Доклад "Возможности использования интерактивной доски при работе с электронными учебниками"

Возможности использования интерактивной доски при работе с электронными учебниками


Электронное учебное издание одно из современных педагогических средств, позволяющих решать комплекс образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Учебный процесс, основанный на использовании электронных учебных изданий, позволяет:

- усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;

- обеспечить индивидуализацию обучения;

- повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;

- усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;

- расширить круг задач, используемых в обучении;

- включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;

- создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы сети Интернет);

- повысить оперативность и индивидуализацию контроля результатов обучения.


Удобство электронного учебного издания заключается в том, что учителю при разработке урока предоставляется большая возможность для творчества. Электронное учебное издание значительно расширяет иллюстративный материал учебника за счёт дополнительных графических объектов, интерактивов, видео и других мультимедийных материалов; предоставляет возможности использования материалов сайтов, рекомендованных для чтения школьников; позволяет реализовать функцию контроля с помощью специально разработанных тестовых заданий.

Используя различные мультимедиаобъекты и ссылки на ресурсы, включённые в электронное учебное издание, можно провести урок с применением интерактивной доски и АРМ учителя, при этом ученики работают в гибридной среде урока, сочетая фронтальную интерактивную среду урока на АРМ учителя и традиционную индивидуальную работу с учебником, пособием и тетрадью за партой, органично соединяя лучшие традиционные и новые методы обучения.

Дополнительные тексты дают возможность преподавателю учитывать индивидуальные особенности класса и использовать те материалы, которые, по его мнению, вызовут наибольший интерес учащихся. Следовательно, электронное учебное издание предоставляет учителю возможности выбрать конкретный текстовый и визуальный материал, а также контрольные задания для изучения основных тем школьного предмета, которыми можно пользоваться и во время учебных занятий, и во время самостоятельной работы школьника. Дополнительные задания электронного учебного издания организуют как индивидуальную, так и коллективную работу школьников.

Возможность воспользоваться интерактивной системой электронного учебного издания с помощью персонального (планшетного) компьютера, нетбука в библиотеке или в месте доступа к ресурсам ИОС школы поможет ученикам организовать самостоятельную работу по удобному им маршруту, по индивидуальной траектории обучения, выбирая ресурсы по ссылкам, используя межпредметные ссылки, переходы на дополнительные тексты, практикумы, ЭОРы, электронные тесты, а также ссылки на полезные web-ресурсы, доступные через школьный Интернет.

Электронное учебное издание становится опорой для учащихся и на дому. Учитель может давать самостоятельные задания учащимся как непосредственно на уроке, так и для их выполнения дома.

Навигация электронного учебного издания предельно проста и интуитивно понятна, поэтому позволяет школьникам пользоваться им самостоятельно. Структура электронного учебного издания соответствует структуре учебника, что выражено визуально (пользователь видит страницы учебника, на которые нанесена интерактивная «разметка»). Навигационная система электронного учебного издания способствует быстрому поиску необходимой информации.

Все использованные информационные ресурсы являются ресурсами, рекомендованными для детского чтения. При их подборе учитывались возрастные, интеллектуальные и эмоциональные особенности школьников, а также основные образовательные и воспитательные задачи, решаемые в рамках предметов.

Возможные виды учебной деятельности школьника с использованием электронного учебного издания:

- самостоятельная работа с ресурсами, прикреплёнными к параграфам;

- поиск информации в электронных справочных изданиях;

- овладение навыками работы с текстом (выделение главного, поиск информации для ответа на вопрос и т.п.);

- наблюдение за демонстрациями, мультимедийными учебными объектами.

Электронные учебные издания по курсу «Математика» (1-4 классы) предоставляют дополнительный разнообразный функционал: дают возможность представлять учебный материал в разных режимах просмотра (разворот, одна страница, по ширине, по высоте, «плитками»), регулировать величину изображения, позволяя ученикам с нарушениями зрения читать текст, не испытывая дискомфорт, использовать разнообразные современные способы подачи материала (видео- и аудиофрагменты уроков). Это способствует повышению учебной мотивации, оживляет учение, делает его более интересным и содержательным, а материал более доступным для усвоения.

Электронное учебное издание содержит гиперссылки, поясняющие математические понятия1, дополняющие математический текст познавательным материалом2, предлагающие задания по теме урока в интерактивной форме3. По выполняемым функциям в учебном процессе представленные в электронном учебном издании ресурсы можно разделить на информационно-справочные и контролирующие.

Информационно-справочные ресурсы сообщают учащимся определённые знания, сведения, позволяющие вспомнить изученный материал или расширить представления о математическом понятии, обеспечивая необходимый уровень его усвоения. В электронных учебных изданиях по курсу «Математика» данные ресурсы представлены в виде текстовых ссылок, наглядных (демонстративных) материалов, интерактивных заданий.

Текстовые ресурсы отсылают учащихся или к справочному материалу, или содержат пояснения, напоминания определений математических понятий, свойств и правил. Например, при выполнении задания №284 (2 класс) дается подсказка-определение, что такое периметр4; в задании №1 (3 класс) предлагается определение понятия «площадь»5, в задании №282 (4 класс) поясняется, что значит «обратная задача»6 и т.д. Учитель может использовать предложенные материалы как при обобщении, закреплении материала, так и для индивидуальной работы с учащимися. Так, в задании №13 (3 класс)7 предлагается найти значения сложных выражений. Учащиеся, которые испытывают затруднения, могут воспользоваться подсказкой, напоминающей порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

К текстовым ресурсам следует отнести и отсылки к электронным энциклопедиям и электронным версиям печатных изданий. Например, при выполнении задания №297 (2 класс) во всплывающем окне учащиеся могут познакомиться со статьей из Мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия, в которой даётся определение понятия «призма» и представлены различные виды данной объёмной фигуры

8. Решая задачу об Останкинской телевизионной башне (задание №342, 4 класс)9, учащиеся могут использовать дополнительные электронные ресурсы, представленные в электронном учебном издании, и получить больше информации об изучаемом объекте, узнать об истории её создания, месторасположении и т.д. Это способствует формированию у школьников целостной картины мира, даёт возможность увидеть взаимосвязи между предметами и явлениями, выходящими за рамки изучения отдельного предмета.

Наглядные (демонстрационные) ресурсы в электронных учебных изданиях по курсу «Математика» представлены в основном в виде фрагментов видеоуроков, которые содержат теоретические сведения об изучаемом математическом понятии, явлении в объяснении учащегося или изложении опытного учителя и подкреплены практическими примерами. Так, например, при изучении темы «Сравнение предметов по форме, цвету и размеру» (1 класс) учащимся предлагается фрагмент видеоурока «Форма, цвет, размер», на котором в доступной наглядной форме через объяснение одного из учащихся показано различие объектов по названным трём признакам10. При выполнении задания №19 (2 класс)11 учащимся предлагается вспомнить, как складываются числа с переходом через десяток. В качестве иллюстративного материала даётся фрагмент видеоурока на данную тему.

Интерактивные задания позволяют совершенствовать формируемые умения, навыки и способы деятельности. Они отсылают учащихся к новым заданиям того же вида, что и в бумажном учебнике, но в занимательной форме. Кроме того, интерактивные задания создают возможность реализации индивидуального подхода к темпу продвижения учащихся в обучении. Это обеспечивается наличием заданий практического характера, которые могут быть использованы как в качестве тренировочных, так и в качестве контрольных. Учитель может использовать данные задания разными способами.

Во-первых, они могут быть предложены ученикам, которые выполнили задания в учебнике быстрее, чем другие. Это позволяет дифференцировать обучение по степени подготовленности учащихся. Интерактивные задания, с одной стороны, направлены на совершенствование того же способа деятельности, что и в бумажном учебнике, а с другой стороны, имеют другую форму предъявления, «перенося» формируемый способ деятельности в новые условия. Большинство данных заданий позволяют отрабатывать навык с увеличивающимся уровнем сложности. Таким образом, на уроке реализуется принцип «обучать всех в соответствии с его уровнем подготовленности»: каждый ученик выполняет именно ту порцию заданий, которая ему посильна.

Во-вторых, интерактивные задания можно использовать как задания для дополнительных занятий. Если ученику недостаточно заданий в бумажном учебнике для доведения формируемых умений до навыка, то можно организовать внеурочную самостоятельную деятельность учащихся, используя гиперссылки. Данные задания, как уже отмечалось, предлагаются ученикам в новой для них интересной форме, с использованием элементов занимательности. Поэтому можно говорить о дополнительном факторе формирования интереса к обучению. Немаловажную роль здесь играет возможность сразу же после выполнения действий проверить свой результат и, если он неверный, исправить его, причём это можно делать неоднократно.

В-третьих, интерактивные задания могут быть использованы для дифференцированной домашней работы, обязательной частью которой могут служить задания из бумажного учебника, а дополнительной частью – интерактивные задания из электронного учебного издания. Такие домашние работы позволяют стимулировать интерес к изучению математики, дают возможность дополнительно оценить умения учащихся. Кроме того, подобные задания дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся, которые по каким-либо причинам (например, по болезни) пропустили занятия.

Важной составляющей электронного учебного издания являются ресурсы, выполняющие функцию контроля. Это связано со спецификой самого предмета (существует не так много дополнительного информационного контента, посвящённого науке математике, который был бы доступен младшим школьникам. Обычно данные материалы рассчитаны всё же на учеников средней школы). Именно поэтому в электронных учебных изданиях по курсу «Математика» превалируют не информационные, а контрольные ресурсы.

В качестве контрольных материалов используются специально разработанные методистами издательства тесты «Проверь себя». В электронном учебном издании для 1 класса они прикреплены на полях с пометкой «Контроль»12, а в электронных учебных изданиях для 2-4 классов – в материалах к странице. Данные ресурсы предназначены для контроля или самоконтроля овладения учебным материалом, что способствует целенаправленному формированию таких регулятивных умений, как самоконтроль и самооценка. Количество тестов, прикреплённых к одному параграфу, достаточно велико, для того, чтобы педагог мог выбрать тестовое задание, соответствующее уровню подготовки каждого конкретного ученика. Тем самым электронные учебные издания способствуют реализации уровневой дифференциации обучения.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ