«Гербаризация растений как условие раскрытия творческого потенциала личности учащегося». Методическая разработка

Западное управление министерства образования и науки Самарской области


Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Центр повышения квалификации «Ресурсный центр»


Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34





«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьника»





Методическая разработка на тему:


«Гербаризация растений,

как условие раскрытия

творческого потенциала

личности учащегося»





Работу выполнил: Стахеев Андрей

Викторович


учитель биологии ОУ СОШ № 34





г. Сызрань

2011 год










Содержание




Стр.



Пояснительная записка……………………………………………………..

3



1. Введение…………………………………………………………………..

4



2. Сведения по истории гербаризации……………………………………..

5



3. Проблема и задачи гербарного дела в современной школе…………...

5



4. Применение элементов гербарного дела в раскрытии творческого потенциала учащихся………………………………………………..…


7



5. Выводы…………………………………………………………………...

8



Литература…………………………………………………………………...

9



Приложения………………………………………………………………….

10


Пояснительная записка.


В настоящее время современная школа активно развивает технологию личностно-ориентированного образования, где опыт творческой деятельности рассматривается в качестве составляющего элемента содержания образования, который направлен на самореализацию учащихся.

В практике работы, с использованием личностно ориентированного подхода, главной целью становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера (Борндаревская Е.В., 1997).

Для того чтобы биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника, необходимо показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включить их в такое взаимодействие (Гагарин А.В., 2003).


В этой связи и в качестве примера предлагаем вниманию учителей методическую разработку на тему: «Гербаризация растений, как условие раскрытия творческого потенциала личности учащегося». В ней даётся описание методического пособия «Школьный гербарий. Методика изготовления и хранения», а также приводится тематический план внеурочной работы по биологии для учащихся второй ступени (10-14 лет).

В зависимости от конкретных условий педагог определяет форму реализации каждого занятия, однако их рекомендуется проводить в малых контактных группах (до 10 человек).

Организовать занятия по гербаризации необходимо в весеннее, летнее и осеннее время в естественной природной территории (парк, загородный лес и т.д.), а занятия по монтажу гербарного материала можно проводить и в зимнее время в помещении «живого» уголка или в кабинете биологии.

Предлагаемый методический материал может быть использован школьным учителем на уроке и в условиях внеурочной деятельности; педагогом дополнительного образования во время занятий кружка и при проведении экскурсий; вожатым оздоровительного лагеря в организации тематических мероприятий и свободного времени ребят.

Основные знания, умения и навыки, полученные в процессе гербаризации растений и при освоении тем тематического плана учащимися можно использовать в оформлении кабинета биологии. С результатами проделанной работы можно выступать с докладами и сообщениями перед сверстниками и на ученических научных конференциях, организовывать различные тематические фотовыставки; принимать участие в конкурсах и викторинах различных уровней.



1. Введение.


Творческая индивидуальность каждого человека, которая реализуется в личной, профессиональной и общественной деятельности, является основным ресурсом развития открытого общества.

Большая роль в решение задачи становления творческой личности отводится современной школе, т.к. организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности.

Однако в процессе образования имеется значительные противоречия между необходимостью передачи молодому поколению социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося, между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения, между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.

Взаимодействие школьников с природой можно организовать, как в естественных, так и в «искусственных» условиях.

К работе в естественных условиях относится гербаризация растений (сбор растений и их сушка), а к «искусственным» условиям можно отнести познавательные занятия с использованием природных объектов.

В нашей работе на примере гербаризации растений мы постараемся рассмотреть обе формы взаимодействия школьников с природой, а также выявить условия раскрытия творческого потенциала ученика.


2. Сведения по истории гербаризации.


Для изучения многих свойств полезных и красивых растений, люди с давних пор начали собирать их, засушивать и сохранять прикреплёнными к листам бумаги. Впоследствии коллекцию из таких листов стали называть гербарием. ГЕРБАРИЙ (от лат. „herba” — трава, растение) — 1) коллекция специально собранных и засушенных растений; 2) научное учреждение, где хранятся гербарные коллекции.

Сохранились источники, которые говорят о том, что в древней Руси лекари собирали травники или гербарии для изучения полезных или ядовитых свойств растений.

Одним из старейших отечественных гербариев являлся гербарий собранный Петром-I, который долгое время хранился в Московском университете, но он погиб во время пожара Москвы в 1812 году. Однако в Ботаническом Музее Российской Академии наук имеется русский гербарий, составленный лейб-медиком Петра-I — Арескиным. Гербарий этот состоит из 200 видов лекарственных растений произраставших в окрестностях Москвы наклеенных на листы бумаги.

В дальнейшем, с развитием естествознания, целый ряд учёных, исследователей и путешественников обогащали науку находками новых растений, устанавливали точные данные по географии растений. Гербарии собранные ими послужили научным документом, подтверждающим их открытия.

В настоящее время гербарии служат учебным и научным целям. По ним студенты и ученые могут изучать флору разных стран, не отправляясь в далекие экспедиции, или сравнить собственные находки с находками других ученых. В начале нашего века стали появляться электронные гербарии — оцифрованные изображения гербарных листов. Большие возможности и перспективы открываются перед электронными гербариями, так как исследователь, имея доступ в интернет, может посмотреть интересующий таксон, который может быть на хранении в другой стране и даже на соседнем континенте.

В настоящее время в мире насчитывается около 500 крупных учреждений-гербариев. В европейских столицах - Прага, Лондон, Женева традиционно расположены гербарии, в которых находятся от 4 до 6 млн. образцов растений. Крупнейшим гербарием мира является гербарий Ботанического института РАН в Санкт-Петербурге, в котором хранится свыше 5 млн. экземпляров.


3. Проблема и задачи гербарного дела в современной школе.


Известно, что на Земле произрастает около 500 000 видов растений, из них высших (цветковых, или покрытосеменных) около 300 000 видов.

На участке лесостепи можно встретить не менее 600—700 дикорастущих растений, но большинство местного населения знает и может назвать не более двух-трёх десятков видов растений.

Необходимо, чтобы учащиеся школ больше знали о природе — о лесах, о лугах, проявляли интерес к растениям, животным, умели видеть красоту природы и понимать ее значение.

Справедливую оценку делает учёный-ботаник М.П. Ильин и отмечает, что, «…к сожалению, если с проведением ботанических экскурсий в наших школах дело обстоит более или менее благополучно, то с организацией гербария из местных растений — далеко не так». (Ильин М.П., 1971)

Засушивание растений, или гербаризация их, необходимо, прежде всего, для знакомства с многообразной богатейшей культурной и дикорастущей флорой нашей родины, для изучения богатства видов и разнообразия форм растений.

Учащиеся, юные натуралисты и краеведы под руководством учителей могут провести инвентаризацию флоры того или иного района. При этом гербарий всегда играет роль научного документа.

Совершенно необходимы гербарии как учебные пособия не только в педагогических вузах, но также и в средней школе, а отчасти и в начальной.

Учащиеся средней школы из курса биологии (Растения) получают некоторые сведения по морфологии, физиологии, систематике растений. При изучении раздела программы «Основные группы растений» ребята не смогут представить себе такого большого разнообразия растений, если не увидят их, хотя бы в гербарии. Поэтому коллекции гербарных образцов растений изучаемых семейств (как культурных, так и дикорастущих) следует считать необходимыми наглядными пособиями на уроке в школе.

Сбор гербария позволяет познакомить учеников с приемами определения растений и обеспечить уроки биологии ценным наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.

Тем не менее, стоит отметить, что современные учащиеся наших школ мало узнают о конкретных растениях своей местной природы. Многие учителя чтобы восполнить этот пробел проводят экскурсии в природу.

Во время проведения учителями экскурсий с учащимися в природу, с целью ознакомления детей с растениями в их естественной обстановке, во многих случаях растения для гербария школьники либо не собирают, либо берут неумело. Часто растения засушиваются неправильно. Такой гербарий и после монтировки его не может быть ценным и интересным.

Чтобы гербарий представлял ценность, растения должны быть собраны и засушены по определенным правилам.

Часто учителя на своих занятиях используют фабричные гербарии, но более ценным и интересным может оказаться гербарий, который изготовлен руками самих учащихся.


4. Применение элементов гербарного дела в раскрытии творческого потенциала учащихся.


Засушивая растения и самостоятельно создавая из них различные поделки, ребята получают большой интерес к этому занятию. Эта работа приучает их к усидчивости, вниманию, воспитывает художественный вкус; имеет и познавательное значение, знакомя с флорой родного края. Такое изучение богатств местной природы способствует привитию учащимся любви к родному краю.

Все эти немногие примеры показывают большое значение гербария при проведении уроков биологии. А правильно организованный сбор и монтировка школьного гербария могут оказаться ценными внеклассными занятиями.

Из засушенных растений можно изготовлять художественные композиции, тем самым как бы даря «вторую жизнь» растению. Эти композиции могут послужить украшением классной комнаты, рекреаций и других школьных помещений.


Обобщая свой педагогический опыт, мною была написана небольшая брошюра, которая была представлена при проведении мастер-класса «Методика изготовления и хранения школьного гербария» на I-м Окружном фестивале народных ремёсел (11.12.2010 г. ОУ ООШ № 27).

В начале пособия даётся краткий обзор понятия гербарий раскрывается актуальность темы. Затем говориться о том, как собирать растения, какое необходимое оборудование и материалы для этих целей нужны. Даются методические приёмы сушки растений их монтировка, а также общие указания по хранению гербария. В конце брошюры приводится список литературных источников.

Создавая условия, для раскрытия творческого потенциала личности используя общение школьников с природой. Учитель должен помнить, что без осознанного желания ребят их взаимодействие с природными объектами не будет обладать развивающим потенциалом. Для этого необходимо показать детям возможности такого взаимодействия и взаимовыгодного сосуществования с природой и определить, какие психологические задачи будут решаться на каждом занятии, какие развивающие функции несет встреча школьников с природой и посредством каких психологических закономерностей (Гагарин А.В., 2003).

Предлагаю использовать следующий тематический план, который поможет организовать творческую деятельность ребят во внеурочной работе.


Задание 1. Собрать гербарий на тему:

а) «Древние растения нашего края».

б) «Красивоцветущие травянистые растения нашего края».

в) «Лекарственные растения нашего края».

г) «Ядовитые растения нашего края».


Задание 2. Подготовить сообщение (электронную презентацию) на тему:

«Особо охраняемые растения Самарской области».


Задание 3. Собрать материал для беседы на тему:

а) «Растительные мотивы в искусстве».

б) «Знакомые незнакомцы» (Беседа о комнатных растениях).


Задание 4. Собирать стихи и песни о травах на основе устного народного творчества и современной поэзии.


Задание 5. Собирать коллекцию изображений (формирование иконотеки) на тему:

«Растительный орнамент. Письмо и рисунок народных мастеров».


Задание 6. Составить из высушенных растений различные композиции:

а) объёмные композиции из сухоцветов.

б) из высушенных листьев составить орнамент на листе бумаги.

в) из высушенных трав составить композицию на бумаге в круге, квадрате, прямоугольном формате.

г) повторить на листе бумаги при помощи глеевой ручки, туши и пера удачные композиции.

д) выполнить композицию по поэтически строкам стихов с помощью глеевой ручки или тушью и пером.


Задание 7. Собрать материал для беседы на тему:

«Растительные мотивы в искусстве».


5. Выводы


В пособии «Школьный гербарий. Методика изготовления и хранения» даётся краткий обзор понятия гербарий; приводятся основные методики сбора и сушки растительных объектов их монтировка, а также даются общие указания по хранению гербария. В конце брошюры приводится список литературных источников.

Пособие может быть полезно как учителям-биологам, преподавателям дополнительного образования, учащимся, юным натуралистам.


Предлагаемый тематический план внеурочной работы позволяет представить оригинальную модель творческого пространства (образовательная среда) для самореализации внутреннего творческого потенциала ученика; удовлетворяет его эстетические, познавательные и физические потребности. При работе над творческими темами плана у школьников происходит снятие состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения, которое достигается средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях творческо-познавательной деятельности.


Литература


  1. Бединггауз М.П. Засушивание растений с сохранением естественной окраски. – М.: Учпедгиз, 1952. – 48 с.

  2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997, № 4.

  3. Гагарин А.В. Воспитание природой. // «Биология в школе» № 3, 2003 г.

  4. Иллюстрированная энциклопедия «РУССИКА». РАСТЕНИЯ. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 624 с.

  5. Ильин М.П. Школьный гербарий: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971. – 96 с.

  6. Мамонтова З.А. Гербаризация растений с сохранением их естественной окраски и формы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1965. – 32 с.

  7. Матвеев Н.И. Самостоятельные работы учащихся по ботанике. V класс. – М.: Просвещение, 1966. – 56 с.

  8. Павлова М.Е., Ягодовская И.В. Учебный гербарий. // «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), № 11, 12, 14, 15, 17-22, 48; 1999 г.

  9. Павлова М.Е., Ягодовская И.В. Школьный гербарий: изготовление и хранение. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

  10. Павлович С.А. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии.. — Л.: Детгиз, 1961. – 136 с.

  11. Полунина В.Н. Гербарий: Составление композиций и орнамента / В.Н. Полунина, А.А. Капитунова – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001. – 96 с.

  12. Скворцов А.К. Гербарий. Пособие по методике и технике. – М.: Наука, 1977. – 199 с.

Приложение № 1




«Волшебная страна». Амирова Р., Алиев В. 2010 год.

(Композиция из гербаризованных растений на бархатной бумаге).

Приложение № 2



«Золотая чаша». Брынин Р., Шикалова А. 2010 год.

(Композиция из гербаризованных растений на бархатной бумаге, акварель, самоклеющиеся картинки).

Приложение № 3




Печенов Алексей (7 класс) и Слепов Дмитрий (8 класс)

за составлением композиции. 2009 год.




Приложение № 4















Печенов Алексей (7 класс) и Слепов Дмитрий(8 класс)

в творческом поиске. 2009 год.




Приложение № 5



Бабашова Мария и Мартынова Екатерина (6 класс) во время составления осеннего букета. 2009 год.




Приложение № 6






























Выставка-конкурс осенних букетов «Золотая осень».

(ОУ ООШ № 7) 2009 год.

Приложение № 7





























Выставка-конкурс осенних букетов «Золотая осень».

(ОУ ООШ № 7) 2009 год.

Приложение № 8




Амиров Ильнур (9 класс) производит заготовку травянистого материала для последующей гербаризации.

Работа выполнялась на пришкольном участке ОУ СОШ № 34.

2009 год.























17


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ