Конспект урока на тему «Проектная деятельность на уроках английского языка»
Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат «Эверест»
Екатеринбург
Берлет Ирина Владимировна, учитель английского языка
«Проектная деятельность на уроках английского языка»
Тезисы к слайдам презентации выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла учителя английского языка СКОШИ «Эверест» в ноябре 2014 г.
Доброе утро, коллеги! Вашему вниманию результаты применения проектной деятельности на уроках английского языка в 2011-2014 гг.
Все учителя, на мой взгляд, согласны с идеей дифференцированного подхода в обучении, с необходимостью уделять время каждому ребенку. Следовательно, возникает объективная необходимость выбора особых, эффективных технологий и осуществления специально организованных видов деятельности с различными категориями обучающихся, нуждающихся в дополнительных информационных и образовательных средствах, способствующих их оптимальному развитию, особенно это актуально для детей с ОВЗ.
Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира. Происходящие в нашем обществе изменения требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленных на индивидуальное развитие личности, а именно: творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельного движения в информационном пространстве, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, формирования у них универсального умения ставить задачи для разрешения конкретных проблем.
Особенностью коррекционной школы является то, что дети обучаются в школе с разными способностями к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Современное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Целью изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников. Очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Опыт работы показывает, что, не смотря на новизну предмета, происходит снижение интереса к урокам английского языка. Учебный процесс становится неэффективным.
Одним из требований современности является использование на уроках информационно-компьютерных технологий, которые в нашей школе мало используются в учебном процессе. Дети сами хотят работать на компьютере, создавать презентации, самостоятельно знакомиться с жизнью своих сверстников из англоязычных стран. Из всего выше сказанного возникает проблема несоответствия требований времени методам и приемам, которые используются на уроках английского языка. Поэтому я остановила свой взгляд на методе проектов в сочетании с информационно-компьютерными технологиями, который отвечает требованиям современности, интересам моих учеников. Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.
Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:
• речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
• социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики стран изучаемого языка;
• языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
• учебно– познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ;
• компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует:
• повышению личной уверенности учащихся;
• развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
• обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
• развивает у учащихся исследовательские умения.
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но первый опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя и родителей. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков.
Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.
Первые проекты мы начинаем делать еще на первом году обучения. Тема “My favourite pet” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют, фотографируют и рассказывают о нем. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4, позже, после обучения их навыкам работы с «Power Point», учитель демонстрирует, как правильно оформить слайды и т.д.
На уроке учитель рассказывает о предстоящей работе, обязательно показывает проекты других ребят. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке учитель объясняет, как можно представить материал. По окончанию работы над проектом ребята представляют свои творения: читают или рассказывают о своем любимом животном, желательно сделать аудиозапись и наложить на соответствующие слайды. Учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы, над чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое животное” заканчивается, а у ребенка появляется интерес (всегда!) что-то ещё «совершить».
Вашему вниманию слайды из учебных проектов.
Следует отметить, что проекты во 2-4 классах являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-4 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Проекты учащихся среднего и старшего звена могут быть как краткосрочными (1 неделя), так и долгосрочными (до 2-3 месяцев).
Обычно использую стандартные темы (любого УМК), но иногда ученики сами предлагают что-то интересное и с удовольствием над этим работают.
Также популярны проекты по теме «My family».
Про животных – любимая тема младших школьников.
Далее идет «усложнение» проектных работ до мини-рассказа о событиях своей жизни.
Я использую данную схему работы над проектом. Она предусматривает несколько этапов:
1. Этап планирования. Здесь осуществляется обсуждение проблемы, с последующим делением ее на подтемы (план описания, иллюстрирование и т.д.). Учащиеся выбирают подтемы в соответствии со своими интересами. На данном этапе сразу оговариваются сроки работы над проектом, поэтому проект не может растянуться и длится строго определенное время.
2. Аналитический этап – этап работы с информацией, ее анализ и обработка. Это самый сложный этап для учащихся и требует значительной предварительной проработки со стороны руководителя. Потому что ученики начальной школы не обладают большим лексическим запасом, а также навыками поиска информации.
3. Этап обобщения информации предполагает структурирование полученной информации.
4. Презентация. На данном этапе ребята осмысливают полученные данные и готовят итоговое представление результатов своей работы. Демонстрация результатов работы.
Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, поздравления для учителей и родителей, спектакль, праздничный проект.
Вот так, в результате обучения иностранному языку формируются творческие и интеллектуальные способности учащихся, знакомство с информационно-компьютерным технологиям, на базе которых учащиеся в дальнейшем будем основывать свою проектную работу. Знакомство с текстовым редактором Microsoft Word, мультимедийной программой Microsoft Power Point происходит на языковом материале.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы к определенному сроку, то необходимый результат не будет достигнут вовремя. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ, который я называю “Портфолио учащихся” (все презентации проектов хранятся в электронном виде, проекты на бумажных носителях – в портфолио учащихся). Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка.
Многие проекты учащихся опубликовала на всероссийских сайтах «Продлёнка», «Педагогический мир», «Инфоурок» и «Видеоуроки.net» (свидетельства о публикации имеются). Публикация своих работ для ребят – мотивация к изучению предмета.
Инсценировки на английском языке также являются проектной деятельностью.
За последние 3 года я со своими учащимися подготовили 4 мини спектакля (сказки на английском языке «Теремок», «Красная шапочка», «Репка»,
«Белоснежка и 7 гномов») и шуточное выступление к новогоднему празднику «Сказка о king Салтане».
Интегрированные проекты – возможность для ребят проявить свои знания не только по одном предмету или какой-то определенной тематике, но и показать свои таланты и артистические способности. Мероприятия к тематической неделе гуманитарного цикла и коллективные поздравления к празднику позволяют школьникам продемонстрировать свои знания по английскому языку и литературе.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребёнка и развивает его индивидуальные интересы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ