Коллектив как фактор социализации подростков
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Филиал ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
в г. Челябинске
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент
Девятова И.Е.
Автор:
студентка группы ЮУЗ-01-10
Браун Н.В.
Челябинск
2011СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Социализация в коллективе 6
1.1 Понятие социализация 6
1.2 Коллектив как социальная группа 10
2 Межличностные отношения в коллективе 16
2.1 Межличностные отношения детей и подростков 16
2.2 Создание условий для эффективной социализации в коллективе 27
Заключение 39
Литература 41
Приложение А 43ВВЕДЕНИЕ
Любая организация, в том числе и школьное объединение, может нормально функционировать и развиваться благодаря складывающейся в ней системе межличностных отношений. Неформальный коллектив, стоящий за организацией и наполняющий ее жизнью, общее «Мы», характерное для группы, делающей общее дело, имеет свою систему устоявшихся связей между детьми. Именно отношения детей в группе видны «со стороны». И именно они являются показателем зрелости группы, способности ее брать на себя ответственность за достижение общей цели.
Здоровый, благоприятный психологический климат в коллективе не складывается сам собой, особенно если речь идет о детях, не имеющих достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для построения и функционирования просоциальной группы необходимо постоянное руководство взрослого человека.
Ухудшение психологического климата можно заметить по ухудшению общения детей: снижения количества и культуры общения. И, главное, нормальными межличностными отношениями в группе нельзя назвать «пустые» отношения, когда дети не заняты совместным, интересным и полезным делом. При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными [11, с. 56].
Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива [13, с. 286].
Изучением значимости атмосферы взаимопонимания в коллективе занимались В.Б. Ольшанский [24], Н.П. Аникеева [4] и В.П. Андреева [3]. Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин и Б.С. Волков занимались изучением проблемы статусно-ролевых отношений.
Множество литературы написано о проблемах социализации в коллективе, но она уже во многом устарела, современной же литературы по данной проблеме не достаточно. Поэтому данная тема является актуальной.
Тема исследования – коллектив как фактор социализации подростков
Цель исследования – рассмотреть процесс социализации личности подростка в коллективе.
Объект исследования – подростковый коллектив
Предмет исследования – особенности социализации в подростковом коллективе.
Задачи исследования:
1. Изучить в педагогической литературе проблему социализации подростков в коллективе
2. Выявить особенности социализации в коллективе
3. Охарактеризовать проблему межличностных отношений в коллективе
4. определить условия для эффективной социализации в коллективе
5. Обобщить и сформулировать выводы по теме
Методы исследования:
а) анализ литературы по данной теме
б) обобщение и систематизация материалов
в) абстрагирование
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что были обобщены знания по вопросам социализации подростка в коллективе, была предложена программа коррекционно-развивающих занятий для формирования сплоченного коллектива.
1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие социализация
Во многих источниках понятие «социализация» трактуют по-разному, «…процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта», «… процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит», «…процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» и т.д.
В своей работе мы опираемся на определение А.В. Мудрика, социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [22, с. 9].
Социализация протекает во взаимодействии индивида с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие, так называемых факторов. Все факторы социализации условно объединены на четыре группы.
Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех, живущих в определенных странах.
Третья – мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Четвертая – микрофакторы – факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей. Которые с ними взаимодействуют, - семья, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум [22, с. 10-11].
Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы.
В наиболее общем виде коллектив можно определить как формальную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.
Коллектив – высокоразвитая группа, которая создается ради какой-либо деятельности. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении. Для того чтобы назвать группу коллективом, она должна соответствовать ряду признаков: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству.
В воспитательной организации создаются первичные коллективы (классы, кружки, секции, клубы и т.п.), совокупность которых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации.
Коллектив функционирует в определённой среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности.
В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определённой мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.
Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя. Первый – нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй – нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий – нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.
В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения. Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива не однородный сплав. Оно распадается как минимум на два сектора. Один – ценности и нормы для всех членов коллектива, которые регламентируют коллективно значимое поведение личности. Другой – те нормы и ценности, которые, в принципе не противореча первым, предоставляют отдельным группам и членам коллектива возможности для некоторой самобытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития и духовно-ценностной ориентации личности.
В любом коллективе складываются две структуры отношений – формализованная и неформализованная.
Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Формализованная структура отражает деловые отношения всех членов коллектива и отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива.
Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы [15, с. 32-33].
Характер отношений в коллективе определяется полем интеллектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в разных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития и духовно-ценностной ориентации его членов.
Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни [25, с. 134].
Согласно самому общему определению, социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе". Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:
а) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности
б) процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах
Определения понятия социализации, кроме процесса обретения социальной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае неизбежна - концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции - "личность" и "общество". Это значит, что все процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность и полифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или термин должны иметь свои границы [17, с. 28].
1.2 Коллектив как социальная группа
Коллектив является одним из видов социальной малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы [23, с. 113-114].
Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:
а) внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций
б) групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы
в) собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп
г) групповым давлением, т. е. воздействием на поведение членов группы
д) общими целями и задачами деятельности
е) стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач
ж) закреплением традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.)
Немногочисленная группа людей, которые каждодневно осуществляет вместе деятельность, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обычно по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятиями, семейными и социальными проблемами и т. д. Между членами этих небольших, построенных на межличностных отношениях, социальных групп часто складываются прочные узы дружбы, которые простираются на всю их социальную жизнь далеко за пределы организации. Отдельные члены группы обычно отождествляют себя со своей группой, так что они исповедуют ценности, принятые в группе, как свои собственные. Группа становится неким продолжением самого индивидуума. В группе складывается представление о том, что есть правильное поведение ее членов [3, с. 11].
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.
Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность капитана, старосты и т.д. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя, другие — более строгого и авторитарного. Далее роль передается человеку, и очень важным становится фактор его личности и индивидуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят, и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень трудно справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывается, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».
После того как человек понял роль, он должен ее принять или отклонить как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям.
Следующий этап в системе ролевого поведения — исполнение роли — имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Последняя производится как самим человеком в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, и в соответствии с этим необходимо корректировать свое поведение.
Второй «кит» в социальной структуре группы — профессионально-квалификационные характеристики. В них включаются степень образования, особенности, таланты. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.
Третий «кит» — половозрастной состав группы. Для преподавателя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения, ибо каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать [15, с. 81].
Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.
До сих пор мы говорили о социальной структуре группы, которая формируется официально. Но в любой группе, независимо от нашего желания, складывается невидимая на первый взгляд внутренняя социально-психологическая структура.
В группе собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальностью, имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга [20, 198-199].
В группе складываются межличностные отношения — субъективно переживаемые отношения между ее членами. Они объективно проявляются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в распределении ролей в группе.
Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный.
Другие роли — фаворит лидера, «шестерка», спонсор (кошелек), халявщик, тормоз, клоун, миротворец, сострадалец и пр. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Возникает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют. Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы», носителя этой роли за человека никто не считает, и его могут даже не защищать, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из группы, последняя распадалась. Аналогичные ситуации фиксировались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «паршивая овца» [21, с. 84].
Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки: возрастной состав, половой состав (группы младших подростков чаще однополые, а юношей — нередко смешанные), социальный состав (только школьники, только учащиеся ПТУ, те и Другие плюс кто-то еще).
Значение группы сверстников в процессе социализации стабильно растет от раннего детства к юности, когда это значение достигает своего максимума, а затем с возрастом снижается, но не исчезает даже в старости (наоборот, в старости роль группы сверстников может вновь стать довольно важной).
Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.
Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке [27, с. 63-64].
Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов:
а) социально-психологическая адаптация – активное приспособление к педагогической деятельности и вхождения в новый коллектив, усвоение норм, правил, требований, традиций данного учреждения
б) выявление действенного актива коллектива – организаторов коллективной деятельности, пользующихся авторитетом у коллектива
в) высокий уровень сплоченности – благоприятный психологический климат, доброжелательный фон взаимоотношений, эмоциональное сопереживание
Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива.
В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами.
Успешность социализационных процессов в любом обществе во многом определяется: привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения "правил общественной жизни" в широком смысле слова; успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся); умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни. А в конечном итоге - поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, воспроизводством структур, обеспечивающих социальный порядок. Таким образом, социализацию в коллективе следует рассматривать как один из основных социообразующих, процессов, проявляющийся на всех уровнях [6, с. 48].
2 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Межличностные отношения детей и подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.
Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса – с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа антагонистична классному коллективу.
Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива [16, с.26].
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий [26, с. 258].
Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.
Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.
Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера [4, 19-20].
С переходом во вторую половину подросткового возраста (примерно с VI класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении – аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми [12, 39].
На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит, и во что бы то ни стало, стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров [1, с. 26].
Коллектив — наиболее конструктивная, долговременная и работоспособная фаза группы. Наибольшую эффективность он показывает при отсутствии одного лидера и привычке работать при сменном ситуативном лидерстве. Такой коллектив имеет высокую степень взаимозаменяемости членов группы, когда болезнь или иные обстоятельства, по которым выпадают из работы одни члены группы, не парализуют работу, и группа способна эффективно действовать и самостоятельно принимать необходимые для эффективной работы решения.
Множественность лидеров характерна не только для временной оси, когда лидеры меняются во времени, но и для пространственной, когда группа легко разделяет полномочия между членами и делегирует принятие решений в рамках одних задач — одним, в рамках других — другим.
Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».
Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в V – VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.
В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием [19, с. 27].
С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.
Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать [14, с. 82]. По данным Б.С.Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства [8, с. 126]. В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.) [18, с. 36].
Противоречивость этих данных может объясняться различием, как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу (приложение А).
Чем бы ни определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно.
Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения [14, с 27].
Коллектив, в отличие от корпорации, как правило, легко принимает новичков, втягивает их в свою систему открытости отношений и ситуативного лидерства. Попавший в уже сложившуюся группу новичок сам, как бы в одиночку, проходит все фазы, доходя до той, на которой группа остановилась в своём развитии. Продвижение новичка в коллективе происходит быстро, но он всё равно проходит и группирование, первоначально с кем-то наиболее симпатичным из базового коллектива, потом восторженную кооперацию и т.д.
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений, на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина. Главная черта межличностных отношений – их эмоциональная основа. «Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы».
Атмосфера взаимоотношений, которая устанавливается в конкретном коллективе, является определяющим фактором для проявления всех форм взаимодействия между людьми. Н.П. Аникеева в книге «Учителю о психологическом климате в коллективе» пишет: «В основе всякого влияния человека на человека лежит их взаимная зависимость. Давно замечено, что человек, вступая в контакт с другими людьми, не только чувствует себя по-иному, чем наедине с собой, но у него по-иному протекают психические процессы» [4, с. 74]. Даже простое присутствие других людей приводит к эффекту социальной фасилитации, представляющей собой тенденцию «побуждающую людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи» [18, 23].
В.Б. Ольшанский выделяет возможные типы взаимного влияния на деятельность друг друга: взаимное облегчение; взаимное затруднение; одностороннее облегчение; одностороннее затруднение; независимость (наблюдается крайне редко) [24, с. 52]. Это говорит о том, что существует психологическая совместимость людей в коллективе, особенно при выполнении ими совместной деятельности и общении. Даже почти не зная друг друга, люди в одной группе уже к одним членам группы испытывают симпатию, а к другим антипатию, проявляя, таким образом, готовность вступить в межличностные отношения, характер которых будет либо конструктивным, либо конфликтным.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, «системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии» [9, с. 16].
Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностного восприятия и коммуницирования. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия. Причем рефлексия понимается не в философском смысле, а «…под рефлексией понимается осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия того, как он воспринимается своим партнером по общению» [3, с. 9].
Обычно вводят коммуникативное измерение групповой структуры. Коммуникации указывают на субординированность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной касающейся группы информации. «Точно установлено, что обладание информацией позитивно и весьма тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе и что, как правило, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений, и они носят более благоприятный (дружелюбный) характер, нежели сообщения, посылаемые низкостатусным индивидам».
Успешность решения группой своих задач, может определяться моментом зрелости группы, или уровнем группового развития. Уровень группового развития - характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Традиционно в психологии параметрами сформированности группы выступали время ее существования, число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), наличие сложившихся отношений власти и подчинения и др. «Анализ социально-психологических трактовок группы к коллективным свойствам позволил отнести устойчивость существования, преобладание интегративных тенденций, достаточную отчетливость групповых границ, возникновение чувства «Мы», близость норм и моделей поведения и др.» [10, с. 72].
В качестве основания для выявления уровня группового развития принимается деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений.
В коллективе, в отличие от малых групп менее высокого уровня развития есть условия для самоопределения личности. Эта возможность неизбежно возникает, когда объединенные в группу дети заняты совместной, причем общественно значимой, деятельностью, т.е. прочно связаны друг с другом схожими ценностями, мотивами, переживаниями и имеют необходимость понимать друг друга, договариваться друг с другом. Это сказывается в снижении конформизма в коллективе, большим принятием разных, пусть даже противоречивых точек зрения. Самоопределение личности можно считать особенностью межличностных отношений в коллективе. Подлинное самоопределение личности возникает в том случае, когда ее поведение в условиях естественно возникшего или специально организованного группового давления обусловлено не непосредственным влиянием группы и не индивидуальной склонностью человека к конформности, а, главным образом, принятыми в группе целями и задачами деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями. В группе высокого уровня развития, в отличие от диффузной группы, такой способ является преобладающим и потому выступает как особое качество межличностных отношений. В высокоразвитой группе межличностные отношения имеют преимущественно опосредствованный характер, обусловленный содержанием, ценностями и целями совместной деятельности. Многоуровневая структура межличностных отношений.
В качестве основания для выявления уровня группового развития принимается деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. «Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: группы высшего уровня социально-психологического развития (коллективы), просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам» [21, с. 89].
Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функционирующее в рамках системы образования, выполняет социализирующую функцию, служит своеобразным «проводником» общественных норм и требований к детскому сообществу и личности каждого ребенка в отдельности.
2.2. Создание условий для эффективной социализации в коллективе
Условия, в которых происходит взаимодействие членов учебной группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами обучения. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.
По своему происхождению эти понятия являются во многом метафоричными. В одних условиях группа функционирует оптимально, и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется [10, с. 123].
Психологический климат – это объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально психологическая атмосфера общества в целом, которая непосредственно отражается на психологическом климате отдельных коллективов.
Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, его возрастной и половой состав и т. д.
Оба эти фактора определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под психологическим климатом понимают эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностями ориентациями, моральными нормами и интересами.
Существуют и употребляются различные термины, описывающие это явление: социально-психологический климат, морально-психологический климат, психологический настрой, психологическая атмосфера, социально-психологическая обстановка и другие.
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фронте которого реализуется групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные групповые конфликты. В процессе приобретения отчетный характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность, грубое давление или сознательная дисциплина.
Все ситуации взаимодействия людей осуществляются через 4 основных способа взаимовлияния: убеждение, заражение, подражание, внушение.
Убеждение- процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
Подражание – воспроизведение индивидуумом определенных внешних черт поведения манер, действий проступков.
Внушение – это психологическое воздействие одного человека на другого или группу людей, рассчитанное на некритическое восприятия слов, выраженных в них мыслей и воли [5, с. 56].
Когда ведут речь о социально-психологическом климате коллектива, подразумевают следующее:
а) совокупность социально-психологических характеристик группы
б) преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива
в) характер взаимоотношений в коллективе
г) интегральная характеристика состояния коллектива
В качестве некоторых основных характеристик психологического климата коллектива выделяют следующие показатели:
а) удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством
б) преобладающее настроение
в) взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных
г) степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива
д) сплоченность
е) сознательная дисциплина и т. д.
От того, как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение в коллективе.
Благоприятный социально - психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.[14, с. 83].
Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на социально-психологический климат.
В работах В.П. Андреенковой, одной из первых у нас в стране исследовавшей проблемы социализации, было предложено в дотрудовой стадии выделять три относительно самостоятельные периода:
а) первичная социализация ребенка
б) маргинальная (переходная) социализация подростка
в) устойчивая или концептуальная социализация юности
Данные периоды выделяются в связи с определенными возрастными особенностями социального развития и процесса социализации индивида. При этом следует отметить, что было бы неверно ставить знак равенства между социальным и психическим развитием, которые далеко не всегда совпадают и, в свою очередь, определяются, исходя из разных критериев [28, с. 92].
К базовым условиям успешности социализации ребёнка мы относим следующие:
а) состояние психического здоровья детей
б) наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе)
в) создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе
г) обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей
д) организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей
е) разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей
ж) построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе
Для эффективной социализации подростка в коллективе необходимо знать закономерности ее формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом условий, влияющих на данную эффективность. Остановимся на их характеристике более подробно.
Условия для эффективной социализации в коллективе
1 Глобальная макросреда: обстановка в коллективе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни коллектива обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на эффективную социализацию в коллективе.
2 Локальная макросреда, т.е. размеры коллектива, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие подростков в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.
3 Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия обучения. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от учебной деятельности в целом [7, с. 53].
4 Удовлетворенность деятельностью. Большое значение для формирования эффективной социализации имеет то, насколько деятельность является для подростка интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его способностям, позволяет ли реализовать творческий потенциал. Привлекательность деятельности повышают системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением режима работы, информационным обеспечением, возможностью повысить уровень своих способностей, уровнем компетентности сверстников, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д. Привлекательность деятельности зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:
а) в хороших условиях обучения
б) в общении и дружеских межличностных отношениях
в) в успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других
г) в творческой и интересной работе, возможности личностного и творческого развития, реализации своего потенциала
5 Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни ребенка, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на эффективности социализации в коллективе.
6 Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели также влияет на эффективность социализации в коллективе. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов [29, с, 102].
7 Психологическая совместимость является важным условием, влияющим на эффективность социализации в коллективе. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций [2, с. 31-32].
На степень психологической совместимости сверстников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:
Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический.
Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.
Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.
Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.
8 Характер коммуникаций в коллективе выступает в качестве условий эффективности социализации в коллективе. Отсутствие полной и точной информации по важному вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности коллектива. Низкая коммуникативная компетентность руководителя также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.
9 Важную роль в усвоении личности групповых норм и ценностей играют такие социально-психологические явления, как авторитет, популярность, престиж [12, с. 54].
Под авторитетом понимают степень влияния, оказываемого отдельными лицами. Авторитет как механизм социализации проявляется, прежде всего, в сфере «человек — деятельность», в накоплении опыта, знаний, умений, навыков, ибо в этой сфере наибольшее влияние способны оказать именно авторитетные люди.
Особое место как механизм социализации занимает престиж. Он выступает как групповое оценочное явление, совокупность внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления.
Специфическим проявлением престижа как механизма социализации является то, что наряду с самооценкой он участвует в формировании уровня притязаний личности, тех целей и задач, которые личность перед собой выдвигает под влиянием своего окружения.
Популярность также складывается как групповое оценочное явление и также формируется как совокупность внешних оценок одобрения, но в отличие от престижа проявляет себя не в сфере притязаний личности, а в области формирования общественных вкусов, ценностей, предписаний, то есть, прежде всего, при формировании групповых регуляторов. Популярность некоего певца, спортсмена, актера необязательно влечет за собой потребность в достижении уровня его социальных успехов, но определенным образом проявляет себя в общепринятой моде, вкусах, ценностях и, таким образом, через групповые предписания также отражается на процессе социализации отдельной личности.
10 Стиль педагогического руководства. Роль руководителя в обеспечении эффективности социализации в коллективе является решающей.
Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации социализации.
Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятной социализации, как например, в спорте или в армии.
Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятной социализации. Попустительский стиль, может быть, приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.
Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует подростков, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать и т.д., не прислушивается к их мнению, невнимателен к нуждам и интересам, то он формирует нездоровую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет подростков занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть коллектив и, как следствие, происходит снижение производительности деятельности [15, с. 42-43].
Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». На эту роль, как правило, выбирается человек (группа лиц), который не виновен в случившемся, но отличается от большинства сверстников, не похож на них, слаб и не способен постоять за себя. Он становится объектом нападок, враждебного отношения, необоснованных обвинений. Наличие «козла отпущения» позволяет членам группы осуществлять разрядку напряжения и неудовлетворенности, которые легко накапливаются в атмосфере взаимного недоверия и страха. Тем самым группа поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность не вызывал в свой адрес «козел отпущения», он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций. Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в группе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя [21, с. 91].
Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы подопечных, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с ними.
Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами деятельности, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.
Важным условием успеха деятельности коллектива является то, чтобы он был сформирован в соответствии с определенными социально-педагогическими условиями:
а) систематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения, недопустимость их разрыва
б) добровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа
в) возможность выбора занятий по интересам
г) дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения [9, с. 75]
Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе была рассмотрена успешность социализационных процессов, которая во многом определяется: привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения "правил общественной жизни" в широком смысле слова; успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся); умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни. А в конечном итоге - поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, воспроизводством структур, обеспечивающих социальный порядок. Таким образом, социализацию в коллективе следует рассматривать как один из основных социообразующих, процессов, проявляющийся на всех уровнях.
Во второй главе была изучена проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызванная, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функционирующее в рамках системы образования, выполняет социализирующую функцию, служит своеобразным «проводником» общественных норм и требований к детскому сообществу и личности каждого ребенка в отдельности.
В третьей главе выявлены социально-педагогические условия формирования успешного коллектива:
а) систематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения, недопустимость их разрыва
б) добровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа
в) возможность выбора занятий по интересам
г) дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения
Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.
Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы была изучена социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности.
Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья.
В ходе выполнения курсовой работы были реализованы следующие задачи:
1 Изучена в литературе проблема социализации подростков в коллективе
2 Выявлены особенности социализации в коллективе
3 Охарактеризована проблема межличностных отношений в коллективе
4 Определены условия для эффективной социализации в коллективе
5 Обобщены и сформулированы выводы по теме
Это помогло нам достичь цели - рассмотрения процесса социализации личности подростка в коллективе, т.е. можно считать работу успешно выполненной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства/С.А.Алифанов // Вопросы психологии, 1991.- №3, с.93
Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2 / К.М. Гуревич, В.И. Лубовской– М.: Наука, 1982
Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе /Г.М. Андреева, А.И. Донцова- М., 1981.- С. 31
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева– М., 1983.- с.10
Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю. К.Бабаниский - М.:Просвещение, 1983 г.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики/ А.С. Белкин– Свердловск, 1990.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П.Блонский– М., 1979- Т.2
Волков Б.С. Возрастная педагогика / Б.С.Волков– М.: ЭКМОС, 2004
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо– М.: Просвещение, 1984
Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский - М.: Просвещение, 1979
Донцов А.И. О понятии группы в социальной психологии /А.И.Донцов//Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М, 2003, с.180
Дубровина И.В. Практическая психология образования / И.В.Дубровина – М.: ТЦ «Сфера», 1998
Еникеев М.И. Общая и социальная психология / М.И.Еникеев – М., 2000, с.433
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский - Минск: Народная асвета, 1976
Кричесвкий Р.Л.Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р.Л.Кричесвкий, Е.М.Дубовской - М., 2001.-с.110
Кон И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон – М.: Просвещение, 1989
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В.Лишин-М.:Просвящение, 1999
Лутощкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин – М.: Педагогика, 1988
Любимова Л.Д. Возрастные периоды психического развития ребенка /Л.Д.Любимова //Вопросы психологии.-М., 1996.-№5
Майерс Д. Социальная психология / Д.Майерс – СПб., 1998.- с.357
Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик – М.: Академия, 2006
Мудрик А.В. Социальная педагогика………….
Немов Р.С. Практическая психология Р.С.Немов– М.: Проспект, 1999
Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей / В.Б. Ольшанский – М.: Онега, 1994
Предвечный Г.П. Социальная психология / Г.П. Предвечный, Ю.А. Шерковин – М., 1975.- с.227-228
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский – Самара, 1998.-с.476-485
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 кн./ Е.И.Рогов – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.М.Семенюк – М.: Международная педагогическая академия, 1994
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Социометрическая процедура
Социометрическая процедура заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы и критерии социометрии выбраны, они заносятся в специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий, или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия. Каждый член группы отвечает на поставленные вопросы, предполагающие положительный или отрицательный выбор среди членов группы. Выбирать членов других групп нельзя. В результате социметрической процедуры и несложных статистических расчетов, можно выявить в группе «лидеров», «предпочитаемых», «отвергаемых» и т.д. То есть реальный статус детей и предположить, какое отношение со стороны других членов группы вызывает ребенок с подобным статусом. Можно произвести расчет индексов групповой сплоченности, эмоциональной экспансивности группы. «Социометрический коэффициент групповой сплоченности — это, как правило, частное от деления числа взаимных положительных выборов на теоретически возможное их количество. При использовании шкал испытуемые оценивают взаимную симпатию по континууму с полюсами от «очень нравится» до «очень не нравится». Итоговые индексы вычисляют как среднее арифметическое взаимооценок членов группы».
Данные, полученные в исследовании можно представлять разнообразными способами. Чаще всего используются социометрические матрицы, в которых отражаются все, сделанные членами группы положительные и отрицательные выборы, а также подсчитываются индивидуальные отданные и полученные выборы.
Возможно представление результатов в графической форме, например, в «мишени», отражающей в каждом секторе статусные позиции каждого члена группы. При этом в центре будут располагаться лидеры, в отдаленных секторах – дети с более низким статусом, в крайнем секторе – отвергаемые дети, за пределами «мишени» – изолированные. Выводы при использовании социометрической техники делаются на основании анализа индексов и графических представлений.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ