Дискуссия "Лживость - путь к воровству"
Автор: Жмакина Маргарита Васильевна, социальный педагог отделения по предоставлению временного приюта КУ "СРЦН Тарского района".
Классный час на тему "Лживость – путь к воровству".
Форма проведения: дискуссия.
Цель: рассмотреть возможные последствия лжи в жизни человека;
учить отвечать за свои поступки;
воспитывать чувство уважения к другим людям.
Возраст детей: школьники (среднее звено).
Оборудование: карточки для выполнения практических заданий;
высказывания:
"Лживость — гнуснейший порок".
Монтень М.
"Воровство менее гнусно, чем ложь".
Ренар Ж.
"Кто лжет, тот не достоин быть человеком".
Гёте И.
Ход занятия:
I. Введение в тему занятия:
- На нашем занятии мы будем говорить о правде и о лжи, а так же о последствиях неправдивого поведения. Мы вместе с вами постараемся понять, где заканчивается правда и начинается ложь, почему люди лгут и кому от этого хорошо, а кому — плохо.
II. Дискуссия. Обсуждение темы по вопросам.
(Прежде чем начать разговор о правде и лжи, обращаюсь к чувствам детей, к их личному опыту):
1. Обманывали вас хотя бы раз?
• Если кто-то захочет, может рассказать об этом. Если не будет желающих, расскажите сами историю из своего детства.
2. Что вы почувствовали, когда поняли, что вас обманули?
3. Может быть ложь во спасение?
4. Где грань между борьбой за выживание и обманом?
5. Почему обманывать плохо? Почему ложь — показатель несовершенства человека?
• Договоритесь с детьми о том, что на занятиях они будут говорить только правду. Можно придумать текст клятвы, который предписывает быть правдивыми на ваших занятиях.
Проблемная ситуация: подумайте и скажите, в каких случаях люди лгут, и часто ли они это делают? Обманывали ли вы? Как постараться удержать себя ото лжи?
(Предложите детям рассказать о своих наблюдениях и о том, какие выводы они сделали)
- Кто и в каких ситуациях чаще обманывает — дети или взрослые?
- Что заставляет людей лгать: забота о своем благополучии или мысль о благополучии другого человека?
- Кого можно считать большим обманщиком: первобытного или современного человека?
• За тысячелетия люди придумали миллионы способов обмана друг друга и дали ему много названий. Обман первобытных людей напоминал обман животных и был связан с выживанием. Первобытные люди прятали от сородичей еду, спасая себя от голода.
- Кому было сложнее выжить в первобытном обществе: честному или лжецу?
• Вам могло показаться, что лжецу жилось легче. Но если сородичи заставали соплеменника за поеданием припрятанных продуктов, его убивали. Обман осуждается и наказывается в любом обществе.
Соц.педагог: Первая сказка о правде и лжи, дошедшая до нас из глубины веков, называлась "О правде и кривде". Она была написана более трех тысяч лет назад, в эпоху правления египетских фараонов. В этой сказке подлый человек всю жизнь обманывает и обирает своего честного брата. А потом обманщик попадается на свою же удочку. Подросший племянник придумывает огромного несуществующего быка и возвращает награбленное. Справедливость восторжествовала — лгун был наказан.
Практическое задание:
- Выбери высказывания, которые объясняют историческое происхождение лжи и с которыми ты полностью согласен. Подчеркни их карандашом.
1. Уже в первобытном обществе люди жестоко наказывали лжецов и расценивали ложь как преступление.
2. История лжи и обмана начинается с первобытного строя, и за это время лжецы стали более изобретательными.
3. Первобытные люди совершали обманные действия, потому что у них не была развита речь и они не могли договориться между собой.
4. Совершать обманные действия древних людей заставлял инстинкт выживания. Выжить нужно было любой ценой.
5. Чем развитее человек, тем больше его действия находятся не под влиянием инстинкта, а под влиянием разума.
6. Мой вариант ответа.
• Из Библии мы можем узнать, что история человечества тоже началась с обмана, за который люди были наказаны. Бог запретил первым созданным им людям Адаму и Еве есть плоды с яблоневого дерева. Но хитрый змей-искуситель обманул Еву. Женщина попробовала яблоко с запретного дерева и накормила своего мужа Адама. За этот обман Адам и Ева были изгнаны из рая.
• В древней Греции и Риме лжи почти не было. Законы этих древних государств отличались от наших. Каждый человек мог безнаказанно сказать правду другому человеку, даже самому царю. Так, простые горожане неоднократно указывали Цезарю на то, что он вор и пьяница. И за слова расплачивались только словами.
Работа с пословицами:
-Попробуйте объяснить, как вы понимаете следующие пословицы:
1. Спорила правда с кривдой, да свидетелей там не было.
2. С правдой жить больно, а с кривдой — тошно.
3. Ложь усыпляет, а правда — отрезвляет.
4. Правда горька, да она лечит, а кривда сладка, да всю жизнь искалечит.
5. Лучше от лжи веселиться, чем от правды удавиться.
6. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
7. Ложь — сразу найдешь, а правду искать — не одну пару лаптей истаскать.
8. Правда с кривдой по одной дороге ходят, а никогда не встречаются.
9. На небе солнце и луна, а на земле — правда да кривда.
- Каждый из нас когда-нибудь болел. А как вы думаете, может ли заболеть человек от того, что ему приходится лгать?
- Кому-то из вас было нехорошо от того, что пришлось обманывать?
• Ученые, медики и психологи говорят нам, что человек, который лжет, рискует здоровьем. У него поднимается кровяное давление, учащается дыхание, сердцебиение. Лгун испытывает стресс, а это плохо сказывается на всем организме человека.
- А знакомо ли вам состояние облегчения, когда вы признавались кому-то, сказав правду? Сейчас вы сможете это проверить. Я раздам вам страницы правды (см. раздаточный материал к занятию).
- Психологи называют несколько причин лживого поведения. Сейчас я зачитаю их, а вы подумайте, случалось ли вам обманывать по названной причине.
• Для того, чтобы избежать наказания
• Потому что у людей такая вредная привычка
• Потому что родились лгунами
• Потому что хотят получить выгоду
• Потому что считают других глупее себя
• Ложь как средство достижения выгоды
• Хотят сэкономить время на ненужных объяснениях
• Потому что боятся, что о них плохо подумают
• Потому что говорят не то, что думают, а то, что от них хотят услышать
• Хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле
• От бессилия изменить что-то в своей жизни
- У перечисленных причин есть одно общее свойство. Вы можете сказать, что общего у всех этих причин?
• Да, в основе всех причин лежит несовершенство человека: страх, лень, недоверие или неуважение к людям. Чем совершеннее человек, тем меньше у него необходимости лгать.
Художественное слово.
- Послушайте сказку и попробуйте ответить на вопрос: "Как в жизни распознать лжеца?"
Сказка из индийской книги мудрости "Панчатантра".
Шакал с отощавшим от голода загривком забрел на поле, где некогда происходила битва. Вдруг ветер донес до него странный устрашающий звук. Шакал сильно встревожился: «Плохи мои дела — пропал я. Но все же пойду посмотрю, что там такое».
Там, откуда доносился устрашающий звук, он увидел барабан. Подивившись, постучал по нему и обрадовался: «Ишь ты, какой тугой! Должно быть, набит мясом и жиром».
И шакал принялся так усердно раздирать кожу на барабане, что сломал себе клык. Каково же было его удивление, когда внутри он не обнаружил ничего съедобного. «Обманули! Ограбили!» — закричал рассвирепевший шакал.
- Как распознать лжеца?
Соц.педагог: Распознать лжеца можно по трем вещам: жестам, выражению лица (мимике) и особенностям речи. Жесты и мимика человека — это язык, который очень точно говорит нам о желаниях и намерениях человека. Если вы знаете значение жестов, то вы с уверенностью сможете сказать, когда человек лжет, а когда говорит правду.
- С начала наших занятий вы много наблюдали за людьми, сталкивались с обманом. Как вы считаете, можно ли понять, что человек лжет? По каким признакам это можно определить?
• Нервозность. Человек совершает лишние движения, суетится без причины
• Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.
• Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий твою реакцию на его слова
• Жест, прикрывающий рот рукой, как будто не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.
• Неточность, путаность речи.
• Многословие, отсутствие четких формулировок, Говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно. «У правды один ответ: либо да, либо нет».
• Многократное повторение одной и той же мысли.
• Излишняя эмоциональность, когда человек кричит, нервничает.
Практическая часть.
Детям предлагается честно ответить на вопросы, и сделать выводы по важности проведенного для них занятия.
Я лгал ___________________________________________
Потому что _______________________________________
Я понял, что ложь _________________________________
Я постараюсь _____________________________________
Игровая деятельность.
Игра 1
Предложите детям ответить на вопрос, подняв руку вместо ответа "Да".
После каждого вопроса посчитайте общее количество ответов "Да". Вопросы построены в виде утверждения, от первого лица. Это снижает вероятность правдивого ответа.
1. Я обманываю своих родителей.
2. Ежедневно я обманываю учителей.
3. Я обманываю друзей.
4. По телефону я лгу практически каждый день.
5. При знакомстве с новыми людьми я всегда им лгу.
6. Я лгу своим одноклассникам.
7. Считаете ли вы себя лжецом?
Игра 2
Предложите всей группе собраться в одном конце кабинета. Раздайте каждому ребенку по 7 одинаковых предметов (счетные палочки, фишки и пр.) Предложите вместо утвердительного ответа класть предмет в коробку.
Каждый ребенок по очереди проходит мимо коробки и опускает туда руку независимо от того, оставит он там фишку или нет. Так сохраняется конфиденциальность. По окончании игры посчитайте количество предметов в каждой коробке.
Из практики можно сказать, что почти всегда количество предметов в коробках значительно превышает количество ответов «да» в первом варианте игры.
Вопросы к детям:
• Приятно, когда новые знакомые считают меня отличником или восхищаются моими способностями, которые я немного преувеличиваю.
• Чтобы избежать наказания за плохую оценку, я лгал родителям.
• Чтобы не травмировать подругу: узнает правду, обидится, разволнуется, начнет подозревать, ревновать — я лучше солгу.
• Учителям я не лгу, но могу ввести в заблуждение об уровне своих знаний или о причине невыученных уроков.
• Когда разговариваю по телефону, могу сказать неправду, чтобы отстали: все равно не видят, чем я занимаюсь.
• Я люблю радовать людей и преувеличиваю свои заслуги в школе или в спорте, чтобы все порадовались, а меня похвалили.
• Я не лгал, но не совсем искренне отвечал на только что заданные вопросы.
III. Подведение итога занятия.
- Как противостоять обману?
- Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая "кражи", дети не ставят себя на место "жертвы", не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим "обидчикам".
Приложение к занятию.
Я лгал ____________________________________________________
Потому что ________________________________________________
Я понял, что ложь __________________________________________
Я постараюсь ______________________________________________
Выбери высказывания, которые объясняют историческое происхождение лжи и с которыми ты полностью согласен. Подчеркни их карандашом.
1. Уже в первобытном обществе люди жестоко наказывали лжецов и расценивали ложь как преступление.
2. История лжи и обмана начинается с первобытного строя, и за это время лжецы стали более изобретательными.
3. Первобытные люди совершали обманные действия, потому что у них не была развита речь и они не могли договориться между собой.
4. Совершать обманные действия древних людей заставлял инстинкт выживания. Выжить нужно было любой ценой.
5. Чем развитее человек, тем больше его действия находятся не под влиянием инстинкта, а под влиянием разума.
6. Мой вариант ответа.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ