Классный час: Прощать – значит любить
Классный час: Прощать – значит любить.
Цель: подготовить подростков к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого.
Задачи:
Развивать умение осмысленно воспринимать информацию, развивать рефлексию и эмпатию.
Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Ход классного часа
Учащиеся садятся в круг, берутся за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра, единения.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас.
Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы –я и ваши родители- читали и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.
Зачитывается стихотворение « Трусиха»
Учитель. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?
Ответы учащихся (все отвечают по кругу):
-Парень струсил. Скорее всего девушка не захочет с ним встречаться, так как ей стыдно за него.
-Парню стыдно за свое поведение, и они могут встретиться, но через некоторое время.
-Они могут продолжать встречаться, но отношения будут уже не те.
Учитель. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента?
Учащиеся: Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню..
Учитель. А что чувствует юноша?
Учащиеся. Вину, стыд за себя, гордость за девушку…
Учитель. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки пожалуйста… Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы учащихся (по кругу) :
-Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
-Человек борется с обидчиком даже в своих мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
-Возникают сомнения в существовании справедливости.
-Жизнь кажется хуже…
Учитель. А есть среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?...Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Какие чувства испытывает человек, обидевший другого,- обидчик?
Ответы учащихся (все отвечают по кругу):
-Гнев, агрессию, боль, чувство вины
-Жажду примирения.
-Он переоценивает восстановленную справедливость или себя самого.
Учитель. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мать?
Учащиеся. Предстоит налаживать отношения.
Учитель. Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев- «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия:
« Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первый сделает то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: « Чего же хотят оба?»
Ответы учащихся (все отвечают по кругу):
-Примирения.
-Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить…
Учитель. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответы учащихся (все отвечают по кругу):
-Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно « отпустить вину», дать возможность почувствовать, что он прощен.
-Если ситуация не ущемляем чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить…
Учитель. Существуют вечные, непроходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Ее-то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс ванн Рейн Рембрандт.
Нам нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет – « Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепоглащающей любви.
( Читают притчу).
Учитель. Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный?
Ученики. Встреча отца и сына.
Учитель. Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины.(Демонстрирует репродукцию.) Внимательно рассмотрим картину. Провести беседу нам помогут вопросы написанные на доске:
1.История создания картины (создана в 1669 году, незадолго до смерти художника).
2.Отец и сын:
-Чьи фигуры изображены в центре картины?
-Видно ли лицо сына?
Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?
-Что говорит о его раскаянии?
-Каким чувством проникнут отец?
-Что выражают руки и лицо старика?
3.Реакция окружающих:
-Что выражают лица стоящих рядом?
-Говорят ли люди, пытаются ли вмешаться?
4.Композиция картины.
5. Идея картины.
После беседы учитель расставляет на четырех столах таблички: «Отец», «Блудный сын», «Старший брат», «Близкие друзья семьи».
Учитель. Предлагаю вам пересесть за любой стол. Слушая рассказ, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц.
(Звучит рассказ)
(Учитель просит ребят порассуждать о позиции художника- согласиться или поспорить с ним. Им предлагается ролевая игра: учитель- корреспондент, берущий интервью, ученики- персонажи картины)
Игра.
Учитель. « Отец», скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушел из дому, взяв полагающееся ему наследство?
-Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося домой сына?
-Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?
-« Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца, встречавшего вас с радостью?
-О чем вы подумали, когда пришли в себя?
-Как изменится впоследствии ваше поведение?
« Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
-Каково ваше отношение к брату?
-« Друзья семьи»,чего, на ваш взгляд, заслуживает блудный сын?
-Что вы думаете о реакции отца на возвращение сына?
-Кто, по-вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
Спасибо. А теперь вопросы ко всему классу. Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?
Учащиеся. Им руководило чувство любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.
Учитель. Да, отец умел любить, простить ошибку сына забыть об оскорблении.
Учитель. Кто, по-вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету: « Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
Учащиеся. Старший сын.
Учитель. Притча- это, как известно, большой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учит эта притча?
Учащиеся. Милосердию, прощению.
Подведение итогов.
Звучит песня Е.Крылова «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гости из будущего».
Учитель. Песня, которая сейчас прозвучала,- мое пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной- зависит от вас! Французский писатель Антуан Экзюпери сказал : «Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ