Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образ

ГОУВПО «ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ







ПРОЕКТ

«Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей»






Автор-составитель: студентка 752 гр. ОЗО ТЭФ Парамонова Е.Н.

Научный руководитель: Тазиев С.Ф.









Елабуга 2011

Оглавление



1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3

2. Концептуальные основы проекта……………………………………………4

2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………5

2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………………….…6

3. Цель и задачи проекта………………………………………….……………..7

4.Содержание проекта……………………………………………………………8

5. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………9

5.1 Нормативно-правовое………………………………………………………….9

5.2 Кадровое обеспечение…………………………………………………………9

5.3 Материально-техническое и финансовое обеспечение……………………...9

5.4 Научно-методическое обеспечение……………………………………………9

6. Ожидаемый результат ……………………………………………………….10

7. Список использованных источников ………………………………………11











1. Пояснительная записка



Данная тема проекта актуальна конкретно для нашего коллектива, т.к. в нашем коллективе существуют линии противоречий в социально-педагогическом процессе, т.е. вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация - педагог», «педагог - педагог».

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика.

   Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.

  Данный проект предназначен для формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей.






2. Концептуальные основы проекта



Прежде чем рассмотреть сущность проекта, уясним некоторые понятия.

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Педагог (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Климат социально-психологический (гр. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного К. с.-п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.



2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей



Наблюдения позволяют выделить следующие проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей:

    1. Напряженная социально-психологическая обстановка

    2. Частые противоречия и конфликты на линиях взаимодействия «администрация - педагог», «педагог - педагог».

    3. Не сплоченность коллектива.

Причинами этих проблем являются:

  • Низкая культура общения педагогов, отсутствие тактичности.

  • Предвзятое отношение друг к другу.

  • Большая нагрузка.

  • Неудобное расписание.

  • Неравномерное распределение часов.

  • Перекладывание чужих обязанностей на педагогов.

  • Административные и финансовые злоупотребления.

  • Формальное существование системы самоуправления.

  • Слабая компетентность руководителя в сфере управления коллективом.

  • Нет точной и прозрачной информации о различных нововведениях.





2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей


Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу о том, что основная цель формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей на настоящем этапе - объединение усилий и солидарной ответственности педагогов и администрации образовательного учреждения на формировании сплоченного коллектива.

Концепция формирования сплоченного коллектива представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения сотрудников.

Для решения проблемы, на наш взгляд, необходимо разработать и внедрить систему формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей, которая включила бы в себя следующие направления работы:

  • формирование высокой культуры общения и толерантности;

  • наличие заинтересованности работников в формировании сплоченного коллектива, актуализация значимости благоприятного социально-психологического климата для общего успеха;

  • улучшение (развитие) системы самоуправления педагогов.








3. Цель и задачи проекта



Цель проекта: разработать программу по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей

Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

  • дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом;

  • повышение культуры общения всех работников организации;

  • сплочение коллектива;

  • развитие системы педагогического самоуправления.

С точки зрения интересов работников образовательного учреждения формирование благоприятного социально-психологического климата должно содействовать:

  • развитию коллектива, его устойчивости и жизнеспособности, его поступательному движению к поставленным целям;

  • улучшению общих условий труда;

  • спокойствию и уверенности работников;

  • самосовершенствованию педагогов в профессиональной сфере;

  • успеху каждого педагога лично, и всего коллектива в целом;

  • благоприятному развитию педагогического процесса.








4.Содержание проекта



Пути реализации цели и задач

Ожидаемый эффект

1

Дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом, т.е. прохождение специальных курсов

Более грамотное руководство, с учетом специфики педагогического коллектива. Внедрение целостной и последовательной концепции развития коллектива

2

Совместное (всем коллективом) посещение культурных мероприятий

Повышение культуры общения всех работников организации, толерантное отношение друг к другу

3

Участие в различных благотворительных акциях

4

Организация психологических тренингов, направленных на:

- формирование коммуникативных навыков

- управление психологическим состоянием

- развитие персонала (формирование команды)

- управление личностного роста

Сплочение коллектива

На таких тренингах работники научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека.

5

Формирования структуры органов педагогического самоуправления и распределения полномочий.

Проведение реальных, а не формальных педсоветов, на актуальные, животрепещущие темы.

Внедрение метода голосования при принятии решений.

Развитие системы педагогического самоуправления. Грамотное, демократичное управление образовательным учреждением и всеми процессами, происходящими внутри него.









5. Ресурсное обеспечение проекта

5.1 Нормативно-правовое обеспечение

Закон Российской Федерации «Об Образовании», Конституция Российской Федерации, Декларацией принципов толерантности, Устав образовательного учреждения.


5.2 Кадровое обеспечение

Работники образовательного учреждения дополнительного образования детей, приглашенные специалисты в сфере менеджмента в образовании и психологических тренингов.


    1. Материально-техническое и финансовое обеспечение

  • Материально-техническая база образовательного учреждения.

  • Ежегодное финансирование, для приобретения необходимой методической литературы.

  • Внебюджетные источники финансирования (спонсорская помощь).


5.4 Научно-методическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение развития и улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей представляет собой систематическую поддержку и стимулирование (со стороны администрации образовательного учреждения) как программный комплекс мер и мероприятий обучающего и организационного характера. Это будет способствовать совершенствованию педагогической деятельности.





6. Ожидаемый результат



  • Улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

  • Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к коллегам, и работе в целом.

  • Готовность участвовать в практических делах по улучшению педагогического процесса.

  • Сформированность навыков культурного и толерантного поведения сотрудников образовательного учреждения.

  • Совершенствование педагогической деятельности в целом.



















7. Список использованных источников


  1. Аллахвердова О.В. Конфликтология / Санкт- Петербург: Питер, - 2000. – 220 с.

  2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / М.: Просвещение, - 1983. – 240 с.

  3. Вишняков Н.Ф. Конфликтология / Минск, 2000. – 180 с.

  4. Каменская Е.Н. Педагогика. Курс лекций / Растов-на-Дону: Феникс, - 2004. – 160 с.

  5. Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие / Елабуга, 2009. – 120 с.

  6. Харин С.С. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов / Минск, 1996. – 184 с.

  7. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива / М.: Просвещение, - 1979. – 256 с.

  8. Шакуров Р.Х. Социально – психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / М.: Просвещение, - 1990. – 180 с.

  9. Википедия свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ