Классный час "Блокадный дневник Тани Вассоевич"

Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №21

Муниципального образования Тимашевский район




Блокадный дневник Тани Вассоевич



Классный час








подготовила

учитель географии

Колесникова Наталия Валерьевна






Блокадный дневник Тани Вассоевич .

Урок мужества

посвящен детям блокадного Ленинграда



Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины.

Задачи:

  • привлечение интереса к героическому прошлому блокадного Ленинграда,

  • способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;

  • развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи,

Ход мероприятия:


Учитель: Ребята!  Наш классный час посвящен 70-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 27 января 1944г – день радости сквозь слезы, день счастья сквозь печаль.

Ученик: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. И нет покоя выжившим, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец! 

Ученик:


Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги

Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Бей сердце!
Стучи несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!
... Сотый день догорает
Как потом оказалось.
Впереди ещё 800 !
 



 Учитель:  Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город. Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей. Жила-была девочка. Звали её Таня Вассоевич.


Мама, брат, которому было 15 лет, он был старшим, мне было 13. Все жили на зарплату папы. Он был совершенно некабинентным ученым.  Война его застала   в экспедиции, ему было 40 лет, очень здоровый мужчина, и мы  считали, что он на фронте.


Учитель: Вячеслав Михайлович Молотов по радио объявил о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз Блокадный дневник Тани начинается с 22 июня 1941г., с того момента, когда


http://world-war.ru/wp-content/uploads/2013/04/dnevnil.jpg



















Она начала вести дневник 22 июня 1941 г. И почти везде иллюстрации: Таня Вассоевич занималась рисованием в Доме пионеров. Вот 23 июня: Таня с подругой пришли на урок, а учитель убирает мольберт, уходит на фронт. Дальше — о том, как наравне со взрослыми дети роют траншеи, часами  дежурят во дворе, тушат зажигательные бомбы.

http://world-war.ru/wp-content/uploads/2013/04/dnevnik1.jpg













Ученик:


Девчонка руки протянула,
И головой о край стола,
Сначала думали, уснула,
А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки – после похорон.



25 утром тревога, через час — еще одна. Каждую тревогу к  нам спускается много ребят, бабушек и матерей с детьми. Все сидят в коридоре. У нас был не коридор, а такая большая  прихожая в этом доме, максимально отгороженная от бомб, если не прямое попадание. Там мы ставили стулья, и 15 человек могли поместиться. Кто дремал, кто читал книжки, но потом всем это надоело, представьте — 7-10 тревог в день, и нужно только ходить вверх-вниз, и больше ничего.


Учитель: В эту страшную блокадную зиму они с братом особенно сблизились. Володя был на два года старше, до войны  увлекался биологией. Вся квартира была заставлена аквариумами и цветами. А она хотела поступить в Академию художеств. Прячась под одеялом от холода, они рисовали бассейны и оранжереи. Рядом работала библиотека, и дети запоем читали книги. Удивительно, но в дневнике очень мало об ужасах голода, зато очень много о том, что сделано, нарисовано, прочитано.


20 января к нам пришла учительница музыки Мария Михайловна и рассказала, что ее муж умер от голода. И брат тогда сказал ей: «Марья Михайловна, почему же Вы не сказали, что он умирает от голода? Я бы отдал ему свой хлеб». Это было 20-го. А 23-го брат сам умер от голода.

Брат лежал в коридорчике. Мама говорила: «Подойди, поцелуй брата, он такой же, только холодный». Но я не могла этого сделать, я не поцеловала брата.

А потом нужно было оформить свидетельство о смерти. Я пошла по 3-ей линии, а в это время обстреливали, снаряды летели — а мы совершенно равнодушны, ну, свистят и летят. Но они же в тебя не попали! Дошла я до поликлиники, регистратор достала карточку Вассоевича Владимира Николаевича и крупным почерком, медленно-медленно писала слово «умер».

Вот это было страшно!

В доме 41 жила девочка, с которой я занималась в Доме пионеров, Клара Грекова. Она была на два-три года младше меня, мы с ней вместе рисовали в Доме пионеров. Она с бидончиком приходила за водой, вот такое место свиданий у нас здесь было. Сначала она пришла и сказала, что папа умер, потом — что мама умерла, и она осталась одна — у нее никого не было на свете. 

Ученик:



Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.



А через 20 дней умерла мама. Стало значительно сложнее и с гробами, и с похоронами. Не стало ни дерева, ни досок. Пришлось отдавать за гробы крупу. Уже тот гроб был не голубой, а  просто дощатый. Мама лежала 9 дней дома. У нас была громадная солнечная комната, 40 метров. Мама лежала, пока я придумывала, как можно похоронить.

Учитель: Мама умерла спустя две недели. Как раз в этом месте дневника пропуск. 
А  в апреле 42-го Таню эвакуировали по зыбкому льду Ладожского озера. 

Ученик:


Все это называется - блокада.

И детский плач в разломанном гнезде...

Детей не надо в городе, не надо,

Ведь родина согреет их везде.

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паек,

Нести домой. Не смеет неизменно

Его преследовать ребячий голосок.

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя нам слышать детских ножек бег.

Бомбоубежищ катакомбы

Не детям бы запоминать навек.

Они вернутся в дом. Их страх не нужен.

Мы защитим, мы сбережем их дом.

Мать будет матерью. И муж вернется мужем.

И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.



Учитель: Когда в руки историков попадут записи людей, переживших блокаду, они поразятся тому, как мало сделало государство для того, чтобы в послевоенное время  поддержать тех, кто пережил нечеловеческие страдания в период битвы за Ленинград. При этом мы никогда не должны забывать о том, что битва за город была самой продолжительной и самой кровопролитной битвой II Мировой войны. Ну, а те, кто в блокированном Ленинграде, несмотря на голод  и холод делал дневниковые записи — по сути дела, фиксировал события величайшего исторического значения.


































Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:

http://www.world-war.ru/blokadnyj-dnevnik-tani-vassoevich/

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=413288&cid=48

http://news.rambler.ru/23293638/











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ