"Формирование ИК - компетентности учащихся ГБОУ СОШ с. Большой Толкай Самарской области согласно ФГОС через создание единого информационного пространства школы (и повышение уровня ИК-компетентности педагогов школы)"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Большой Толкай»
Похвистневского района Самарской области
Зачетная работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования»
"Формирование ИК - компетентности учащихся ГБОУ СОШ с. Большой Толкай Самарской области согласно ФГОС через создание единого информационного пространства школы (и повышение уровня ИК-компетентности педагогов школы)"
подготовила
учитель английского языка
Попова Светлана Ивановна
с. Большой Толкай
2013
Вводная часть
Представлена система деятельности педагогов и администрации школы на примере программы "Формирование ИК - компетентности учащихся ГБОУСОШ с. Большой Толкай Самарской области согласно ФГОС через создание единого информационного пространства школы (и повышение уровня ИК-компетентности педагогов школы)".
Целевая аудитория: учащиеся младшего, среднего и старшего звеньев, все педагоги школы и администрация, родители учащихся.
Соавторы в организации и осуществлении ИР: учителя-предметники, медик, администрация школы.
Система деятельности выстраивается с детьми в интегрированных классах. Школа является опорной площадкой по инклюзивному образованию детей ОВЗ Северо – Восточного Управления Самарской области.
Работа над внедрением системы будет длиться в течение 1,5 лет.
Этапы реализации
1. Подготовительный (январь – март 2012г.)
проекта
;
0сновной ( январь - май 2013г .)
i
З. 3аключение (март - сентябрь 2013г.)
Этапы развития проекта:
Подготовительный (январь – март 2012г.):
разработка нормативно-правовой базы реализации проекта, внесение изменений в локальные нормативные акты (должностные инструкции, внесение изменений в положение о стимулирующих надбавках;
изучение уровня владения ИКТ, потребности педагогов в повышении ИК компетенции;
разработка плана работы по повышению образовательного процесса;
разработка плана работы по созданию материально-технической базы необходимой для реализации проекта.
2.0сновной (январь - май 2013г.)
Реализация проекта осуществляется через:
оснащение образовательного пространства средствами ИКТ;
через обучение педагогов ИК;
через активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми;
через организацию работы с семьей посредством привлечения информационных ресурсов.
Заключение. (март - сентябрь 2013г.)
Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов.
Нормативно - правовые документы, регулируюшие реализацию проекта:
1. Федеральная целевая Программа развития образования на
2011 - 2015 годы» (распоряжение Правительcrва РФ от 7
февраля 2011 г. .N'2163-p).
2. Федеральные государcrвеиные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы щкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151).
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
Актуальность
Актуальность проекта обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования детей, практической потребностью в использовании ИКТ в образовательных учреждениях.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).
На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Стремительное распространение информационных и коммуникационных технологий является определяющим фактором развития мирового сообщества XXI века. В связи с этим особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку учащихся к полноценной жизни в информационном обществе:
Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ;
Развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
Развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умения анализировать их основания, навыков публичных выступлений, участия в дискуссии, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.
Одним из наиболее перспективных вариантов решения этих задач является формирование единого информационно-образовательного пространства школы.
Между тем при внедрении ИКТ в образовательный процесс ОУ наряду с плюсами, возникают различные проблемы при подготовке к таким урокам, во время их проведения и применения ИКТ вообще:
В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет и для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.
Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику.Отсутствие демонстрационного центра.
Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
Не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.
При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
Нет четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
Лимит времени у учителя
(В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а «нагрузка» осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Остается также актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов:
педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности,
к тому же педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Противоречия
между потребностью общества в овладении знаний с помощью ИКТ и низким уровнем использования ИКТ в образовательном процессе;
между динамизмом изменений знаний и умений в области использования ИКТ и фактическом преобладанием экстенсивных путей совершенствования обучения, неэффективным использованием имеющихся программно – методических и технических средств обучения;
между большими дидактическими возможностями применения ИКТ в обучении и недостаточным поиском преподавателей путей их реализации.
При внедрении компьютерных технологий обучения возникают трудности экономического характера:
дефицит бюджета, не хватает средств на техническое оснащение помещений,
создание локальной сети внутри учреждения,
осуществление необходимой технической поддержки,
приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
Исходя из вышесказанного, определены направления реализации проекта:
формирование информационной компетентности участников образовательного процесса:
оснащение образовательного пространства средствами ИКТ;
применение ИКТ в образовательном процессе.
Назначение проекта. Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ОУ информационно-коммуникационных технологий, развитие ИК-компетентности педагогов ОУ.
Цель: создание условий для внедрения ИКТ в ОУ, повышения информационной компетентности педагогов и всех участников образовательного процесса.
Достижение цели считаю возможным через решение следующих задач:
формирование единого информационного пространства школы ГБОУ “СОШ с.Большой Толкай”;
повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов ГБОУ “СОШ с.Большой Толкай”;
формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.
И возникают подзадачи:
организовать работу по повышению квалификации и методической поддержке педагогов в области использования информационных технологий;
расширить область применения ИКТ в ОУ (внедрение электронного мониторинга результатов освоения общеобразовательной программы школьного образования, сопровождение образовательного процесса)
скоординировать информационное взаимодействие (сайт, электронная почта, сервер) с родителями, другими учреждениями;
совершенствовать материально-техническое оснащение ОУ;
создать банк информационно-образовательных ресурсов, дидактических и мeтодических материалов по использованию ИКТ в работе ОУ.
Ожидаемые результаты:
создание единого информационного пространства О У;
повышение ИК -компетентности педагогов;
разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов педагогами и как следствие повышение качества и эффективности образовательного процесса;
повышение уровня освоения учащимися программного содержания, познавательной активности;
улучшение материально-технической базы;
автоматизация процессов мониторинга результатов образовательной деятельности, создание электронной базы данных педагогов, учащихся;
создание банка медиаресурсов (мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ для детей, графических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ОУ);
вовлечение родителей в единое информационное пространство ОУ.
Результат изменений:
Внедрение новых информационно – коммуникационных технологий в процесс обучения.
Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации.
Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
Достижение необходимого уровня в овладении учебных дисциплин.
Интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно – исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий.
Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Повышение мотивации в изучении учебных дисциплин.
Разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование.
Основная часть
Новизна опыта
в усовершенствовании труда учителя и сокращения затрат его рабочего времени;
в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающей содержательно – функциональные особенности обучения.
в активном использовании информационно – коммуникационных технологий;
в интерактивном взаимодействии «учитель– ученик – компьютер»;
в создании и использовании новых ИК технологий и материалов Интернет;
II.2. Содержательно-технический блок.
II.2.1. Принципы формирования единого информационного пространства
В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.
Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования.
Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП:
1). Аппаратный: укрепление материально-технической базы.
100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;
увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).
2). Информационный: освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.
приобретение серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;
формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере;
совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу “единого окна”;
совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.
3). Кадровый: подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП, информационного общества.
система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;
интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета “Школьная жизнь”, видео-студия, классные и предметные проекты);
информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, АСУ РСО).
4). Регламентный: набор правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного пространства.
локальные акты школы (о системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, об электронном журнале, о медиатеке, о Совете по контентной фильтрации, о сайте школы и др.);
должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;
приказы директора;
договоры о сотрудничестве с ВУЗами и с другими школами.
II.2.2. Принципы формирования ИК - компетентности педагогов
Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:
непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы) не реже одного раза в 5 лет;
программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.
В нашей школе в этом направлении работает МЦ “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Основываясь на опыт работы центра и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИК- компетентности”.
Примерный перечень содержания ИК -компетентности учителя:
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
материалы для урока,
тематическое планирование,
мониторинги по своему предмету,
различные отчеты по предмету,
анализ процесса обучения, и т.д.
Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
школьная сеть,
социальная сеть (Дневник.ру, …),
сайт (раздел сайта),
лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),
форум,
Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
блог (сетевой журнал или дневник событий),
RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.
И только после этого мы можем говорить о том, что педагог владеет профессиональной ИК –компетентностью и может переходить от единичных случаев проведения уроков в компьютерном кабинете к использованию ИТ в образовательном процессе в системе. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде, в нашем случае это АСУ РСО. Это значит, что в АСУ РСО размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедийные иллюстрации и справочный материал. В АСУ РСО размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видеофильм для анализа, географическую карту и т.д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, “письменных” домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в ИОС, текущие и итоговые оценки учащихся.
В связи с этим, разработана система обучения, основанная на требованиях “Государственного образовательного стандарта” (высшее педагогическое образование, год утверждения – 2005г. ,которая включает в себя:
1. Продолжение полученного путем самообразования формирования компьютерной грамотности, обеспечивающей знания, умения и навыки в сфере ИКТ.
2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
3. Интерактивные технологии обучения.
4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
II.2.3. Принципы формирования ИК - компетентности учащихся
Формирование и развитие ИК -компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИК-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Более эффективным способом формирования ИК -компетентности учащихся, считаю в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же время, освоение ИК -компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИК -компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.
Общий принцип формирования ИК -компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.
Начальные технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. Существенным фактором оказывается возможность улучшения, совершенствования своего произведения. В области Естествознания (окружающего мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с измерениями.
Перечисленные положения применимы при формирования ИК -компетентности и в начальной и в основной школе.
Эффективная модель формирования ИК -компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей.
II.3. Контрольно-оценочный блок
II.3.1. Оценка сформированности единого информационного пространства школы:
рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы;
удельный вес численности педагогов, использующих информационные технологии в учебном процессе для индивидуального подхода и в классном коллективе;
увеличение количества педагогов, использующих дистанционное обучение;
количество победителей в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах;
количество участников и победителей в научно-практической конференции разных уровней;
количество участников образовательного процесса, вовлеченных в интегративные творческие проекты;
количество сетевых образовательных объединений педагогов.
II.3.2. Оценка ИК -компетентности педагогов.
Формирование у школьников ИК -компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:
учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИК -компетентности);
на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
формированию ИК -компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
ИК -компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Для отдельной темы (отдельного занятия) в поурочном планировании курса (разрабатываемом учителем на основании примерных программ курсов и методических разработок) выделяются компоненты учебной деятельности учащихся, в которых активно используются средства ИКТ: подготовка сообщения, поиск информации в интернете, видео-фиксация наблюдаемых процессов, проведение эксперимента с цифровой фиксацией и обработкой данных и т.д. После проведения темы (занятия) осуществляется сравнение с планом реального активного использования ИКТ каждым учащимся (как правило, не имеется в виду ответ на задания с выбором ответа, слушание лекции педагога с аудио-видео сопровождением). Вычисляется доля (процент) информатизации темы усреднением по учащимся. Показатель по курсу вычисляется усреднением по времени. Показатель по образовательному учреждению вычисляется усреднением по курсам (с учетом временных весов курсов).
II.3. 3. Оценка ИК -компетентности обучающихся.
Основной формой оценки сформированности ИК -компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИК -компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована.
Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.
Требования к тестовым заданиям можно сформулировать следующим образом:
любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (сценарий задания). Это делается специально, для того чтобы сымитировать реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи;
особое внимание необходимо сделать на объем текста, который учащийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. По данным Министерства образования и науки РФ, средний девятиклассник функционально читает текст со скоростью 200 слов в минуту.
выполнение задания не требует знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий построены на общекультурных вопросах, “житейских” ситуациях и т.д.
При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков (умственных навыков высокого уровня). Для оценки сформированности таких навыков необходим специализированный инструмент, который позволяет оценить демонстрируемые школьниками способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИК -компетентности учащихся и учителей. Процедура проведения измерений ИК -компетентности называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий. Будучи встроены в программную оболочку инструмента, задания превращаются в автоматизированный тест.
II.4. Ресурсный блок .
Условия реализации новых технологий
Компьютерные технологии изучения образовательных предметов должны соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта.
Использование компьютерных технологий должно носить дифференцированный подход, позволяя удовлетворять потребности учащихся, имеющих разный уровень языковой подготовки.
Уровень аппаратного обеспечения медиакабинетов в полной мере соответствует потребностям новейших информационных технологий.
Дидактическое обеспечение компьютерных технологий позволяет учителю творчески реализовывать их потенциал, даёт ему основу для дальнейшего совершенствования уровня и качества этих технологий с учетом целей обучения и особенностей учебной группы.
III. Заключение
III.1. Выводы
Без создания единого информационного пространства школы невозможен качественный переход на новые стандарты образования 2 поколения ФГОС.
«Новая школа», построенная на новых ФГОС будет учить детей применять полученные знания и в практических ситуациях — ставить цели, искать информацию, делать предположения и строить теории. Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.
Современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно.
Таким образом, основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Её создание и развитие – технически сложная задача, требующая больших материальных затрат. Но именно ее решение позволит системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям.
Информатизация школьного образования - это комплексный, многошаговый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ОУ; и использование информационных технологий в образовательном процессе; и активное использование сети Интернет в образовании.
Информатизация школьного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы школы в контексте информатизации. Я уверена, что в ОУ использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей, наша школа является опорной площадкой по инклюзивному образованию детей ОВЗ Северо – Восточного Управления Самарской области.
III.2.Прогноз: риски и их предупреждение:
Возможные риски
Предупреждение рисков
1.Недостаточное оснащение материально- технической базы информационными ресурсами
2.Нехватка высококвалифицированных
заинтересованных, инициативных педагогов
1.Использование переносных ноутбуков.
2. Привлечение внебюджетных средств (оказание
дополнительных платных образовательных услуг, yчастие в конкурсах, гранты, привлечение спонсорской помощи организаций и частных лиц.
.Повышение квалификации работающих педагогов, организашш консультативной
методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.
III.3. Условия реализации проекта:
готовность управленческого аппарата и педагогического коллектива к реализации проекта;
достаточное ресурсное обеспечение.
III.4. Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовое:
разработка нормативно-правовой базы реализации проекта, внесение изменений в локальные нормативные акты (должностные инструкции, положение о стимулирующих надбавках).
Кадровое:
создание условий для повышения квалификации, участвующих в реализации проекта;
подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
создание творческих групп из высококвалифицированных и креативных специалистов для работы по реализации проекта в ОУ.
Научно-методическое:
разработка системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.
создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информaционных технологий в работе ОУ;
создание модели информационно-методического и технического обеспечения воспиательно-образовательного процесса ОУ;
организация работы «Школы педагогического мастерства» по программе повышения ИК -компетентности.
Информационное:
предупреждение отрицательных эффектов при создании единого информационного образовательного пространства;
развитие сотрудничества с родителями и районными социальными структурами;
совершенствование модели взаимодействия школы и семьи, педагогическое просвещение.
Финансовое:
смета расходов ОУ;
внебюджетные средства (оказание дополнительных платных образовательных услуг, участие в конкурсах, гранты, привлечение спонсорской помоши организаций и частных лиц),
Материально-техническое:
совершенствование материально-технической базы ОУ в сфере информатизации:
- приобретение ноутбуков в классы- (5шт.);
- подключение Wi Fi
Наличие в ОУ:
компьютеры (22шт.),
мультимедийный проектор(3шт.),
принтер(5шт.),
музыкальный центр с USВ-интерфейс ,
телевизор(2шт. )
плазменная панель
ноутбук(15шт. )
Список использованной литературы
1. Федеральная целевая Программа развития образования на 2011 - 2015 годы» (распоряжение Правительcrва РФ от 7февраля 2011 г. .N'2163-p).
2. Федеральные государcrвенные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы школьного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151).
3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ