История становления дополнительного образования


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ СПО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Спецвопрос на тему:


История становления

дополнительного образования

в 90-е годы



специальность 050710

Педагогика дополнительного образования




Студентки 5 курса

Артюшиной Ларисы Витальевны





ВОЛОГДА

2007

Содержание


  1. Введение 3

  2. История становления дополнительного образования в 90-е годы XX в. 4

  3. История становления дополнительного образования на примере Дворца творчества детей и молодежи. 7

  4. Заключение 11

  5. Список литературы 12

1. Введение


Цель работы: В теоретическом и практическом аспектах показать историю становления дополнительного образования в 90-е годы.

Задачи:

  1. Показать процесс превращения внешкольной работы в дополнительное образование в 90-е годы XX в.

  2. Проследить реализацию этих изменений в конкретном учреждении на примере Дворца творчества детей и молодежи.

Актуальность данной работы в том, что в ней прослеживаются процессы, происходившие в период становления дополнительного образования как системы, а также их отражение в деятельности конкретного учреждения.

Система дополнительного образования возникла в начале 90-х годов из внешкольной работы. В связи с изменением статуса ей требовалось и множество других принципиальных изменений в организации деятельности системы. 90-е годы стали этапом коренных преобразований, разрешения противоречий. Сейчас система дополнительного образования активно развивается, но начало этому развитию было положено именно в 90-е годы. Поэтому очень важно проследить причины и закономерности ее развития, чтобы использовать этот опыт в будущем для достижения лучших результатов.2. История становления дополнительного образования в 90-е годы XX в.


Дополнительное образование детей – это особая сфера образования, которая реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях. Дополнительное образование является подсистемой общего образования, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает целостностью и единством составляющих элементов, связанных друг с другом.

Внешкольная работа с детьми и подростками «по интересам» велась еще с середины XVIII века и, как и дополнительное образование, имела целью удовлетворение потребностей детей, организацию содержательного досуга и профессиональную ориентацию. После падения советской политической системы и перехода к рыночной экономике система образования, как и другие общественные институты, ощутила потребность перемен. На развитие системы дополнительного образования оказали влияние факторы:

  1. Смена ценностных ориентиров, отказ от ограничений в сфере образовательной деятельности. На волне освобождения от инструкций и правил стали разрушаться методические отделы и вытесняться воспитательная работа. Осознав необходимость систематического методического сопровождения, учреждения дополнительного образования стали восстанавливать методические структуры.

  2. Сокращение финансирования, в связи с чем стало сокращаться число внешкольных учреждений, резко ухудшилась материально техническая база. В начале 90-х расходы на образование составляли 4 – 6 % от расходной части бюджета, что являлось половиной от потребности. Стремясь избежать разрушения системы, многие руководители органов образования и внешкольных учреждений стали вводить платные образовательные услуги, искать помощи у частных лиц и различных фондов.

Огромную роль в сохранении и развитии отечественной системы образования сыграл закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году. В Законе целый раздел посвящен дополнительному образованию. Таким образом, был введен новый термин и дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в систему дополнительного образования. Таким образом, система дополнительного образования возникла в России в 1992 году и явилась преемником внеклассной и внешкольной работы. Главное отличие от своего предшественника в том, что дополнительное образование ведется так же, как и другие типы и виды образования – по конкретным образовательным программам.

В законодательной области на федеральном уровне приняты важные документы, обосновывающие стратегию развития учреждений дополнительного образования детей, их типологию, правила аттестации и аккредитации, направления и содержание дополнительного образования. Эти постановления позволили решать много проблем управленческого и организационного характера, поддержать многообразие учреждений дополнительного образования. Появились такие новые учреждения и объединения как школы раннего развития для дошкольников; гимназии и лицеи в составе учреждений дополнительного образования детей; культурно образовательные центры, объединяющие общеобразовательную школу и учреждения культуры (клуб, ДМШ, ДХШ, библиотека, музей); центры христианской культуры; экологические и здравоохранительные объединения, компьютерные клубы, теле-, видео- и фотостудии. Возрождается интерес к военно-спортивным и спортивно-техническим видам деятельности.

Произошли очень важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования. В учреждениях стали создавать свои образовательные программы, в которых формулируется единый подход, общая философия деятельности. Педагоги имеют также возможность знакомиться с программами своих коллег благодаря появившимся новым периодическим изданиям. Начался выпуск серии книг «Воспитание и дополнительное образование детей». Развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения выли выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, О.Е. Лебедева, М.Б. Коваль, В.И. Панова, Г.Н. Поповой, А.И. Щетинской.

Началась подготовка педагогов дополнительного образования в колледжах. Изменилась ситуация с повышением квалификации педагогов дополнительного образования. Курсы, которые проводятся в ИПК, приобретают большую эффективность.

По данным Министерства образования в 1998-1999 годах число учреждений дополнительного образования разной ведомственной принадлежности составляло 17 тысяч и охватывало 9,5 млн. детей, в среднем около 40 %детей.

Сформировались наиболее перспективные направления дополнительного образования:

  1. Культурно-этнографическое.

  2. Духовное.

  3. Профессионально-ориентирующее.

  4. Социально-адаптирующее.

Рассмотрим Дворец творчества детей и молодежи г. Вологды как одно из учреждений дополнительного образования детей.


3. История становления дополнительного образования на примере Дворца творчества детей и молодежи.


Дворец творчества детей и молодежи (далее Дворец) - самое крупное многопрофильное учреждение дополнительного образования города Вологда. Оно основано в 1940 году как Дом пионеров и школьников. С открытия Дома пионеров здесь работали кружки фото, кройки и шитья, радиотехнический кружок, изостудия, в которых занималось 160 детей. Деятельность продолжалась и в годы Великой Отечественной войны, открывались новые кружки: балетный, хоровой, драматический, военный. Увеличивалось число воспитанников, которых стало 460 человек.

С 1989 года городской Дом пионеров разместился в современном

четырехэтажном здании, а в 1990 изменил название на Центр творчества детей и подростков. В структуру Центра входило 8 подразделений, в которых занималось более 2 тысяч детей в 180 группах. Педагогический коллектив Центра составлял 65 человек.

С 1997 года значительно выросло количество педагогов и воспитанников. Решением Администрации города Вологды 12 подростковых клубов по месту жительства стали филиалами учреждения: клуб «Северный», «Мечта», «Глобус», «Алые паруса».

В 1999 году Учреждение насчитывало 3400 детей. Педагогический коллектив в составе 108 человек, родительская общественность и воспитанники обсудили и приняли новую редакцию, которая была приведена в соответствии с типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, в связи с этим произошло еще одно изменение названия, теперь это - Дворец творчества детей и молодежи. Неизменным осталось его главное предназначение - развивать творчество, инициативу школьников.

С переходом на новый статус во Дворце сохранено и получило дальнейшее развитие все лучшее, что было накоплено в предшествующие годы.

Основным видом содержательной деятельности в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является образовательная. Она определяется как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников ДТДиМ, направленная на решение задач образования, воспитания, обучения и развития личности, формирования системы нравственно-эстетических отношений в коллективе детей и взрослых. Основная цель образовательной деятельности - такая организация обучения, при которой создаются лучшие условия для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей. Исходной позицией такого подхода является видение обучающегося не объектом, а субъектом обучения, что возможно при условии развития таких личностных качеств, как коммуникативность, самостоятельность, активность.

Организация учебно-воспитательного процесса ДТДиМ имеет свои особенности:

- обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- детям предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития);

- коллектив Дворца создает наиболее комфортные условия для детей на занятиях.

Образовательная деятельность Дворца творчества детей и молодежи строится в соответствии с образовательной программой и реализуется в 297 объединениях, где обучаются 4289 детей в возрасте от 4 до 18 лет.

Деятельность Дворца реализуется через 147 образовательных и воспитательных программ, из них 74 на базе Дворца; 73 в структурных подразделениях Дворца.

Во Дворце реализуется комплексная программа школы раннего развития "Малышок", которая существует уже 7 лет, где дети с 4 лет осваивают предметы эстетического и образовательного направления.

Дворец творчества предоставляет детям возможность получения до профессиональной подготовки и начального профессионального образования.

В мастерских творческого объединения "Вологодские истоки" педагоги организуют творческую деятельность детей по возрождению, сохранению и развитию народно-художественных промыслов г. Вологды, развивают у детей умения, навыки и приемы традиционной художественной обработки материалов. Наряду с этим педагоги ведут большую методическую работу: на базе мастерских вязание, макраме, гончарное ремесло, работают стажерские площадки для учителей города и области.

Творческие способности дети реализуют в многочисленных коллективах и студиях художественного направления.

Педагоги коллектива "Радуница" формируют художественный вкус детей, способствуют их духовному развитию посредством изучения народно-песенного поэтического творчества.

Театр-студия "ПодРосток" отработала во Дворце 8 театральных сезонов, в репертуаре студии 15 спектаклей. Педагоги работают над становлением личности ребенка в театральном коллективе.

Особой популярностью у ребят пользуются танцевальные коллективы, их во Дворце четыре: это старейший коллектив народного танца "Радуга", коллектив эстрадного танца "Сюрприз", коллектив бального танца "Ритм" и студия "Ева-балет", в которой ребята познают азы классического танца, джаз и модерн-танца.

Для увлеченных спортом ребят интересны занятия в спортивных коллективах: карате-до, самбо, дзюдо. Больше десяти лет во Дворце существует коллектив "Юные грации" - коллектив художественной гимнастики.

Деятельность ДТДиМ многопланова. Это городской центр методической работы с детскими общественными организациями, подростковыми клубами, летними оздоровительными и профильными лагерями, учреждениями дополнительного образования.

В информационно-методическом отделе Дворца находят ответы на свои вопросы и педагоги-организаторы, и классные руководители и заместители директора по воспитательной работе.

С целью создания условий для развития ученического самоуправления в школах города с ноября 1997 года создан городской ученический совет самоуправления (ГУСС).

С 2001 года Дворец сотрудничает с Вологодским педагогическим колледжем, обеспечивая базу и кадры для подготовки будущих педагогов дополнительного образования.

За 60 лет во Дворце сложилось много традиций. Например, первое Воскресение сентября - это день открытых дверей, а 19 мая - проходит гала-концерт творческих коллективов Дворца, традиционными стали праздники - день семьи, день матери, а также ярко и незабываемо проходит Новогодняя кампания для городских школьников.

К началу XXI века сформировались наиболее перспективные направления дополнительного образования:

  • научно-техническое,

  • эколого-биологическое,

  • туристско-краеведческое,

  • спортивно-техническое,

  • культурологическое,

  • социально-педагогическое,

  • художественно-эстетическое,

  • физкультурно-спортивное,

  • естественнонаучное,

  • военно-патриотическое.

4. Заключение


Анализ преобразований, проводившихся в 90-е годы, говорит о том, что в нашей стране сложилась достаточно жизнестойкая система дополнительного образования, вобравшая в себя многое из того, что было во внешкольном образовании. Эта система получила законодательное обоснование, и, развиваясь, укрепила методическую, кадровую, материально-техническую базу. Однако для достижения более высоких результатов в XXI веке предстоит решить множество сложных проблем:

  • Усиление законодательной базы;

  • Создание целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в вузах и ИПК;

  • Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;

  • Поиск наиболее эффективных связей школы и учреждения дополнительного образования, развитие новых форм сотрудничества с общественными и государственными организациями;

  • Создание нового поколения программ, пособий, учебников для системы дополнительного образования, а также аудио-визуальных, компьютерных материалов, отвечающих современным требованиям;

  • Поиск путей интеграции в систему дополнительного образования социально неблагополучных детей.

5. Список литературы:


  1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2002. – 352 с.

  3. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000.

  4. Методические материалы Дворца творчества детей и молодежи.


1

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ