Авторская программа работы с родителями «Развитие универсальных родительских действий»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учереждение

Средняя Общеобразовательная Школа №12 г. Ессентуки



Авторская программа работы с родителями

« Развитие универсальных родительских действий»





















Автор программы : учитель начальных классов

МБОУСО№12

г.Ессентуки

Григорян Олеся Викторовна







Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Повышение педагогической культуры родителей – одно из приоритетных направлений в деятельности учителя. Без взаимодействия с семьей, как бы не старался педагог, не получится полноценного воспитательного процесса.

- Как в любом направлении нашей педагогической деятельности мы составляем программу работы, так мы составляем ее и для работы с родителями. Да. Верно, программа есть, но все ли мы реализуем ее на практике, зачастую ставя работу с родителями на второй план, довольствуясь родительскими собраниями и редкими беседами, иногда приглашая поучаствовать родителей в спортивном конкурсе.

Меняется время, меняется поколение учеников и соответственно поколение родителей. Необходим новый, немного нетрадиционный подход.

1 сентября. У детей в глазах радость, немного тревоги и волнения ( но это от новизны ощущений), предвосхищение будущей деятельности. А что же в глазах родителей? Конечно это любовь, нежность и …..если не ужас, то страх. Что дальше, как потом и т.д. И как правило это настроение передается детям.

Мне очень часто приходится встречаться с родителями. Иногда создается впечатление , что они задавая вопрос о своем ребенке, ждут сразу негативного ответа, порицаний, наставлений, но никак не совета, помощи и взаимодействия. И как правило , те же чувства возникают и у детей – неуверенность в своих силах, страх, робость. Родителей можно понять, они так же попали в незнакомую среду, они не знают учителя, они беспокоятся о своих детях, они растеряны.Им в конце- концов нужно помощь.

Представьте себе ситуацию, которую описал Ш.А. Амонашвили

Ребенок заболел. Конечно, будем вызывать не учителя, а врача-специалиста, чтобы посмотреть, что с ним. Врач осматривает горло, заставляет ребенка высовывать язык, слушает легкие, измеряет температуру. Затем пишет свой диагноз о состоянии здоровья ребенка - «2» - и уходит. Что делать маме с этой двойкой?Потому никому и в голову не придет с помощью цифр справляться о состоянии здоровья. После осмотра больного добрый Айболит объяснит родителям, чем болен ребенок, каковы причины этой болезни и как ухаживать за больным, чтобы он скорее поправился. Этот Айболит достанет из кармана своего белого халата бумагу с треугольной печатью, выпишет лекарства и строго разъяснит, в каком количестве, в какое время и сколько раз надо их принимать

Та и мы с вами, уважаемые коллеги, должны стать « Айболитами», чтобы родители не занимались « самолечением»

Поэтому и возникла необходимость пересмотреть программу работы с родителями по всем направлениям. Научить родителей помогать своим детям учиться и развиваться.

В Примерной основной образовательной программе говориться о повышении педагогической культуры родителей ( законных представителей), и это направление рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно нравственного развития и воспитания

В связи с переходом на новый стандарт, мы говорим о формировании УУД у школьников. И я подумала, а почему бы не составить программу формирования УРД( универсальные родительские действия), ведь родители нуждаются в формировании коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных результатах, не меньше самих детей.


Сроки реализации 2012-2016 уч.год.

Исполнители мероприятий программы

Родительский , детский и педагогический коллектив 1В класса МБОУСОШ№12 г.Ессентуки.

Цель программы 
- создание единой образовательной среды в школе и семье, формирование УРД

( универсальных родительских действий).

Задачи Программы 
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе; 
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечения родителей в жизнедеятельность классного сообщества; 

- содействие родителям в решении проблем воспитания детей

-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, как личного примера для детей.
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; 
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. 

Новизна.

Опыт моей работы отличается тем, что с внедрением ФГОС, необходим новый, творческий , креативный подход к работе с родителями.

Одна из целей моего опыта– в процессе совместной деятельности педагога, родителей и учащихся активизировать их познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. От педагога требуется создание необходимых условий , для реализации данного проекта и создание ситуации успеха.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.

Специфика проблем родителей школьника:

Страх перед неудачей своих детей

Незнакомый родительский коллектив

Кто такой учитель?

В какой классный коллектив попал ребенок? Сложности взаимоотношений ребенка со сверстниками и учителем.



Формы и методы работы с родителями, как условие формирования универсальных родительских действий

Учебное сотрудничество-педагог воспринимает родителя как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Родитель свободно пользуется помощью педагога или других родителей.

Родительские собрания - формируют у родителей все виды УРД. Это и коммуникативные- постановка вопросов, умение планировать воспитательный процесс планирования сотрудничества, регулятивные- планирование работы, целеполагание, оценка деятельности родителей, познавательные – формулировать проблемы, структурировать знания, личностные- смыслообразование, нравственно-стетическое оценивание.

Адаптационный период-это период, когда формируются все виды УРД. Родителям необходимо научиться общаться между собой и педагогом, формировать доброжелательный и ( коммуникативные и личностные),уметь организовать свое время и время своих детей, планировать работу и предвидеть результат, контролировать свою деятельность, по отношению к ребенку ( регулятивные), сформировать положительное отношение к учебному процессу, развивать в себе патриотические чувства, интернационализм( личностные), уметь правильно пользоваться полученной информацией, уметь вместе с детьми добывать эти знания( познавательные).

Именно в адаптационный период помощь родителей необходима детям, как никогда, а толь родитель владеющий педагогической культурой, может грамотно помочь ребенку , поэтому формирование УРД так важно но этом этапе

Творческая, проектная, исследовательская деятельность

Совместная с педагогом и детьми проектно- исследовательская работа, помощь детям в создании базы проектов класса. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов. Совместная творческая деятельность детей и родителей при работе над проектами– способствую формированию коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Так же для развития регулятивных , коммуникативных и познавательных универсальных действий способствуют выставки, конкурсы , тестирование родителей. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Трудовая деятельность- совместное проведение субботников и рейдов, формирует у родителей личностные УРД-организованность, дисциплинированность, внимательность. Родители выполняют поручения педагога по оформлению класса, оказывают помощь в оформлении и проведении праздников.

Деятельность по формированию здорового и безопасного образа жизни. Эта деятельность развивает в родителях регулятивные УРД- оценивать и корректировать свой образ жизни, для предъявления примера детям, познавательные УРД- моделировать здоровый образ жизни с помощью различных информационных источников, личностные – ориентировать себя и свою семью на здоровый образ жизни, соблюдения правил безопасного поведения и ПДД .

Совместная деятельность родителей и педагога- формирование коммуникативных УРД- умение строить диалог, планировать учебное сотрудничество. Познавательные УРД -поиск информации, логическое построение выступлений, рефлексия деятельности.

Мероприятия , праздники- формируют у родителей регулятивные УРД- планирование, прогнозирование, личностные- нравственно-эстетическое оценивание.

Дистанционное общение – формирование ИКТ –компетентности родителей, основы овладения электронной почтой, блогами, форумами и чатами.

Индивидуальные тематические консультации – развивают у родителей познавательные, коммуникативные и личностные УРД- т.е умение формулировать проблему, проводить рефлексию, умение разрешать конфликты, выражать свои мысли.

Посещение на дому – формирует личностные, регулятивные и коммуникативные УРД , способствуют более тесному сотрудничеству и взаимопониманию, педагог видит семью « изнутри»

Вовлечение родителей в школьное самоуправление- развивают личностные и коммуникативные ууд, формируют умение высказывать своё мнение и уважать позицию другого.



Направления работы с родителями:



Гражданско –патриотическое и правовое : беседы, род. собрания, совместные встречи с ветеранами, КТД с совместно с детьми , дискуссии, круглые столы. Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традицими школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Физкультурно- оздоровительное: семейные соревнования, спортивные игры, беседы, консультации, беседы родителей с детьми.

Нравственное и эстетическое : беседы, консультации, совместные поездки в театры, музеи и т.д, , КТД совместно с детьми, выставки, фотовыставки

Экологическое: беседы, проектная и исследовательская деятельность., совместные экскурсии с детьми, привлечение в природоохранную деятельность ( агитация, уборка мусора вместе с детьми и т.д.)

Трудовое : совместные субботники, генеральная уборка класса, помощь в оформлении кабинета и т.д..

Школьно- семейное : род. собрания, консультации, дистанционное общение, работа с портфолио, семейные праздники, проекты.

Исследовательская деятельность: беседы родителей с детьми, совместная исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Диагностическое :изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи) Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе.

Просветительское : Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, соцпедагога, библиотекаря, учителей предметников. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Разработка памяток для родителей по взаимодействию с детьми

Организационное направление : Проведение совместных мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения



Работа с родителями одаренных детей: Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций. Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.

учащихся, родителей и педагогов школы).

 Работа с неполными и неблагополучными семьями: удачными формами работы являются занятия общешкольного педагогического всеобуча, переписка с классным руководителем, посещение консультативных пунктов Школа должна стать таким семьям не строгим судьей, а надежной опорой и партнером, активно пропагандировать весь позитивный опыт воспитания в ней.

Принципы реализации программы :


  • добровольности;

  • значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

  • вариативности форм и методов;

  • научности;

  • непрерывности и целостности;

  • комплексности;

  • сотрудничества;

  • постоянства обратной связи;

  • открытости;

  • конфиденциальности.

Планируемый результат.

Первый уровень результатов:

Приобретение родителями знаний, первичного понимания о повседневной жизни в школе, о среде, в которой находится его ребенок. Как и у детей, на этом этапе особое значение имеет значение взаимодействия родителей с учителем.

Второй уровень результатов:

Получение родителями позитивного отношения к базовым ценностям школьного общества. Для достижения этого уровня особое значение имеет взаимодействие родителей между собой, с детьми, с педагогом.

Третий уровень результатов :

Самостоятельные общественные действия родителей, социально приемлемых моделей поведения.

Эффект работы с родителями.

Родители самостоятельно и с желанием принимают участие в жизни школы и класса, следят за учебно - воспитательным процессом, оказывают посильную помощь педагогу, принимают активное участие в праздниках и мероприятиях, вместе с детьми ведут проектную и исследовательскую деятельность, ведут и пропагандируют здоровый образ жизни, являются патриотами своей родины и и прививают это чувство своим детям.



Модель «Родителя выпускника начальной школы»



Деятельный





Готовый к

сотрудничеству



Общительный









Готовый вместе с ребенком познавать мир



Участвующий в

жизни школы и класса

Родитель выпускника начальной школы.









Ведет и пропагандирует здоровый образ жизни


Патриот своей

Родины






Креативный



















Мероприятия по реализации программы


Мероприятия

Сроки

Название

Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей.

Начало учебного года.

Анкетирование тестирование, беседы.

Род. собрание

1 – 2 раза в четверть

« Готовность ребенка к школе»

« Адаптация- страшно или легко»

« Что такое проектная и исследовательская деятельность. Мой ребенок – исследователь»

« Формирование устойчивого интереса к обучению»

«Листая страницы нашего альбома .», «Воспитание в семье»,

« Агрессивное поведение», «Взаимоотношения в семье- модель поведения ребенка»,

« Каждый ребенок одарен по своему», «Трудовое воспитание в семье

Встречи с родительским комитетом

1 раз в 2 недели

Организационные вопросы.

Индивидуальные

беседы

По мере возникновения проблемы

Индивидуально

Консультации

В течении года

« Почему они….», « Учися играя», « Как отношения в семье отражаются на поведении ребенка»,

« Соблюдайте ПДД вместе с детьми», «Чем увлечь ребёнка »,« Доверяй но проверяй» ,«Организация досуга детей», «Агрессивный ребенок», « Организация летнего досуга», « Как помочь ребенку с домашним заданием» , « Мы на дорогах- пример для детей», «Воспитание Сознательной дисциплины», « Внешний вид ребенка», « Аккуратность-залог здоровья»

Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса.

В течении года

Знакомство родителей с результатами диагностик, контрольных срезов.. Консультации по интересующим вопросам. Знакомство с результатами детей и др.

Проектная деятельность

В течении года

Род. собрание.

Создание банка проектов , совместно с детьми. Создание азбуки- малышки для будущих первоклассников.

Выставки и конкурсы

В течении года

Выставка рисунков « Мой ребенок», фотовыставка

« Город в котором мы живем», Конкурс эссе

« Мой ребенок в будущем», «Бабушкин сундук»

Спортивно- оздоровительные мероприятия

В течении года

Соревнования:

« Мама , папа, я- спортивная семья», выпуск агитационных стенгазет, пропаганда здорового образа жизни, совместные походы, проведение совместных детско- родительских дней здоровья

Трудовая деятельность

В течении года

Совместные субботники, оказание помощи в организации оформления кабинета , рейды по очистке реки Ессентучок.

КТД

В течении года

« Я расскажу о своей профессии»- встречи и беседы родителей с детьми о профессиях.

«Мой родной Ставропольский край»

« Поможем ветеранам»

Посещение на дому

В течении года


Совместные мероприятия и праздники

В течении года

Осенняя ярмарка, Посвящение в первоклассники, Новый год, День моей семьи,»

Папин день, Мамин день, Посмеемся вместе( вечер юмора к 1 апреля), Прощание с 1(2, 3) классом, Выпускной бал,День матери, «Не перевелись еще богатыри»-интеллектуальная игра для пап, День Земли,

Поездки и экскурсии

В течении года

Посещение музея им. Шпаковского, экскурсия в осенний парк, экскурсия на городское озеро, посещение концертного зала им. Шаляпина и ЦДЮиРТ. Поездка в Кисловодский цирк, посещение музея первой в России электростанции Белый Уголь, посещение музея геологии,


«Семейные вечера»














В течении года

« Какие книги читают в нашей семье»- вечер литературного чтения.

Викторина « Зеленая поляна», КВН среди семейных команд, турниры знатоков, вечера за круглым столом.

Анкетирование , диагностика

В течении года.


Мероприятия по ПДД

В течении года

Акция,«Учись быть пешеходом», Родительское собрание «Дети и дорога», Разработка памяток, буклетов и рекомендации по ПДД для родителей и учащихся, «Мы изучаем ПДД с мамой и папой», «Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге»

Участие родителей в подготовке и организации классного конкурса–фестиваля «Безопасное колесо», Участие родителей в подготовке и организации бесед с обучающимися «Ты и безопасность!».








Дистанционное общение








В течении года

Рассылка информации различного характера

( объявления, консультации, поздравления и т.д), личное общение с родителями.

Работа с родителями одаренных детей.

В течении года

Беседы, консультации( « Что такое одаренность», « Мой ребенок одаренный, что делать?», « Одаренный- вундеркинд??» ,

« Особенности одаренных детей». Встречи со школьным психологом.


Работа с « трудными» и неполными семьями.

В течении года.

Посещение на дому, родительский всеобуч,оказание помощи и поддержки .




Предполагаемый результат работы по программе:
1. Сформирован позитивный жизненный стиль семьи.
2. Сформированы доверительные отношения между детьми и родителями.
3. Выросло количество родителей, активно участвующих в различных мероприятиях, КТД , экскурсиях и т.д.
4. Расширено информационное поле родителей в области психолого–педагогического просвещения.
Для отслеживания результатов работы по программе используется метод наблюдения, анкетирование родителей , опрос родителей по результатом анкетирования работы.





Используемая литература :

http://festival.1september.ru/articles/subjects/23

http://sch49.mosuzedu.ru/node/70

http://class-15.jimdo.com

http://vashpsixolog.ru/working-with-parents/156-programs-for-parents

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=801























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ