Конспект урока на тему "Влияние коллективных форм обучения на мотивацию учебной деятельности"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия №5" г. Брянска





Влияние коллективных форм обучения на мотивацию учебной деятельности






подготовила

учитель начальных классов высшей категории

высшей категории

Коробова Эмма Валентиновна












Брянск-2013

В последние годы в школе все шире применяются различные формы совместной коллективной и групповой деятельности учащихся на уроке. Это связано с желанием интенсифицировать учебный процесс, сделать работу учащихся более эффективной. Различные формы коллективной деятельности влияют на становление мотивации, что объясняется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, для становления мотивации имеет большое значение включение всех учащихся в учебный процесс. Именно использование групповых форм позволяет «втянуть» в активную работу самых «слабых» и «глухих», т.к., попав в группу, коллективно работающих одноклассников, ученик должен выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной обструкции.

Во-вторых, учебная деятельность должна приобрести в глазах школьника ценность, только тогда она будет признана им. Работая в коллективе, он начинает осознавать, что его деятельность приносит пользу, он ценит не результат, а процесс.

В-третьих, при организации обучения, когда ученик работает индивидуально, он чувствует себя лишь объектом обучения. Между тем важно, чтобы он чувствовал себя субъектом, понял, что этот процесс организован для него, что он играет в этом процессе активную роль. Личностно-ролевая форма организации учебного процесса дает возможность каждому ученику выполнять определенную роль в процессе обучения (ассистента учителя, консультанта, оппонента, докладчика, техника, демонстратора и т.д.). Учитель выступает главным организатором и руководителем всей этой сложной системы, но не подавляет инициативу детей, старается быть в тени.

Так, на уроках русского языка любимая игра моих учеников – «Фирма». Класс делится на три группы (отдела): научный, проектный и отдел реализации. Эта игра актуальна при изучении любой новой орфограммы. Например, изучая правописание безударных гласных в корне слова, ребята, входящие в группу научного отдела, должны ответить на вопрос: «Какие гласные буквы на письме создают опасности и почему?» Проектный отдел готовит ответ на вопрос: «Как проверить написание безударных гласных на письме?» Отдел реализации приводит примеры. Материал для исследования дает ученикам сам учитель.

Большой эффект имеет также использование в урочной работе творческих коллективных проектов, реализация которых рассчитана на один урок. Детей такой вид работы очень увлекает и, кроме того, дает возможность обучать групповым формам работы. Эту методику следует считать проектной, поскольку она содержит все этапы проектной деятельности: разработку идеи, подготовительную часть, оформление тематического материала и защиту. Прежде всего учитель составляет совместно с группой ребят план работы и знакомит с ним за несколько дней до урока учащихся всего класса. План подготовки к коллективной творческой работе имеет следующие основные составляющие:

1. Определение учителем и группой учащихся проблемы.

2. Обсуждение проблемы в классе, уточнение деталей.

3. Деление учащихся на группы и распределение материала для самостоятельной подготовки.

4. Самостоятельная подготовка учащихся. Сбор материала в группах.

5. Непосредственная работа в классе по оформлению и защите проекта на планшетке формата А3.

Так, ребятам можно предложить представить свое решение проблемы «Как научиться безошибочно писать безударные гласные в корне слова». Учащиеся могут продемонстрировать свое понимание проблемы, обратившись к кроссвордам, шарадам, рисункам, загадкам, собранным в литературных источниках и придуманных самостоятельно в процессе подготовительной работы. После оформления планшетки группа ребят защищает свой проект, используя все имеющиеся ресурсы.

Интерес у ребят вызывают различные коллективные творческие проекты по литературному чтению (посвященные биографии писателя или изучению какого-то определенного жанра литературы), окружающему миру (наблюдения за погодой, изучение народных примет и их научное толкование и т.д.), изобразительному искусству и прикладному творчеству (пейзаж, сюжетный рисунок, плакат, бумагопластика, лепка и т.д.)

Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста детей, особенности класса, от личности учителя. Но, в любом случае, использование групповых форм перспективно в плане становления мотивации учебной деятельности, т.к. приобретает для школьника признанную ценность.


Список литературы

Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998

Клюева Н.К.. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, Академия развития, 1997

Никитин Б.П. Ступеньки творчества. М., Просвещение, 1991

Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения., М., Русская энциклопедия, 1998

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.

Журнал «Начальная школа». М., Начальная школа и образование. 2004, № 11

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ