ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ


В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляют к подготовке учащихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. В настоящий период исключительную значимость приобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями.

Один из недостатков в методике проведения самостоятельных работ состоит в однообразии их видов, используемых учителем. Большинство самостоятельных работ на уроках приходится на закрепление изложенного учителем материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Значительно меньшее число их используется при изучении нового материала.

Самостоятельная деятельность учащихся повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем проведена ее рациональная организация.

Проблема исследования следующая: каковы особенности организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения?

Решение данной проблемы определяет цель моего исследования – выявить и обосновать особенности, способствующие успешному процессу организации самостоятельной работы учащихся на уроках.

Объект исследования : организация самостоятельной работы в рамках учебно-познавательного процесса.

Предмет исследования: особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках.

Задачи исследования:

1. Определить особенности организации самостоятельной работы на уроках.

2. Выявить уровень сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.

3. Выявить взаимосвязь между использованием самостоятельной работы на уроках и уровнем сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.

Гипотеза исследования: процесс организации самостоятельной работы школьников будет протекать более успешно, если она будет:

- обеспечивать формирование умений и приемов учебной работы с различными источниками знаний;

-способствовать развитию познавательных способностей самостоятельности, творческого мышления школьников;

- систематически использоваться на уроках.


Использование самостоятельной работы на уроках влияет на уровень сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности и на качество знаний учащихся.

Мною были выявлены особенности организации самостоятельной работы, которые заключаются в отборе форм и методов, типов и видов самостоятельной работы, в соблюдении педагогических принципов ее организации.

Схематично это представлено на рис.

Особенности организации самостоятельной работы

педагогические

принципы


типы самостоятельной работы


методы самостоятельной работы


формы самостоятель-ной работы


Рис. Особенности организации самостоятельной работы

В ходе решения практических задач мною было проведено опытно-экспериментальное исследование среди учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов общеобразовательной школы N 28 г.Орска, обучающихся по одной программе. Количество учеников в 4 «А» классе- 20 человек, в 4 «Б» – 22 человека.

Цели опытно-экспериментального исследования заключались в следующем:

1. Выявить уровни сформированности самостоятельной деятельности учащихся.

3. Выявить взаимосвязь между использованием самостоятельной работы на уроках и уровнем сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся. Опытно-экспериментальное исследование делится на три этапа

Первый этап эксперимента - констатирующий.

Цель данного эксперимента заключалась: В выявление уровня сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся на момент начала работы.

Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащимся предлагалось выполнить ряд заданий. Содержание заданий было подобрано таким образом, чтобы выявить, как учащиеся владеют следующими методами самостоятельной работы:

  • самостоятельной работой с книгой (составление простого плана параграфа учебника, найти по учебнику ответ на заданный вопрос),

  • методом наблюдения (работа сравнительно-аналитического характера, умение выделять отличительные признаки)

  • методом анализа конкретных ситуаций (анализ явлений, перенос знания в типовые ситуации).

Результаты работы представлены в таблице 1 и в таблице 2. Из полученных результатов видно, что уровни сформированности самостоятельной деятельности и качество обученности на первом этапе эксперимента в обоих классах примерно одинаковы.

Таблица 1

Уровни сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся

классы

уровни сформированности

высокий

средний

низкий

4 «А»

20 %

40 %

40%

4 «Б»

19%

36%

45%


Таблица 2

Качество знаний


классы

Качество знаний

4 «А»

60%

4 «Б»

54%


При анализе работы учащихся было выявлено, что они не умеют самостоятельно работать с учебником: выделять материал, раскрывающий главные и второстепенные положения того иного явления, сравнивать сущность определенных явлений (экстремальная ситуация и чрезвычайная ситуация), выделять в них однородные признаки и специальные особенности, устанавливать сходства и различия между ними. Заученные правила, которые были усвоены на уровне произвольного запоминания, не превратились в подлинные знания и не могли быть использованы школьниками в качестве умений ориентироваться в предмете контрольных заданий.

Второй этап эксперимента – формирующий.

Его Цель: 1. Сформировать навыки и умения самостоятельной деятельности у учащихся;

Данный этап эксперимента проводился только в одном классе – в 4 «А», 4 «Б» класс являлся контрольным.

Формируя знания, умения, навыки в 4 «А» класса, я использовала различные формы и методы самостоятельной работы. Работа проводилась на всех этапах урока и на практических занятиях.

Самостоятельная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний заключалась в том, что учащихся необходимо было для более глубокого уяснения знаний и выработки умения применять изучаемый материал на практике (воспроизводящая и реконструктивная самостоятельные работы). Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением, которое называется переносом знаний. Суть его заключается в том, что в процессе самостоятельной работы учащимся приходилось усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях.

Самостоятельная работа по систематизации и обобщения знаний, умений и навыков сводилась к тому, что учащимся необходимо было проанализировать ситуации, обобщить и систематизировать полученные знания и применить их в сложившейся ситуации (т.е. использовалась вариативная самостоятельная работа).

Использовала различные формы самостоятельной работы – индивидуальная, парная, фронтальная. Применялись следующие методы самостоятельной работы – метод сравнения, тренировочные упражнения, метод анализа конкретных ситуаций, самостоятельная работа с учебником, которая включала в себя: заполнение таблиц, составление плана.

Третий этап эксперимента - контрольный.

Его Цель: Выявить уровень сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.

Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащимся предлагалось выполнить ряд заданий. Работа проводилось в двух классах в 4 «А» и в 4 «Б». Результаты работы представлены в таблице 8 и в таблице 9.

Таблица 3

Уровень сформированности самостоятельной деятельности учащихся

классы

уровни сформированности


высокий

средний

низкий

4 «А»

30 %

50 %

20%

4 «Б»

14%

41%

45%

Таблица 4

Качество знаний

классы

Качество знаний

4 «А»

80%

4 «Б»

54%


Из полученных результатов видно, что уровень сформированности учебных ЗУН в 4 «А» классе значительно отличается от уровня сформированности учебных ЗУН в 4 «Б» классе.

Для выявления уровня сформированности самостоятельной деятельности учащихся на первом и на третьем этапе эксперимента была проведена самостоятельная работа. Полученные результаты уровней сформированности, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Уровни сформированности самостоятельной деятельности учащихся

классы

уровни сформированности

высокий

средний

низкий

1 этап

3 этап

1 этап

3 этап

1 этап

3 этап

4 «А»

20

30

40

50

40

20

4 «Б»

19

14

36

41

45

45

Из таблицы 5 видно, что в классе, в котором проводился формирующий этап эксперимента (4 «А») произошли значительные изменения. Так, уровень сформированности самостоятельной деятельности учащихся, оцененный как «высокий» увеличился в 1,5 раза, «средний» – увеличился в 1,25 раза, «низкий» – уменьшился в 2 раза. Так же произошли изменения и в контрольном классе (4 «Б»). К сожалению, уровень сформированности сам. деятельности, оцененный как «высокий» уменьшился в 1,33 раза, «средний» увеличился в 1,13 раза, остался без изменений уровень сформированности, оцененный как «низкий».

Сравнивая результаты качества знаний на первом и на третьем этапе эксперимента (результаты представлены в таблице 6) видно, что процент качества знаний в 4 «А» классе увеличился на 20 %. В 4 «Б» классе остался без существенных изменений.



Таблица 6

Качество знаний

классы



Качество знаний

1 этап

3 этап

4 «А»

60 %

80 %

4 «Б»

54 %

54 %


Опираясь на результаты исследования, можно утверждать, что систематическое вовлечение учащихся в деятельность по выполнению различных видов и типов самостоятельных работ, с использованием разнообразных форм и методов организации самостоятельной работы, способствует формированию у школьников опыта самостоятельной деятельности, повышает одновременно качество обученности, позволяет достичь более высоких результатов в усвоении школьниками программных знаний. Таким образом, яподтвердила гипотезу своего исследования.

Проведенное исследование показало:

- систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний;

- тщательно продуманная методика проведения самостоятельных работ обеспечивает формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной учебной работы с различными источниками; систематическое использование самостоятельной работы на уроках влияет на уровень сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности (повышает).


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ