Доклад Нравственное воспитание: идеалы, ценности, ориентиры



Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Березовская средняя общеобразовательная школа»










Доклад



Нравственное воспитание: идеалы, ценности, ориентиры.
















подготовила

учитель русского языка и литературы

Канлыбаева Ботагоз Аубакировна











с. Березовка


2013 г.



Люди обычно бывают тем, что из них сделали воспитание и общество.

Нравственное воспитание – это воспитание, осуществляемое в ходе повседневных нравственных отношений. Идеалы и ценности исходят из правильной ориентации человека. Наблюдаются три стадии процесса ориентации.

Схема 1. Иллюстрирует первый этап процесса ориентации: познание мира общечеловеческих ценностей, «вхождение» общечеловеческих ценностей в мир ребенка, освоение норм оценки своих поступков и поступков окружающих людей.

Схема 2. Иллюстрирует второй этап процесса ориентации: период оценки и переоценки ценностей общества, находящий отражение в способах самовыражения, самоутверждения школьника. Формирование социальных установок в отношении к себе, к людям , к обществу, сопровождается самопознанием, самосовершенствованием: складываются система личностных ценностей, основы нравственности.

Схема 3 . Сделана попытка формализовать и представить многообразие ценностной ориентации в поле общечеловеческих ценностей. Выстраивая взаимосвязи и постигая сущность социально значимых ценностей, выбирая и примеряя их в разных жизненных ситуациях, школьник выберет те, которые будут соотноситься с его формирующимися нравственными установками.

Цели воспитания необходимо проектировать в соответствии с особенностями личностного развития школьника, стадией процесса ориентации и задачами развития, определенными в школе для данной ступени, класса, отбираются группы ведущих идей способом целенаправленного перебора. Комплекс сформированных целей воспитания определяется его содержание на каждой ступени обучения и реализуется в зависимости от возможностей предмета или внеклассного мероприятия.

Когда обучающиеся приходят ко мне в 5 класс, родители заполняют анкету «Личный листок ребенка», в ней они указывают о некоторых способностях, чертах характера, взаимоотношениях с одноклассниками и учителем в начальной школе - все это констатация фактов, для меня важно то, чего они ждут от классного руководителя, исходя из этого я проектирую цели и задачи на перспективу, т.е. на 5-6 лет.

В дальнейшем воспитательная система в классе направлена на создание условий для становления личности ученика как субъекта собственной жизни.

Детям стараюсь привить, что воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо для того чтобы, распознать в тебе другие способности нужно больше времени.

- Кому из вас не хочется нравиться другим,- спрашиваю я

- Всем хочется.

Если так, то мы разрабатываем «Письмо о нравственности» и на первом месте оказывается внимание к людям, доброта и отзывчивость, дисциплинированность, ответственность за свои поступки.

Естественно, эти качества проявляются при общении, с этой целью мы провели ни одну встречу с замечательными людьми, чья жизнь представляет большой интерес: это женщины – механизаторы, т.е. труженицы тыла, участники ВОВ, престарелые, отдавшие силы производству и просто старожилы. Этим людям мы оказываем посильную помощь.

В группу ценностей входит познание мира через учебные предметы.

Класс активное участие принимает в предметных декадах, являются героями театральных постановок.

На данном этапе задача классного руководителя – убедить детей, что труд – неизбежный спутник в том путешествии, которого избежать нельзя.

Любовь к Отчизне, интерес к её истории начинается с любви к родному городу, к родной улице, с изучения истории родного края. Учащиеся с интересом посетили литературный музей им. Достоевского, омский краеведческий музей, провели заочную экскурсию по литературным местам г. Омска, приняли участие в литературном вечере «Где – то есть город тихий, ка сон…», где рассказывали о детстве Роберта Рождественского, чьим именем названа в Омске улица. Под моим руководством в школе открыли литературный музей, экскурсоводами являются обучающиеся моего класса.

Уже более семи лет мы принимаем участие в НОУ, темы работ связаны с творчеством писателей – земляков.

Одним из критериев нравственного воспитания является уважение к труду и к людям труда. Привитие этого уважения осуществляется с помощью встреч с людьми в белых халатах, со специалистами и хлеборобами ЗАО «Новоазовское», с сотрудниками ГАИ, участковым милиционером. Эти встречи помогают обучающимся открыть для себя окружающий мир, самоопределиться, впитать в себя лучшие традиции. Эта работа дает свои результаты, в моем классе нет детей с девиантным поведением. Это лучший класс по школе, где из 17 человек 8 хорошистов и 4 отличника.

Работа с родителями тоже направлена на привитие красоты общения, взаимопонимания в семье. КВН, проведенный в классе: команда родителей и команда детей заставляет каждого участника обратить на себя внимание, вырабатывается стремление познать друг друга. Ведь счастье – если рядом люди, которые понимают тебя не только умом, но и душой.

В Чеховской пьесе «Вишневый сад» юная Аня отправилась в Париж за мамой, ей и только дочери по силам вызволить маму издалека. Едва доехали,- сокрушается Аня.- Натерпелась я – так определяет она свое душевное состояние, но скажет об этом только Варе.

- Как я её (маму) понимаю, если бы она знала! Аня не спала в дороге четыре ночи, но не о себе она думает.

- Надо бы маму предупредить, - говорить она.

Осуждают Раневскую Гаев, Лопахин, Трофимов, но никто из них не возвысился до Ани, она не судит, она любит свою маму и потому понимает лучше других.

Да, Раневская – племянница прошлого, жалкая, легкомысленная, истеричная, но самое главное, она – мама, больше того прекрасная, потому что, потому что мама.

Удивляешься тому, как часто звучит в комедии короткое слово мама, это слово окрашивает комедию в лирические тона больше, чем пейзаж и другие эпитеты.

- Надо ли прощать родителям, когда они живут не так, скверно? – задаю вопрос.

- Конечно, надо, надо и тому в литературе масса примеров.

Мучается в предсмертной агонии Мармеладов, вот его взгляд упал на стоявшую в дверях Соню, бесконечное страдание изобразилось в лице его. Нет прощения отцу, не без помощи которого собственная дочь «желтый билет принуждена была получить». К ней в бессилии протягивает он руку: «Соня, дочь, прости!»

Не подошла, не приблизилась, нет, «подбежала» она к отцу, обняла его, на её руках и умер Мармеладов.

Отношение отцов и детей – вечная проблема.

Отчего Наташа и Николай Ростовы с такой любовь и нежностью относятся к отцу и матери? Граф и графиня безмерно добрые, приветливые, душой и сердцем открытые детям, гостям, всякому, кто приходит в их дом. Радостными слезами плачет мать, видя, как Николай на её глазах рвет вексель, по которому Борис Друбецкой обязан выплатить довольно крупную сумму, но дружба, прошедшая даже, превыше любых денег. Счастье, когда сын понимает это. А еще нерешительность мамы (ведь Ростовы разоряются) совершить именно то, на что отважился он. Конечно, не любить и не чтить такую маму нельзя. Точно так же мы относимся к графу, который однозначно решает вопрос, когда узнал, что сын проигрался в карты: заплатить, это душевное понимание той беды, какая стряслась с сыном и от которой он, Николай, быть может, еще больше страдает, чем отец.

Не о деньгах, отдавая долг, а о сыне думает старый граф. Не ответить отцу тем же - вроде как предать, перечеркнуть себя. Старшие Ростовы советуются с детьми, выручают их, но и слушаются, когда они правы. Редкое качество не быть «господами» своих детей, слышать их просьбы, упреки, если хотите и приказы. Своим категорическим «нельзя» вспомним, Наташа заставила маменьку разгрузить несколько подвод и отдать их раненым.

Николай и в особенности Наташа душою осознают многим недоступную истину: пока живы родители, хотя бы один из них - ты еще ребенок! Счастливая пора – детство, не где-то в прошлом, далеком и смутном, а рядом, здесь возле дряхлеющих родителей, в их негаснущей, хотя угасающей теплоте.

Старички остаются с нами, даже когда уходят. Тем не менее, сделаем все возможное, почти невероятное, чтобы отодвинуть горькую минуту расставания с ними, где – то с самим собой. Вот тут – то на ум приходят есенинские строчки: «Ты жива еще, моя старушка, Жив и я…»

Вспомним ночной разговор Пьера с Каратаевым.

- Как же, у вас барин и вотчина есть? И дом есть? Стало быть, полна чаша! И хозяйка есть? А старики – родители живы? И больше всего огорчило Каратаева то, что у Пьера, не было родителей, в особенности матери, полной чаши, выходит, нет. Хоть и барин, хоть и дом, хоть и вотчина есть.

Без тех, кто дает нам жизнь, и кому даем её мы, «полная чаша» невозможна.

Сегодняшняя жизнь дает печальные примеры, как обращаются иногда с родителями, ставшими в тягость, наша с вами задача привить истины, от которых зависит судьба многих. На уроках ребята и не подозревают, что их воспитывают в процессе учебной деятельности. Такие возможности нравственного воспитания в процессе преподавания литературы безграничны.

Если к концу школьной жизни ребенок усвоил, что самое драгоценное – это его доброе имя и чистоту его он должен беречь как зеницу ока, что своим настроением и чувствами он должен уметь владеть, то наши труды не напрасны.

































Список литературы

1. Л.Н. Толстой «Война и мир» Собрание сочинений в 12 томах

2. А.П. Чехов «Вишневый сад» Собрание сочинений в 12 томах

3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

4. Из опыта работы педагога русского языка и литературы.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ