ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В АСПЕКТЕ ФГОС



МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа им. Героя

Советского Союза Д. А. Жукова»



F:\на сайт\фото сказка\Рисунок1.jpg





Формы и методы эффективного взаимодействия

семьи и школы в аспекте ФГОС.



Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Хорланова М.Н.

2014г.



«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,
которая увлекает сразу троих – ребенка, учителя, родителя. –
Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия,
где приходят и уходят по звонку,
зарабатывают – кто деньги, кто оценки
и считают дни до отпуска
и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко

Во ФГОС подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.

Воспитание ребенка – одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит:

«Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки».

Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка.

С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.

Семья становится объектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

C:\Users\Администратор\Desktop\Мама\фото 27 ноября\PB270678.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\Мама\фото 27 ноября\PB270637.JPG



Цель моей работы с родителями:

  • Создание эффективных условий взаимодействия семьи и школы

Старый школьный афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми –
это работа с их родителями».

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогом , учащимися и семьей в целом.


Задача учителя состоит в том, чтобы:

  • привлечь всех родителей к совместной работе,

  • -формировать у родителей систему ценностных отношений;

  • - ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

  • - проводить психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • - организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся по нравственно-правовому воспитанию;

  • - создать условия для взаимодействия с общественными организациями;

  • - вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность



Говорим о семье

C:\Users\Администратор\Desktop\Мама\фото 27 ноября\PB270623.JPGC:\Users\Администратор\Desktop\Мама\фото 27 ноября\PB270676.JPG

Семья – структурная единица общества, закладывающая основы личности; социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде как в семье сформированы быть не могут

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволяет им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

О связи семьи и школы:

  • Связь семьи и школы осуществляется через классного руководителя (родительский комитет, родительское собрание).

  • Непрофессиональная работа с родителями подрывает авторитет педагога в школе. Сегодня стало сложнее воспитывать ребёнка в школе. Это зависит от ряда причин:

  • В единых усилиях педагогов и родителей должно происходить формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.

  • Основные направления сотрудничества
    классного руководителя с родителями

C:\Users\Администратор\Desktop\Мама\фото 27 ноября\PB270604.JPG



Содержание сотрудничества классного руководителя

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врача, психолога. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовываю с помощью следующих форм работы:

  • индивидуальные консультации;

  • круглые столы;

  • беседы;

C:\Users\Администратор\Desktop\Мама\день матери\getImage.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\Мама\фото 27 ноября\PB270669.JPG

Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • дни творчества детей

  • совместные праздники;

  • походы, экскурсии

  • игры-соревнования.

  • участие родителей класса в работе родительского комитета

Я провожу классные родительские собрания 1раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.


При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:

  • 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

  • 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  • 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

  • 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.


Мои принципы общения с родителями:

  • Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

  • Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

  • Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.





Наши результаты:

Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педагогического коллектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:

  • Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;


  • Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;


  • Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;


  • Сформировать общие подходы к воспитанию;


  • Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;


  • Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;



  • Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.



  • Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.



D:\Фото.изображения\фото 3 класс\DSC02623.JPGD:\открытые род. соб-я\Виртуальная экскурсия\фото собрание\DSC02669.JPG

C:\Users\Администратор\Desktop\Мама\фото 27 ноября\PB270622.JPGD:\открытые род. соб-я\Виртуальная экскурсия\фото собрание\DSC02659.JPG


Участие родителей в праздниках.

Создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности

Проведены совместные праздники:

  • «Мисс Весна»

  • «Я - патриот России»

  • «Самая милая и нежная»

  • «Мама, папа, я- спортивная семья»



В классе в партнёрстве учителя и родителей провели открытые родительские собрания:

  • «Виртуальная экскурсия по здоровому питанию»

  • «Мониторинг - что это?»

  • «Проектная деятельность»

  • «Промежуточная аттестация в 4 классе»

  • «Самооценка учащихся» (Собрание с психологом)





Выводы

Активное участие в праздниках помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка, и на сам процесс образования в целом.

Участие помогает им:

  • Относиться к ребенку как к равному;

  • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

  • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;

  • Развивать способности своего ребенка.

Считаю, что созданную и реализуемую систему работы с родителями можно считать эффективной, так как довольно успешно проходит взаимодействие семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.

«Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят...»

Шалва Амонашвили



F:\на сайт\1.9.13\сентябрь 2013\DSC03977.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\colombe_blanche01.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\colombe_blanche01.gifC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\colombe_blanche01.gif

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ