследования(с)
Не занимались
15.67±2.72
18.33±2.25
Занимались
19.22±2.30
26.67±3.07
Из данной таблицы следует, что в первой группе показатель пробы увеличился на 2.67с, а во второй на 7.44с, что значительно выше чем в первой.
ЧСС и АД за весь период исследования на каждого ребенка показаны в приложении 2, а вот средние значения по этим данным представлены в таблице 3.7
Таблица 3.7 Динамика средних показателей ЧСС и АД по каждому ребенку и по всей группе за весь период исследования
-
Имя
Показатель, единица измерения
ЧСС (уд/мин)
давление систолическое
(мм.рт.ст)
Давление диастолическое
(мм.рт.ст)
до
после
до
после
до
после
Маша
96,14
109
99
102,72
61,72
56,57
Юля
94,29
92,71
108,86
94
67,71
62
Илья
99,29
94,43
100,71
94,14
62,14
59,43
Люба
107,29
111
101,29
96
65,57
58,57
Лера
108,71
105,71
99,29
101
58,43
58,29
Тима
84,43
100,29
101,74
103,86
60,57
62,43
Максим
108,29
120,43
99,14
91,86
61,43
59,71
Ника
105,29
119,14
92,29
98,71
57,14
63,86
Даша
103,43
114,29
96,29
98,43
60,72
56,71
Саша П.
90
91,29
100,14
99,43
60,57
60,29
Среднее и ошибка
100.11
±2.92
105.48
±3.79
99.97
±1.48
97.49
±1.27
61.29
±1.09
60.14
±0.75
По данной таблице можно сказать, что ЧСС за весь период исследования до и после занятий увеличилась на 5.37уд/мин. Показатель систолического давления уменьшился на 2.48мм.рт.ст, а диастолического на 1.15мм.рт.ст.
Выводы
1. В ходе педагогического эксперимента сравнивались две группы детей по антропометрическим, физическим и физиологическим показателям. Группы не занимающихся плаванием и занимающихся плавание. Было выявлено, что эти группы имели между собой не значительные различия по средним показателям функций организма. Все дети соответствовали показателям возрастных норм. За период исследования произошли изменения в антропометрических показателях обоих групп. Рост в первой группе в среднем увеличился на 0.3см, а во второй на 0.28см. Масса тела в первой группе увеличилась на 0.36кг, а во второй группе уменьшилась на 0.17кг. Окружность головы никак не изменилась. Окружность грудной клетки в первой группе выросла на 0.22см, а во второй на 0.67см. Физические показатели также изменились: в группе занимающихся увеличились показатели гибкости, скоростно-силовые, быстроты и ловкости больше чем в первой.
2. Оценивая динамику физиологических параметров организма за одно занятие плавания в ходе исследования, было выявлено, что ЧСС за одно занятие в среднем увеличивалась на 16.55уд/мин, систолическое давление уменьшилось на 7.78мм.рт.ст, а диастолическое на 5.22мм.рт.ст. Это доказывает, что даже одно занятие плаванием влияет на физиологические показатели.
3. Оценивая динамику физиологических параметров организма за двухмесячный период, было выявлено что ЧСС за весь период исследования до и после занятий тоже увеличилась на 5.37уд/мин, показатель систолического давления уменьшился на 2.48мм.рт.ст, а диастолического на 1.15мм.рт.ст. Так же было выявлено, что в первой группе показатель пробы Штанге увеличился на 2.67с, а во второй на 7.44.
Исходя из анализа полученных данных, можно сказать, что наша гипотеза верна, занятия плаванием влияют на сердечно - сосудистую и дыхательную системы старших дошкольников.
Список литературы
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.:Просвещение, 1972г.- 271с.
Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ:практическое пособие/М.Н.Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2007г. – 112с.
Лапицкая Е.М., Физкультура для детей/Е.М. Лапицкая; под редакцией:М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009г. – 176с.
Махнева М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004г. – 264с.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1991г. -159с.
Понамарев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей от 3 до 6 лет). – М.: Советский спорт, 1989г.- 48с.
Потапчук А.А. Диагностика развития ребенка. – СПб.: Речь, 2007г. – 154с.
Потапчук А.А., Суслова Г.А., Виноградова Л.П. , Киселева Е.С. программа коррекции деформаций опорно-двигательного аппарата у дошкольников «Правильная осанка». – СПб.: г.- 53с.
Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособие / И.М. Прищепа. — Минск: Новое знание, 2006г. —416с.
Сапин, М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд.,стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»,2002г. — 448с
Филиппова С.О. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями: Методические рекомендации./ С.О. Филиппова- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000г. – 53с.
Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя/М.А. Якубович, О.В. Преснова.- М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2006г.- 287с.
Приложение 1
Динамика индивидуальных физических качеств у обследованных лиц за период обследования с 1.10.2010 - 20.12.2010
имя
показатель, единица измерения
гибкость (см)
челн. Бег 5*6 (сек)
прыжки в длину с места (см)
прыжки с разбега (см)
метние в цель
бег 30 м (сек)
до
после
до
после
до
после
до
после
до
после
до
после
Лева
0
0
14,2
14
114
114
100
101
1
1
7,9
7,8
Катя
5
5
12,8
12,8
119
118
137
135
1
2
6,7
6,8
Лиза
9
9
14
13,6
102
102
83
90
2
2
7,1
7,1
Ваня
0
1
12,9
12,9
118
119
168
165
1
1
6,2
6,2
Кирилл
7
7
13,3
13,6
102
103
140
141
3
3
7,3
7,4
Артем
-2
-1
12,5
12,4
108
107
126
125
2
4
7,9
7,2
Саша М.
0
0
13,4
13,4
105
105
120
123
2
2
7,4
7,3
Соня
0
0
12,1
12
130
130
146
148
1
1
6,7
6,9
Сережа
-1
-1
13,5
13,5
84
89
130
130
2
2
8
7,8
Вадим
2
2
13
13,2
102
102
129
130
2
1
8,4
8,4
Маша
15
15
12,5
12,1
102
102
162
163
0
1
6,8
6,8
Юля
9
9
13,1
12,2
112
113
158
160
1
3
7
6,8
Илья
5
6
11,8
11,6
134
134
150
159
5
5
6,9
6,7
Люба
5
6
13,3
13,3
108
109
95
102
1
2
7,3
7,1
Лера
8
8
16,7
16
100
104
117
117
0
0
8,1
7,5
Тима
5
6
13,5
13,2
110
115
124
120
1
2
7,2
7
Максим
1
2
14,8
14
107
108
110
116
4
4
7,7
7,5
Ника
8
8
13,8
12,2
112
112
116
124
2
3
7,1
7
Даша
0
1
15,2
14,4
93
95
80
92
0
1
7,7
7,6
Саша П.
0
1
12,6
12,5
104
108
136
138
1
2
7,2
7,2
Приложение 2
Показатели АД, ЧСС за весь период исследования
дни
Показатель/Имя
1
2
3
4
5
6
7
8
До занятия
пульс (Маша)
101
102
102
89
86
87
109
98
систолическое
100
102
106
98
114
103
68
102
диастолическое
72
75
70
58
60
64
43
62
После занятия
пульс
99
97
119
108
101
100
120
118
систолическое
101
87
110
102
92
105
100
123
диастолическое
66
46
47
73
58
62
55
55
До занятия
пульс (Юля)
99
118
125
64
75
95
99
84
систолическое
105
102
89
129
117
101
126
98
диастолическое
67
64
52
86
66
66
76
64
После занятия
пульс
108
85
60
105
107
93
103
96
систолическое
104
79
92
94
86
98
114
95
диастолическое
58
55
58
61
61
60
80
59
До занятия
пульс (Илья)
81
101
88
106
83
93
122
102
систолическое
109
100
116
104
98
94
97
96
диастолическое
66
60
60
70
65
61
57
62
После занятия
пульс
105
89
92
83
92
98
106
101
систолическое
100
97
94
104
98
69
92
105
диастолическое
56
57
57
64
66
47
58
67
До занятия
пульс (Люба)
82
102
89
97
114
123
98
128
систолическое
127
105
122
97
100
104
88
93
диастолическое
75
64
98
48
67
63
59
60
После занятия
пульс
107
65
104
101
114
122
117
154
систолическое
92
85
106
94
96
99
91
101
диастолическое
61
53
62
56
57
67
55
60
До занятия
пульс (Тима)
83
62
83
104
91
73
83
95
систолическое
105
94
64
87
106
105
116
140
диастолическое
55
62
46
64
66
49
57
80
После занятия
пульс
88
101
101
113
80
110
105
92
систолическое
82
101
100
104
119
107
99
97
диастолическое
56
59
67
44
69
71
63
64
До занятия
пульс (Максим)
120
113
109
129
115
69
99
124
систолическое
103
93
95
99
96
103
98
110
диастолическое
69
60
62
52
62
70
64
60
После занятия
пульс
129
118
122
150
121
104
103
125
систолическое
97
90
80
99
90
90
95
99
диастолическое
65
58
50
66
54
64
59
67
До занятия
пульс (Ника)
84
80
100
101
135
105
77
139
систолическое
96
90
82
93
97
96
90
98
диастолическое
55
61
54
58
65
58
55
49
После занятия
пульс
117
143
127
124
111
123
89
117
систолическое
90
96
86
91
99
95
124
100
диастолическое
56
59
58
56
58
60
94
62
До занятия
пульс (Даша)
93
97
108
109
104
92
104
110
систолическое
97
100
94
95
100
95
93
97
диастолическое
64
60
54
59
68
70
58
56
После занятия
пульс
114
98
124
113
118
125
106
116
систолическое
97
94
95
105
105
98
91
101
диастолическое
49
53
58
58
63
56
56
53
До занятия
пульс (Лера)
113
108
116
101
107
112
106
111
систолическое
100
100
94
102
98
103
98
100
диастолическое
60
57
53
61
60
62
58
58
После занятия
пульс
112
101
114
118
101
99
105
102
систолическое
110
93
105
107
101
100
105
96
диастолическое
70
58
58
59
59
55
62
57
До занятия
пульс (Саша П)
106
95
99
84
83
82
86
101
систолическое
93
95
126
98
95
88
101
98
диастолическое
64
66
76
64
60
57
57
44
После занятия
пульс
130
93
103
86
92
104
87
74
систолическое
93
98
114
95
102
98
96
93
диастолическое
57
60
90
59
56
62
47
48
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ