Конспект мероприятия "Рождественские забавы"
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
эколого-биологический центр
Игровая программа
Составитель: ПДО Штеппа А.А.
Комсомольск-на-Амуре,
2014
Введение
В воспитательном процессе немаловажное место занимает празднование различных исторических, календарных, культурных событий. На этой тематике строится проведение большинства воспитательных мероприятий. То, как и какие праздники мы празднуем, влияет на формирование нравственности, морального облика детей.
Одним из исконно русских праздников является Рождество. Этот праздник всегда на Руси был одним из самых больших и любимых. Из художественной литературы известно, что этот праздник праздновали и в школах и дома - наряжали ёлки, разыгрывали небольшие представления, дарили подарки, пели специальные праздничные песнопения и разнообразные песни о Рождестве.
Мероприятие проводится во время зимних каникул, рассчитано на младший школьный возраст (7-11 лет). Продолжительность мероприятия 40 минут. В ходе мероприятия школьники знакомятся с традициями празднования Рождества, историей праздника, выполняют различные задания, играют.
Целью мероприятия является организация содержательного и эмоционально насыщенного досуга для детей во время зимних каникул.
Цель: организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей
Задачи:
создать праздничное настроение, познакомить с некоторыми традициями празднования Рождества;
развивать умение работать в команде, творческие способности;
формировать интерес и уважительное отношение к русской народной культуре.
Оборудование: звезды, месяц (приложение 1), мешок, скороговорки, листочки с названиями частей тела, коробка, посох Деда Мороза, снежки, ведра, предметы для гадания.
Оформление: зал празднично крашен, посреди зала стоит елка, возле елки подвешены месяц и звезды
Действующие лица: Баба-Яга, хозяйка
Ход мероприятия:
Хозяйка встречает гостей, проводит их в зал. Рассаживает.
Хозяйка:
Сегодня праздник Рождество,
Все в ожиданье чуда,
В наш дом приходит волшебство,
Никто грустить не будет.
Сегодня праздник Рождество,
И будет в доме торжество,
Когда уютно и тепло,
В канун святой ночи.
Сегодня праздник Рождество,
А за окном все снежно,
Нынче ангельским крылом,
Мир окутан нежно.
Сегодня праздник Рождество,
Мир приходит в каждый дом,
И сбываются мечты,
В светлый праздник детства.
Здравствуйте дорогие гости! Сегодня замечательный праздник Рождество!
На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, когда на русских землях распространилось христианство. Рождество слилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (святками). Поэтому в празднике Рождества сохранились "святочные" обряды.
День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником или Сочевником. Сочельник происходит от слова "сочиво", что означает буквально - "растительное масло". Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек. Работать в Сочельник не полагалось. С Рождества начинались святки - праздники, которые продолжались до Крещения (19 января). Все это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. Молодые девушки гадали. В разных местах и гадания были разными.
Посмотрите какое звездное небо сегодня и какой яркий месяц светит. Такая прекрасная ночь для гадания. Хотите погадать и узнать каким будет этот год, что вас ждет в будущем? Ну тогда я принесу все необходимое для гадания. (уходит)
( Звучит зловещая музыка. Через зал на метле спешит Яга )
Яга: У…мороз, какой мороз, отморозила ноги, не чувствует нос! А еще говорят, не весь снег выпал! Не пройти, не проехать. Пришлось ступу за полверсты на платной стоянке оставить!
Сколько звезд на небе ясном. Что ж, пора и мне. Прекрасной, приступить к делу (Собирает звезды и напевает весело песенку)
Рождество-прекрасный праздник,
Рад тихоня и проказник.
Нет его лучше и краше,
Веселиться нечисть наша.
Сейчас звезды соберу…..
(Останавливается. Смотрит под ноги, затем на небо)
Эх, звезды все собрала, а песню не закончила! Чего-то не хватает! Вот старая, забыла! (Идет к месяцу. Протягивает руку. Отдергивает назад (обожглась), прячет в мешок, одновременно гасит свет в зале)
Слышны шаги, Яга прячется за елку. Входит хозяйка с коробкой, в ней предметы для гадания
Хозяйка: а почему так темно стало? Ой, а где все звезды? А куда месяц подевался? А как же теперь гадать? Ребята, может вы знаете, что случилось? (дети рассказывают о проделках Бабы-Яги). А сама Яга где? (Яга выходит из-за елки, мешок прячет за спину)
Яга: ну тут я! И что!?
Хозяйка: ты зачем месяц украла? а звезды?
Яга: как зачем!? Они же такие красивые, я наряд свой буду украшать. Вот!
Хозяйка: Верни их на место, посмотри как темно стало и совсем непразднично. Правда дети? А наряд вой можно и другими мелочами украсить.
Яга: ну незнаю…можно конечно. Но вредная я! И просто так не отдам. Вот пусть ребята пройдут 3 испытания. За выполнение буду по звезде возвращать. Согласны?
Хозяйка: ну а куда ребята нам деваться? Согласны?
Яга: испытание первое: «Бабкины потешки». Выбирается 5 человек из зала. Знаю я много скороговорок, болтать то я люблю. Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь. А ваше задача переговорить.
Детям выдаются скороговорки на листках (приложение 2), 1 минута на подготовку. За каждую без запинки прочитанную скороговорку 1 звезда возвращается.
Хозяйка: какие вы молодцы, несколько звезд мы спасли. Давай, Яга, следующее задание.
Яга: второе испытание: игра «Примерзли»
Дети делятся на три команды. На листочках написаны части тела (приложение 3), например, рука, нога, ухо, мизинец на левой руке, нос. Эти листочки складываются в коробку или шапку так, чтобы не было видно, что написано на листочке. Выходят два участника, каждый берет по одному листочку, они должны присоединиться друг с другом указанными частями тела. Таким образом, два участника примерзают друг к другу. К ним подходит следующий участник, он и один из первых игроков берут по одному листочку, примерзают друг к другу. Подходит еще один участник и так далее, до конца команды. Получается очень забавная цепочка. За каждую правильно построенную цепочку по 1 звезде.
Хозяйка: какие сообразительные ребята.
Яга: третье испытание: «Снежки»
Дети забрасывают снежки в ведра. За каждое попадание получают звезду.
Хозяйка: ну вот звезды мы вернули, давайте вернем их на небо. Дети заработанные звезды прикрепляют на место.
Яга: ну тогда я пошла (направляется в сторону двери)
Хозяйка: подожди, а как же месяц? Месяц то верни!
Яга: просто так не отдам! Давайте в игру поиграем, а победителю отдам месяц!
Дети встают в круг, под музыку передают посох Деда Мороза (возможно использовать новогоднюю шапку или другой предмет). Ребенок, в чьих руках окажется посох во время остановки музыки, выбывает.
Победитель получает месяц и вешает его на «небо». Включается свет.
Хозяйка: молодцы, ребята, спасли наш праздник. А теперь время погадать.
Дети, по-очереди, вытаскивают из новогодней шапки предметы, а Баба-Яга и Хозяйка рассказывают им значение, пожелание на будущий год (машина – путешествие, солнце – счастье, конфета – жизнь будет сладкой, подкова- удач, пятерка – отличная учеба, книга – открытия, смайлик – много радости и смеха и т.д.)
Хозяйка: Ну вот и закончился наш праздник. Мы говорим вам до свидания.
Яга: До новых встреч, до новых праздников!
Список использованной литературы
Яков Ушаков. История праздника Рождества. - http://ricolor.org/history/rt/pn/rojdestvo
Праздник в школе «Рождество» Минск «Красико-принт», 2007
Школа радости: Рождественские сценарии. - http://happy-school.ru/prazdnik_rozhdestva
Приложение 1.
Звезды и месяц
Приложение 2.
«Бабкины потешки»
Вязку сушек сушил Сашка на суше
У Сережки в сапожки попали сережки
Галка-копалка, куда-то подевалка
У дороги крутороги повалили сена стоги
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Приложение 3.
Игра «Примерзли»
Правая нога
Левая рука
ухо
Левая нога
Мизинец левой руки
Большой палец правой руки
Нос
Голова
Волосы
Ноготь указательного пальца левой руки
Лоб
Спина
Бровь
Подбородок
Правое плечо
Кисть правой руки
Локоть левой руки
Шея
Живот
Левая коленка
Запястье правой руки
Ладонь левой руки
Затылок
Левое плечо
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ