Характеристика познавательных УУД и их формирование на уроках музыки

Характеристика познавательных УУД и их формирование на уроках музыки.



Сегодня начальное образование призвано решать свою

главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности

ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать,

сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и

оценивать учебные действия и их результат.

Важная роль отводится использованию познавательных задач, под

которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей.

Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в

нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся,

побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на

высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения.

От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и

навыков и уровень развития способностей ребёнка.

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно

актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе

необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих

знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям

расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании,

поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания –

важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем.

Формировать познавательные универсальные действия учащихся можно и

на уроках и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания

творческого характера. Благодарный детский возраст наиболее открыт и

восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира.

Для осуществления развивающих целей обучения я стараюсь активизировать

познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию

заинтересованности.

Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как

известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании

эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский

подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.

В учебниках по музыке предусмотрены разнообразные задания на

формирование у школьников универсальных познавательных действий:

сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных

критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных

признаков, систематическое составление целого из частей, поиск оснований

целостности музыкального произведения, определение причин следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логических рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование. Свобода ориентации учащихся в музыкальном произведении достигается посредством оперирования разными типами тесно связанных между собой моделей: пластической, графической, вербальной, знаково- символической. Данные модели позволяют школьникам выделять существенные характеристики изучаемой музыки, сравнивать различные фрагменты звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами

звучания темпо-образов, формируя у школьников умение подробно, выборочно передавать содержание музыки в разных видах музыкальной

деятельности.

Опираясь на свой опыт работы, хочу рассказать о некоторых видах

познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю

на своих уроках.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он

позволяет мне наименее затратным способом создать условия для

самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем.

Использую и другие методы.

Это исследовательский метод, метод практических ситуаций на уроке, метод моделирования, дискуссионный метод, сюжетные игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.

Одним из средств развития познавательного интереса у младших

школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как

приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные,

обучающие, дидактические Данные задания и приёмы позволят учителю: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину.

Решая поставленные задачи, постаралась обосновать возможности уроков

музыки по формированию познавательных универсальных действий

средствами заданий творческого характера и пришла к выводу, что важную

роль в обучении музыки играет целенаправленная работа по развитию у

младших школьников общеучебных умений, навыков и способов

деятельности:

-интеллектуальных (обобщать, сравнивать и др.);

-познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной

самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а

также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной

деятельности и работать над их достижением);

-организационных (организовать сотрудничество и планировать свою

деятельность);

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ