Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты
Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты
Среди типологий слушателей музыки наиболее многочисленны классификации, основанные на их музыкальных предпочтениях. Как оказалось, слушатели с общими музыкальными вкусами часто обладают не только близкими социально-демографическими характеристиками, но и сходными личностными качествами. Отношение к тем или иным жанрам также обнаружило связь с такими ценностями как свобода, независимость, самоактуализация и т.п.
Так, например, социолог Х.П.Райнеке следующим образом характеризует слушателя, ориентированного на классику: его отношением к музыке руководит установка на принадлежность к избранным; установка же эта дается неустанным стремлением к совершенству, постоянным преодолением трудностей, аскетизмом (Reineke, 1981, 7). В исследованиях Х.Реттельмейера показано, что более догматичные и интолерантные реципиенты ниже оценивали современные произведения. Различия исчезали, если оцениваемые произведения были традиционными (Rettelmeyer, 1967; цит.по Yimenez, 1986, 383).
Недавнее исследование связи музыкальных предпочтений и личностных черт выявило три группы паттернов, ассоциируемых с выбором наиболее типичных видов рок-музыки, с общей широтой музыкальных интересов и с предпочтением поп-музыки (как наиболее легкой для восприятия). Более или менее достоверно предсказывать музыкальные предпочтения можно по таким чертам личности, как экстраверсия и открытость. Для экстравертов типичным оказывается выбор поп-музыки. Открытые индивиды высказывают предпочтения в широком диапазоне. Женщины значимо чаще предпочитают популярную музыку остальным ее видам, чем мужчины (Rawlings, Ciancarelli, 1997).
Способность к адекватной оценке отраженного в музыке состояния или эмоции тоже оказалась связанной с тем, какого типа музыку предпочитает обычно слушать субъект. Масштабное исследование Роберта Вагнера (800 испытуемых в возрасте 14-21 лет) подтвердило, что быстрее и точнее соотносят музыкальные произведения со списком эмоций те, кто чаще слушает классическую музыку (Wagner, 1978). Выявились зависимости не только личностных черт и качеств, но и особенностей памяти. Так, у тех опрошенных, кто любит слушать музыку, оказалась хорошая вербальная и автобиографическая память, в то время как направленная в будущее память оказалась ниже средней; у тех же, к примеру, кто любит решать числовые задачи и головоломки, оказались высокими показатели вербальной и направленной в будущее памяти, но низкие показатели автобиографической памяти (Sehulster, 1995).
М.Илле и О.Сакмаровым выяснялись представления любителей музыки различных жанров о ценности собственного мнения и достоинства, свободе дискуссий, гласности.Чаще всего максимальные ранги эти ценности получали в группах, ориентированных на "подлинный рок" и "коммерческий рок", реже всего - в группе активных противников рока. Там же были получены результаты, свидетельствующие о том, что положительно относятся к классической музыке 68,9% любителей "подлинного рока", 43,6% среди его активных противников и 17,6% среди потребителей эстрады и коммерческого рока. Данных об отношении любителей классики к року, эстраде в статье не приводится, однако делается вывод, что "искусство, если оно подлинное, волнует независимо от жанра" (Илле, Сакмаров, 1989, 69). На наш взгляд, положительное отношение к классике здесь может быть декларируемым, просто как к некоей традиционной культурной ценности. В случае же отказа от этих ценностей само их присутствие в культуре придает больший вес такому отказу.
В ряде социологических исследований именно отношение к традиционным ценностям искусства становилось основанием для сравнения двух групп реципиентов. Так, у любителей музыки по сравнению с любителями были выявлены более богатое воображение, более развитые чувствительность, эмпатия, более сдержанные самооценки, более тонкие и подробные описания отрывков музыкальных произведений (Семенов, 1988. 132). Однако неясно, связано ли это с тем, что “равнодушная или неприязненная реакция есть всегда обедняющая и разлагающая предмет реакция...”(Бахтин, 1986. 130), либо с тем, что любители музыки оказываются более способными к передаче своих ощущений и впечатлений.
В последние годы было проведено несколько исследований ценностей, приписываемых реципиентами музыке в целом и отдельным ее жанрам, по методике «Ценностный спектр» Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1997). Методика представляет собой список из 18 наиболее абстрактных ценностей, составленный на основе перечня бытийных ценностей А.Маслоу. Задача испытуемых состоит в том, чтобы в столбцах, соответствующих оцениваемым объектам, отметить галочками, какие ценности присущи каждому из объектов. В качестве объектов оценивания обычно выступают «рок-музыка», «классическая музыка», «авторская песня» и «эстрадная песня», а также общие понятия «музыка» и «жизнь».
В исследовании Ю.А.Волковой и Д.А.Леонтьева, проведенном в 1987 году, опрос производился среди слушателей концертов авторской и рок-музыки. Было показано, что аудитория рок-музыки воспринимает ее как явление, родственное не столько искусству, сколько реальной жизни, выделяя прежде всего такие присущие ей ценности, как уникальность, игра, смысл, целостность, жизненность, самодостаточность. Музыка в сознании этой группы слушателей ассоциируется прежде всего с эстрадной песней и – в меньшей степени – с классикой, но не с роком.
Эстрадная песня для аудитории рок-музыки выступает как вид развлечения и отдыха; с ней ассоциируются ценности игры и легкости. Авторская песня характеризовалась как полная смысла, истины и добра; классическая музыка – как исполненная завершенности и красоты. Интересно, что меньше всего любителей рока охарактеризовали классическую музыку как простую, легкую и самодостаточную; по мнению авторов исследования, она слишком тяжела и сложна для восприятия слушателей рок-музыки и не может служить самодостаточным отдыхом (Леонтьев, Волкова, 1997, 121-130).
Несколько иные результаты были получены для аудитории классической музыки (дипломная работа О.Кравцовой). Ее исследование проводилось на двух концертах в Московской Консерватории (московского камерного оркестра и международного камерного оркестра Лижии О’Риордан). Результаты получены на основании 53 заполненных опросников. Возраст опрашиваемых – от 8 до 70 лет.
В их сознании музыка прежде всего ассоциируется с классической музыкой и в меньшей степени с авторской песней. Эстрадной песне были приписаны игра и легкость; авторская песня характеризовалась как полная добра, жизненности, смысла; классическая музыка – как исполненная красоты, совершенства, уникальности. Колонку, соответствующую рок-музыке, большинство вообще оставило пустой.
Были подсчитаны корреляции между объектами оценивания (см. таблицу 1)
Таблица 1. Ранговые корреляции между жизнью, музыкой и т.д. для аудитории любителей классической музыки
Жизнь
Музыка
Эстрадная песня
Авторская песня
Классическая музыка
Музыка
0,586**
Эстрадная песня
0,250
0,344
Авторская песня
0,647***
0,512*
0,700***
Классическая музыка
0,423*
0,816***
0,039
0,200
Рок-музыка
0,022
0,334
0,789***
0,476*
0,019
* - корреляция значима на уровне 0,05
** - корреляция значима на уровне 0,01
*** - корреляция значима на уровне 0,005.
В дипломной работе Г.Алексаняна (1999) проверялись следующие гипотезы:
Гипотеза 1 – Музыка обладает в сознании аудитории своеобразным ценностным спектром, который частично совпадает и различается в зависимости от музыкального жанра.
Гипотеза 2 – Ценностный спектр будет изменятся в зависимости от аудитории.
Гипотеза 3 – Ценностные содержания музыкального жанра обладают устойчивостью на больших временных интервалах в той мере, в какой сохраняет устойчивость сам жанр.
Исследование проводилось в различных аудиториях (эстрада, авторская песня, рок-музыка и классическая музыка). Опрашиваемым была предложена методика ценностного спектра, где в качестве оцениваемых объектов выступали: эстрадная песня, авторская песня, рок-музыка, классическая музыка, жизнь и музыка вообще. Исследования были проведены в 1998- 1999 годах. На основе результатов опроса были составлены итоговые матрицы по каждой опрашиваемой группе:
Таблица 1. Ценностный профиль аудитории любителей авторской песни (исследование Г.Г. Алексаняна).
Авторская песня
Жизнь
Музыка
Эстрада
Автор.
песня
Класс.
музыка
Рок
музыка
Добро
11
4
1
13
3
8
Единство противоположностей
6
3
2
7
2
10
Жизненность
5
3
2
13
1
7
Завершенность
1
4
2
0
7
0
Игра
8
8
10
2
2
4
Истина
2
4
0
11
4
7
Красота
6
6
2
4
10
3
Легкость
4
7
14
0
3
3
Необходимость
16
4
1
15
4
10
Полнота
2
4
0
5
3
3
Порядок
1
2
0
2
5
2
Простота
1
2
18
5
1
4
Самодостаточность
3
5
3
3
5
1
Смысл
5
3
0
12
8
9
Совершенство
2
1
0
0
12
0
Справедливость
3
3
0
10
0
7
Уникальность
8
3
0
9
4
4
Целостность
4
7
1
3
8
2
Таблица 2. Ценностный профиль аудитории любителей эстрады (исследование Г.Г. Алексаняна).
Жизнь
Музыка
Эстрада
Автор.
песня
Класс.
музыка
Рок
музыка
Добро
14
10
10
10
10
2
Единство противоположностей
9
5
2
2
4
7
Жизненность
9
11
11
8
2
1
Завершенность
4
8
5
5
4
1
Игра
12
9
9
4
5
8
Истина
7
9
5
7
6
5
Красота
10
11
12
5
12
2
Легкость
3
6
15
3
4
4
Необходимость
16
8
5
3
5
0
Полнота
8
5
3
5
5
2
Порядок
4
3
2
3
7
4
Простота
4
6
14
7
0
2
Самодостаточность
4
3
4
3
4
2
Смысл
12
7
9
13
8
9
Совершенство
5
8
3
1
9
2
Справедливость
13
1
2
5
2
0
Уникальность
9
5
4
9
8
7
Целостность
8
4
1
2
4
1
Таблица 3. Ценностный профиль аудитории любителей рок-музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).
Рок-музыка
Жизнь
Музыка
Эстрада
Автор.
Песня
Класс.
музыка
Рок
музыка
Добро
13
6
4
11
6
12
Единство противоположностей
11
3
0
4
1
12
Жизненность
7
5
0
12
2
12
Завершенность
0
4
1
3
11
1
Игра
14
8
7
5
3
6
Истина
5
5
0
11
5
12
Красота
7
6
0
2
13
7
Легкость
3
2
15
2
3
5
Необходимость
14
7
2
8
5
11
Полнота
4
5
0
3
4
7
Порядок
5
2
3
5
7
4
Простота
4
1
15
4
0
5
Самодостаточность
0
5
1
4
7
5
Смысл
12
6
1
12
4
14
Совершенство
4
3
0
4
13
1
Справедливость
5
3
0
6
1
7
Уникальность
9
8
1
11
7
13
Целостность
6
11
2
1
8
4
Таблица 4. Ценностный профиль аудитории любителей классической музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).
Классика
Жизнь
Музыка
Эстрада
Автор.
Песня
Класс.
музыка
Рок
музыка
Добро
8
9
6
6
7
3
Единство противоположностей
8
3
1
1
1
8
Жизненность
5
3
4
10
4
5
Завершенность
1
5
1
4
2
2
Игра
6
5
9
2
3
4
Истина
5
2
3
8
5
3
Красота
5
10
1
3
10
2
Легкость
1
6
10
1
4
1
Необходимость
8
9
2
6
3
4
Полнота
7
9
0
3
3
3
Порядок
2
3
2
2
4
4
Простота
4
5
14
5
2
3
Самодостаточность
2
4
0
6
6
4
Смысл
10
2
2
9
6
9
Совершенство
3
6
0
1
8
1
Справедливость
4
3
1
9
3
6
Уникальность
8
4
2
7
6
3
Целостность
7
5
1
2
5
2
Без подробного качественного анализа этих матриц можно отметить схожие оценки аудиториями авторской песни и рок музыки объекта «эстрадная песня». Никто из опрашиваемых не отметил присутствия в эстраде истины, совершенства, полноты; единицы нашли в ней смысл, необходимость, уникальность, самодостаточность, красоту. Зато большинство отметили наличие в эстрадной музыке простоты и легкости.
Фактически в этой работе были повторены более ранние исследования Ю.Волковой и Д.Леонтьева, что позволило провести диахронический анализ. Сравнение матриц (по аудиториям) показало, что отношение аудитории авторской песни к рок-музыке и аудитории рок-музыки к авторской песне изменилось за эти годы, в то время как понятие классической музыки все так же характеризовалось красотой, совершенством, отсутствием легкости и простоты.
В исследовании, проведенном в 1997-1998 году М. Авраамовой под руководством Г.Иванченко, для аудитории рок-музыки нашли подтверждение данные Ю.Волковой и Д.Леонтьева о близости ценностных профилей «рок-музыки» и «жизни», однако и в том и другом профиле за десять лет произошли изменения: практически исчезли самодостаточность и целостность, появилась и утвердилась с высокими рангами необходимость, однако остались уникальность, игра, смысл, жизненность (см. табл. 5)
Таблица 5. Ценностный профиль аудитории рок-музыки (исследование М.Н. Авраамовой).
Жизнь
Музыка
Эстрад. песня
Автор. песня
Класс. Музыка
Рок-музыка
Добро
13
6
4
11
6
12
Ед. Пр-й
11
3
0
4
1
12
Жизн.
7
5
0
12
2
12
Заверш.
0
4
1
3
11
1
Игра
14
8
7
5
3
6
Истина
5
5
0
11
5
12
Красота
7
6
0
2
13
7
Легкость
3
2
15
2
3
5
Необх.
14
7
2
8
5
11
Полнота
4
5
0
3
4
7
Порядок
5
2
3
5
7
4
Простота
4
1
15
4
0
5
Самодост.
0
5
1
4
7
5
Смысл
12
6
1
12
4
14
Соверш.
4
3
0
4
13
1
Справедл.
5
3
0
6
1
7
Уникальн.
9
8
1
11
7
13
Целостн.
6
11
2
1
8
4
В исследовании П.Сабадоша (дипломная работа, выполненная под руководством Д.А.Леонтьева) ставилась задача выявить ценностные профили некоторых музыкальных произведений и сравнить их у музыкантов и немузыкантов (Бетховен, соната №14 для фортепиано («Лунная») и симфония № 5, Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» Чайковского, Адажио Альбиниони, Танец с саблями из балета «Гаянэ» Хачатуряна и куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Бизе). Наименее характерными для оценки музыкальных произведений оказались ценности справедливости и необходимости. Подавляющее большинство ведущих ценностей каждого из музыкальных объектов в группах музыкантов и немузыкантов совпадает, что подтверждает наличие характерного именно для данных произведений ценностных профилей.
Развитие музыкального восприятия во многом связано с расширением тезауруса слушателя. Почти всегда слушательский опыт обогащает сознание слушателя как отдельными элементами знания о музыке, так и связями этих элементов. Что касается ценностей, связываемых слушателем с отдельными видами музыки и с музыкой в целом, то процессы их формирования гораздо менее изучены. Предметом исследования Г.В. Иванченко (1999-2000) была динамика ценностных представлений о музыке студентов творческого вуза, чья профессия предполагает постоянный контакт с музыкой (актеры, режиссеры, журналисты). В исследовании приняли участие 25 студентов первого курса творческого вуза (г. Москва), в возрасте от 16 до 20 лет, и 25 студентов четвертого курса, в возрасте от 20 до 28 лет, всего 50 человек, из них 29 женщин, 21 мужчина.
Число оценок каждого объекта («жизнь», «музыка», «эстрадная песня», «авторская песня», «классическая музыка», «рок-музыка») суммировалось по группам. Затем частоты упоминания ценностей были заменены их ранговыми значениями в иерархии каждого из понятий, и был подсчитан коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену). Полученные корреляции оказались в основном незначимыми. Наиболее близки иерархии “музыки” и “классической музыки” (см. таблицы 6 и 7).
Таблица 6. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 1-го курса (исследование Г.В. Иванченко)
Жизнь
Музыка
Эстрад. песня
Автор. песня
Класс. музыка
Рок-музыка
Добро
20
16
10
19
21
15
Ед. пр-й
7
10
11
16
14
18
Жизн.
17
9
10
18
8
17
Заверш.
4
11
5
4
17
10
Игра
8
20
14
15
13
10
Истина
15
12
3
20
6
20
Красота
21
20
12
17
16
11
Легкость
13
8
22
9
15
3
Необх.
10
4
10
10
4
6
Полнота
11
12
6
11
15
7
Порядок
7
14
3
7
12
8
Простота
14
11
18
20
12
11
Самодост.
3
10
2
9
15
17
Смысл
19
17
8
16
18
18
Соверш.
6
10
11
10
17
8
Справедл.
10
8
5
20
13
20
Уникальн.
19
11
9
14
14
17
Целостн.
17
12
5
10
15
9
Таблица 7. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 4-го курса (исследование Г.В. Иванченко)
Жизнь
Музыка
Эстрад. песня
Автор. Песня
Класс. музыка
Рок-музыка
Добро
14
22
6
15
19
10
Ед. пр-й
9
15
5
9
10
15
Жизн.
17
17
6
14
13
16
Заверш.
6
15
0
9
18
7
Игра
17
19
8
17
14
8
Истина
12
16
4
12
11
13
Красота
19
22
7
11
18
9
Легкость
5
12
18
10
14
8
Необх.
14
7
10
6
8
6
Полнота
17
16
4
4
16
9
Порядок
13
18
2
5
15
7
Простота
12
13
15
15
10
9
Самодост.
7
17
5
9
13
12
Смысл
10
21
3
14
16
12
Соверш.
6
13
7
11
15
10
Справедл.
8
9
4
19
10
17
Уникальн.
21
10
9
12
12
16
Целостн.
20
5
10
9
17
7
Из ценностей, которые характеризуют музыку более всего, первокурсниками были названы: игра, красота и смысл. В представлении студентов четвертого курса музыка - это прежде всего добро, красота и смысл. Далее, в эстрадной музыке большинство испытуемых отметило присутствие легкости и простоты. Менее всего эстрадную музыку, по мнению первокурсников, характеризует завершенность, справедливость, самодостаточность, порядок; по мнению четверокурсников — завершенность, порядок, смысл, истина. Авторская песня несет в себе истину справедливость, добро, смысл (студенты четвертого курса также отмечают игру и простоту). Ценности, характеризующие классическую музыку, мало меняются: и те и другие испытуемые отмечают добро, завершенность, красоту, полноту, смысл, совершенство. И, наконец, рок-музыка ассоциируется с такими ценностями, как справедливость, истина, смысл, единство противоположностей (первокурсники), справедливость, жизненность, единство противоположностей (четверокурсники).
От первого к четвертому курсу происходят разнонаправленные изменения в представлениях о ценностях, связанных с жизнью, в то время как музыке приписывается существенно больше ценностей. В отношение же к отдельным видам музыки тенденция противоположная: как правило, студенты-четверокурсники отмечают меньше ценностей, чем первокурсники.
Полученные результаты, видимо, свидетельствуют о том, что даже за относительно небольшой промежуток времени (на который, однако, приходится профессиональное становление музыканта-исполнителя, звукорежиссера, актера) происходят глубокие изменения в переживании ценностей и смыслов, которые несет в себе музыка для ее слушателя. В целом эти изменения могут быть скорее охарактеризованы как дифференциация представлений об отдельных видах музыки наряду с обогащением или, может быть, размыванием представлений о музыке в целом.
Хотя на протяжении многих десятилетий педагоги, музыканты, журналисты не устают твердить о падении интереса к классической музыке, как мы видим, не только ее постоянные слушатели относятся к ней как к ценности, но и большинство других, причем «ценностный портрет» весьма близок у любителей различных жанров.
Вполне очевидно, что для реконструкции восприятия музыкальных жанров различными аудиториями требуется не только психологический, но и социологический, культурологический, музыковедческий анализ. Приведенные выше исследования представляют собой только одну из первых попыток изучения ценностных профилей различных музыкальных жанров.
Список литературы
Jimenez J.S. Adorno et la Modernite. Paris: Seuil, 1986.- 511 p.
Rawlings, D.; Ciancarelli, V. Music preference and the five-factor model of the NEO Personality Inventory // Psychology of Music. Vol 25(2), (1997). (pp. 120-132).
Reineke H.P. Das fenscher und der vermeintliche niedregang der musikkultor // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. N 1. S.6-8.
Sehulster,-J.-R. Memory styles and related abilities in presentation of self //American-Journal-of-Psychology; 1995 Spr Vol 108(1) 67-88
Wagner,-R. Study of the emotional and associating effects of music // Psychologie-in-Erziehung-und-Unterricht; 1978 Vol 25(6) 374-376
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. С.80-160.
Илле М.Е., Сакмаров О.А. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологические исследования. 1989. № 5. С.64-69.
Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С.114-131.
Леонтьев Д.А. Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2
Семенов В.В. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 168 с.
Об авторах:
Авраамова Маргарита Николаевна - студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана
Алексанян Г.Г. - студент МГУ им. М.В. Ломоносова
Кравцова О. - кандидат психологических наук
Леонтьев Д.А., Сабадош П. Афонина Л., Иванченко Г.В. - см. сборник-2000
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ