Конспект урока на тему «Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников»

Мамченко Наталья Викторовна, учитель начальных классов.

Тема выступления: «Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников».

Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать и кто

умеет добывать эти знания.

В.П. Вахтеров

Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.

Как справедливо отметил В.П. Вахтеров, ребёнок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. делает то, что характеризирует деятельность учёного. Разница заключается только в том, что делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными ему приёмами.

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Как направить деятельность обучающихся на достижение личностных результатов?

В условиях внедрения в школу ФГОС реализуется программа внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Воспитательным эффектом внеурочной деятельности является влияние того или иного духовно – нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).

Направления внеурочной деятельности разные, но я отдала предпочтение программе « Я – исследователь», потому что:

в – первых, в учебном тематическом плане часы разделены на теоретические и практические, аудиторные и внеаудиторные. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер;

во – вторых, проектно – исследовательская деятельность младших школьников имеет свои отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.

Программа «Я - исследователь» создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. У программы есть свои отличительные особенности, свои принципы.

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманности

Уважение к личности ребёнка.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей не всех этапах – исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет ещё более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Вашему вниманию я предлагаю:

Учебно - тематический план программы.


П/п

Наименование разделов


Количество часов

1кл



Аудиторные

Внеаудиторные

Всего

1.

Проект

1

2

3

2.

Структура учебно-исследовательской деятельности

3

3

6

3.

Самостоятельная исследовательская практика

5

6

11

4.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

4

9

13

Итого: 13 20

33


Рассмотрим, как формируется и развивается личность ребёнка в процессе исследовательской деятельности на разных её этапах.

Исследовательская деятельность младших школьников.

1.Этап мотивации, или создания проблемной ситуации, выбор темы исследования.

Любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. проблемы. Если у ребёнка вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы, возникшей у ребёнка. Формулирование проблемы или исследовательского вопроса ведёт к готовности и способности обучающихся к самоопределению, саморазвитию, пониманию смысла своей деятельности. Формируются личностные действия – Я ХОЧУ. Для создания проблемных ситуаций применяю три основных способа:

  1. приём ключевых слов;

  2. приём загадки – интерпретации;

  3. выполнимое/невыполнимое действие.

Личностными результатами будут:

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- умение формулировать исследовательские вопросы;

-умение формулировать гипотезы и обосновывать их.

2. Этап исследования, поиск вариантов решения и сбор информации.

Актуализация поиска новой информации создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. В качестве источников информации могут выступать отдельные предметы (книги, фильмы), организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов); методы (наблюдение и эксперимент). Формируются личностные действия – Я МОГУ.

Результатами будут:

- осмысление организации собственной деятельности;

- формирование умения добывать нужную информацию разными способами;

- формирование навыков взаимодействия с окружающими людьми и событиями;

- формирование уважительного отношения и терпимости к иному мнению;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

3. Этап обобщения полученных знаний и подготовка к представлению результатов (обмен информацией).

Как проанализировать и обобщить полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить? Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

Личностными результатами будут:

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

- знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями;

- развитие навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к предмету;

- раскрытие красоты науки, развитие к ней интереса;

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.

4. Этап защиты результатов исследования и применения знания.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. 
Презентация проекта. 
Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.  Формируются личностные действия – Я ЗНАЮ.

Этот этап может послужить источником для возникновения и постановки новых вопросов, разрешение которых вызывает необходимость проведения следующего дедуктивного или индуктивного исследования.

Основными результатами будут:

- возможность использования найденного принципа или идеи в других условиях, применение;

- мотивация возникновения проблемной ситуации для проведения ещё одного исследования;

-развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции;

- готовность и способность вести монолог и диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В заключение хочу отметить, что отличительной чертой такого занятия- исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее и обеспечиваются двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.






Используемая литература:

  1. «Развитие исследовательских умений младших школьников» Под редакцией Н.Б. Шумаковой Москва «Просвещение» 2011г.

  2. «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения» Л.А.Чистякова Иркутск 2012г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ