Использование игры в экологическом воспитании ребёнка
Департамент образования Астраханской области
Институт усовершенствования учителей
Реферат
Тема:
«Использование игры в экологическом воспитании ребёнка».
Выполнил:
Воспитатель МДОУ №41
г. Астрахани, Кировского р-на
Акиньшина Юлия Игоревна
Научный руководитель:
Васина Антонина Васильевна
г. Астрахань, 2005 г.
План.
1. Связь игры с экологическим воспитанием.
2. Использование сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании.
а) игровые обучающие ситуации с игрушками - аналогами.
б) игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
в) игровые обучающие ситуации типа путешествий.
3. Игры с правилами и их роль в экологическом
воспитании детей.
Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе, поэтому имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку.
«Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой»1.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. «Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание дошкольников». В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодёжи»2.
Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Под экологическим
1 Бабанский Ю.К. «Педагогика» стр. 171
2 Новосёлова С.Л. «Игра в развитии ребёнка» стр.56
воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя в природе и среди людей. Часто из- за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?
Поскольку «игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей»1, были разработаны игры, в которых присутствует активная, экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Игра и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. «Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен»2. Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный
_________________________________________________
1 Новосёлова С.Л. «Игра в развитии ребёнка» стр.98
2 Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» стр. 47
фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой
отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как « проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несёт»1. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой – либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её спровоцировало.
В свою очередь «усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира»2. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребёнок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учёта специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую
_________________________________________________
1Рыжова Н.А. «Экологическое воспитание детей»
2Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» стр. 31
деятельность ребёнка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определённым правилам.
Сюжетная игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении»1. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно – ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно – ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения) служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно – ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.
«Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней»2. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определённую дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией.
ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Её
______________________________________________
1Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр. 63
2Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» стр. 75
характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берёт одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
«Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения»1. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
Игрушки – аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать
________________________________________________
1Николаева С.Н, «Наглядные пособия – важное средство ознакомления детей с природой» стр. 38
отчётливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. « Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки – предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами»1.
Рассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнения живых и игрушечных рыбок. Она может быть использована на занятии в младшей группе после цикла наблюдений за аквариумными рыбками.
Воспитатель ставит цель – закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали достаточно длительное время. Показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать – ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками надо наблюдать – смотреть, как они плавают, как едят; игрушечные рыбки – это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).
Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой ёлки. Это может быть одно из наблюдений цикла, посвященного хвойным деревьям и проводимого с детьми среднего и старшего возраста в декабре (перед Новым годом). Воспитатель выносит на улицу пластиковую ёлочку, предназначенного для
______________________________________________
1Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».
кукольного уголка, и проводит сравнение. Дети уже не раз наблюдали за елью на участке, поэтому сравнить искусственное и живое дерево им и нетрудно, и интересно.
Воспитатель обращает внимание на то, что живое дерево стоит на одном месте – оно корнями уходит в землю. У игрушечной ёлки есть ствол, ветки, иголки, но нет корней: её можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. Живое дерево растёт, каждый год становиться выше, ветви удлиняются. Игрушка остаётся всегда неизменной. Живая ель пахнет хвоей, весной у неё начинается сокодвижение в стволе, одни иголки отпадают, а новые вырастают, всё лето растут и созревают шишки. У искусственной ёлочки ничего не меняется, она пахнет пластмассой. Живая ель очень красива тёмно – зелёной упругой хвоей, покрытой снегом и инеем, она величественна и стройна, как пирамида. Искусственная ёлочка красива по – другому: её сделали умелые люди, она очень похожа на настоящую, её можно наряжать, с ней можно играть.
«ИОС с игрушками – аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причём сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинках, наглядных пособиях»1. Например, в беседе по картинкам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, её приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная белочка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живёт» на полке в игровом уголке (это её «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создаётся ситуация игры в обучение белочки – дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем
1Новосёлова С.Л. «Игра в развитии ребёнка»
самым косвенно и незаметно – через игру – обучает дошкольников. «Игрушки – аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчётливых реалистических представлений о природе»1. В отдельных случаях игрушку – аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними – обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперёд, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.
«Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения»2.
________________________________________________
1Компанцев Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» стр. 46
2Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».
стр.73
Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много – это, прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит». С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.
«Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа – его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Все слова и действия куклы должны соответствовать её литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении»1. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.
Чипполино дети симпатизируют, он нравится им за смелость, находчивость. Его сходство с луковицей помогает им глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Главная особенность Чипполино: он много знает об овощах и фруктах, так как живёт во фруктово – огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, даёт советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Игрушка может быть использована во всех занятиях фруктово–овощной тематики, при выращивании лука на окне и создании календаря наблюдений за ним, во время беседы по календарю.
Таким образом, « литературный герой, привнесённый в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым характером и формой выражения,
_________________________________________________
1Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» стр.52
решающий дидактические задачи»1. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своём «амплуа», и взаимодействует непосредственно с нами.
«Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомлённого в каком – либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей – устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения. Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе»2.
Ещё один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае – это собирательное название различного рода игр в посещении выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в
_______________________________________________
1Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» стр. 103
2Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».
Стр. 94
качестве путешественников, туристов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Качественное проведение игры, создавая определённый эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно – ролевые, но и все другие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Например, «воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц»1.
Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры, словесно – дидактические игры. « Интересными являются игры в загадки – описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент»2.
К сожалению, стали редкими многие обычные когда – то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Загрязнены вода, воздух, почва. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты
________________________________________________
1Компанцев Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке»
2Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».
подчас исчисляются миллиардами.
Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда – то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что – то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.
Список литературы.
Рыжова Н.А. «Экологическое воспитание детей»
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»
Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»
Бабанский Ю.К. «Педагогика»
Новосёлова С.Л. «Игра в развитии ребёнка»
Николаева С.Н, «Наглядные пособия – важное средство ознакомления детей с природой»
Компанцев Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке»
Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой».
Бондаренко А.К.«Словесные игры в детском саду»
10.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия
с детьми»

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ