Использование игровых технологий на занятиях в спортивных секциях

Использование игровых технологий на занятиях в спортивных секциях

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей деятельности.

Решение этой задачи - создание совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей. Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Игровые технологии как социально-психологический феномен в теории имитации являются оригинальными ненасильственными технологиями.



Основные принципы игровых технологий:



природо- и культуросообразность образовательного процесса;

состязательность, организация здоровой конкуренции;

умение моделировать, имитировать;

демократизация образовательного процесса;

толерантность, конструктивность, свобода деятельности, эмоциональная приподнятость играющих сторон и т.д.

Значение игры невозможно переоценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.



Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в подготовке будущих охотников, воинов разных племен.



Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний, это учитель. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.



Использование игровых технологий особенно эффективно при работе с детьми дошкольного возраста, так как, в этом возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В начальной школе игра для ребенка так же важна, как и учебная деятельность. Поэтому подробнее рассмотрим практические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов.



Редкий родитель, приводя дошкольника в спортивную секцию, видит в нем будущего чемпиона. Но каждый надеется, что его ребенок вырастет здоровым, смелым, умным и порядочным человеком. Это должен понимать каждый педагог-тренер. Наша задача, не «сломать» волю ребенка в начале его обучения, а дать проявить себя, выявить особенности и способности ребенка, на которые можно будет опираться в дальнейшей работе с ним.



Для такого тестирования лучше всего подходит игра с элементами спорта. В процессе игры ребенок эмоционально расслаблен. Педагог не ставит перед воспитанником сложных задач: быстро пробежать, высоко или далеко прыгнуть, выполнить упражнения на координацию, а просто предлагает поиграть. Если игра интересна ребенку, то он сам прикладывает максимум усилий, показывает все, на что способен. В данном случае, мы пользуемся диагностической функцией игры.



Некоторые дети не сразу идут на контакт с педагогом или сверстниками. Тогда мы можем предложить ребенку вместе с родителями посмотреть на занятия со стороны. Когда он увидит, что это всего лишь веселая игра. Ему самому захочется окунуться в атмосферу веселья и радости. Попробовать, а сможет ли он пройти по болоту, прыгая с кочки на кочку (резиновые коврики), проползти в темной пещере (тоннель), перепрыгнуть через ручей, проскакать на лошадке (фитбол), покорить горные вершины (наклонная доска). Постепенно ребенок адаптируется в коллективе, сравнивает себя с другими детьми. У него появляется стимул к обучению, улучшению собственных результатов.



Проводя тематические игровые занятия с элементами спорта: «юный путешественник», «подготовка космонавтов», «охотимся в лесу», «индейцы», «по морям по волнам» и др., мы можем, помимо физического воспитания, прививать ребенку интерес к окружающему миру, разным профессиям и наукам.



Можно сделать вывод: прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы его интересов, возникновению потребности в занятиях, становлению мотива новой деятельности – учебной. Что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению.



Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.



Не будем забывать, что наше направление – физическое воспитание детей. В качестве основных образовательных задач определяем следующие:



формирование устойчивого интереса детей к играм с элементами спорта;

обогащение двигательного опыта новыми двигательными действиями;

содействие развитию двигательных способностей;

воспитание положительных морально-волевых качеств;

формирование привычек здорового образа жизни.

После того как дети привыкнут друг к другу, овладеют простейшими двигательными движениями, в игру постепенно можно включать соревновательный момент. Это делается для большей мотивации освоения двигательных функций. На этом этапе нужно пристально следить за эмоциональным состоянием детей. С самого начала занятий в спортивной секции нужно приучать ребенка достойно вести себя в игре: не слишком радоваться победе, чтобы не травмировать проигравшего, не слишком огорчаться, не устраивать истерик при поражении, то есть учить самообладанию. Создав атмосферу добродушия и взаимопонимания в группе, мы можем развивать у детей положительные морально-волевые качества, такие как: взаимопомощь, моральная поддержка, сострадание.



Для развития любого навыка можно придумать соответствующую игру. Хороший педагог, должен быть не только профессионалом в своем направлении, но и человеком творческим. Особенно это актуально при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.



Очень важной и непростой задачей педагога-тренера является работа с родителями воспитанников. Если воспитательный и тренировочный процессы в спортивной секции идут в разрез с воспитательным процессом в семье воспитанника, то результат не может быть хорошим. Общаясь с родителями, при приеме ребенка в секцию, нужно выработать общую стратегию воспитания и обучения. Педагог может предложить родителям или ребенку несколько увлекательных игр для активного отдыха на природе, на даче. Папам и мамам желательно поддерживать детей собственным участием. Они должны помнить, что совместные занятия навсегда оставляют след дружбы и взаимопонимания в их взаимоотношениях.



Особенности использования игровых технологий в работе с детьми разных возрастов



Периодизация игровых форм обучения зависит от возраста воспитанников. У детей дошкольного и младшего школьного возрастов игровые формы обучения должны присутствовать на каждом занятии. С дошкольниками желательно всю тренировку превратить в игру. Начиная с приветствия, разминки, переходя к основной части и заканчивая упражнениями на расслабление, мы должны провести все занятие в одном ключе. Рассмотрим примерный план занятия.



После приветственных слов, педагог предлагает воспитанникам совершить увлекательное путешествие в Африку. На первом этапе нужно добраться до железнодорожного вокзала (маршируем в колонне). Опаздываем на поезд (бежим). Проверяем, все ли на месте (повороты головы вправо, влево). Едем на поезде до аэропорта (бег за преподавателем змейкой, восьмеркой). Поезд прибыл в аэропорт – пыхтит (восстанавливаем дыхание, вдох – выдох). Летим на самолете (руки в стороны, вращение предплечьями). Летим на вертолете (руки в стороны, вращение корпусом). Вертолет приземляется, поднимается ветер, от этого качаются деревья (руки вверх, наклоны корпуса вправо, влево). Умываемся в реке (наклоны вперед, касаемся руками пола). Скачки по Африке на лошадках (прыжки на фитболах). Изображаем африканских животных: крокодил (передвигаемся на четвереньках); паук (ножки впереди, ручки сзади, идем на четвереньках, животики смотрят вверх); краб (то же упражнение, но движемся спиной вперед); африканские птицы (утиный шаг); лягушка (прыжки на корточках); змеи (ползем на животе); жираф (вытягиваемся вверх, идем на носочках); слоники (топаем пяточками). Отдыхаем на привале (садимся в позу лотоса, слушаем рассказ об Африке). В Африке ночь (лежим на полу, «спим»). Просыпаемся (потянулись). Собираемся домой.



Если дошкольники в большинстве своем приходят на занятия, чтобы поиграть, выплеснуть избыток энергии, то младшие школьники уже осознают себя юными спортсменами. На данном этапе целесообразно делить тренировку на разминку, основную часть и заминку, объясняя воспитанникам, что с какой целью делается, тем самым обогащая их двигательный опыт простейшими теоретическими знаниями. Помня о том, что для детей младшего школьного возраста игра остается всегда желанной, мы можем включать ее либо в заминку, либо в основную часть.



Многие родители в период младшего школьного возраста ждут от своих потомков первых результатов, а мы все об игре.



Долгое время многие тренеры утверждали, что выполнение с раннего возраста физических упражнений, специфических для того или иного вида спорта, является лучшим концептуальным подходом к разработке оптимальной тренировочной программы. И по сей день этой старой концепции придерживаются отдельные тренеры.



Специфичность тренинга приводит к более быстрой адаптации организма. И как следствие – быстрое достижение высоких спортивных результатов. Но это не означает, что тренеры должны придерживаться такой методики, начиная с раннего возраста и до достижения физической зрелости.



Такой подход к вопросу спортивной подготовки детей является достаточно узким. Его минус состоит в том, что единственная цель – быстрое достижение высоких результатов путем специфических тренировок – может отрицательно сказаться на будущем юных атлетов. Ради достижения ускоренных результатов тренеры подвергают детей высокоспецифичному и интенсивному тренингу, не оставляя времени на создание базовой основы для надлежащего физического развития ребенка. Такой подход к подготовке юных спортсменов подобен попытке возведения высотного здания на непрочном фундаменте. Очевидно, что эта ошибка приведет к обрушению строения. То же самое происходит, когда юные атлеты узко специализируются на одном варианте тренинга. Интенсивная, однообразная тренировочная программа может свести на нет весь интерес к спортивным занятиям. Зачастую дети прекращают заниматься спортом прежде, чем они достигают полного физиологического и психологического развития.



Если мы заинтересованы в том, чтобы наши воспитанники успешно и продолжительно выступали на соревнованиях, то надо быть готовым к более позднему переходу к этапу специализации. Даже пожертвовать потенциальными краткосрочными достижениями. Это положительно скажется на выступлениях в соревнованиях на более поздней стадии подготовки юного спортсмена. Нам следует поощрять развитие юными атлетами двигательных навыков, которые им необходимы для достижения успеха не только в основном, но и в других видах спорта. Принцип разностороннего развития детей способствует тому, что у некоторых из них проявляются определенные наклонности к разным видам спорта. На основе тренерских наблюдений, с учетом заинтересованности воспитанника, к какой либо деятельности, мы можем предложить ребенку ту или иную специализацию.



В старшем возрасте, когда юные спортсмены определились со специализацией, когда они сами определяют цель своих занятий (достижение высших спортивных результатов, или поддержание хорошей спортивной формы) и решают поставленные перед ними задачи, не стоит забывать об игре. В данном случае игра направлена в основном на снятие физического и психологического напряжения от интенсивного цикла тренировок. А так же, игру можно использовать для развития морально волевых качеств, патриотического воспитания. Игра как часть досуга может быть использована на летних спортивных сборах. Для этого лучше всего использовать интеллектуальные, развлекательные игры, такие как: КВН, Что? Где? Когда? и т. п.



Так же в подготовке спортсменов старшего звена можно использовать спортивные игры других видов. Например: для развития реакции кикбоксеров неплохо было бы освоить настольный теннис; для укрепления ног можно сыграть в футбол на мелководье или на нечищеной от снега поляне (зависит от времени года). И таких примеров не мало.



Очевидно одно, что в подготовке спортсмена не зависимо от возраста, игра любой направленности (ролевая, интеллектуальная, военно-патриотическая, развлекательная, спортивная) должна иметь свое место.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ