Конспект урока педагогики «Причины и последствия детской агрессии»











Конспект урока педагогики «Причины и последствия детской агрессии»

Разработала

Самохина Ольга Владимировна

МБОУ гимназия №12

Учитель начальных классов

Лекция: «Причины и последствия детской агрессии»

Задачи:

- обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.

- формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Роль учителя:

на подготовительном этапе: проводит анкетирование детей и родителей.

на этапе проведения: читает лекцию.

Роли и поручения учащихся: ответить на вопросы анкет.

Оборудование: памятки для родителей (13), «золотые» правила воспитания(13)

Оформление помещения: столы и стулья расставлены как и на уроке, на доске записана тема собрания и надпись:

«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло»

Никколо Макиавелли


Ход собрания:

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не слу­чаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обще­стве, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телеви­зоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию прояв­ляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением дет­ской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня отве­тить.

Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достиже­ния определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации, в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской сте­реотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своем доме, то безусловно, ребенок будет стараться проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать повторять делать плохо.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных си­туациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упре­ки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрес­сивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, кото­рые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрес­сивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

1) преодолеть трудности;

2) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

3) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Не­приятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, родители проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведе­ния детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отноше­нию к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. В первую очередь, требова­тельный к себе родитель способен анализировать методы своего воспи­тания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что роди­тели проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

К примеру, сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я на­пишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родите­лям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвига­ются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их реше­нии, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и не­сложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого поклади­стого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увле­кательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребенка.

Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со свер­стниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети (10 лет), противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как к взрослому, не всегда умеет правильно распо­рядиться своими правами. Общение со сверстниками для него стано­вится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не все­гда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессив­ность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское под­трунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

Особенности биологического развития самого ребенка, не­которые черты его характера также могут обуславливать его агрес­сивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она ока­залась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимо­отношения в своей семье по-новому. Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требователь­ность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность.


Каждый из вас получает «золотые» правила воспитания и памятки, связанные с данной темой собрания.

Спасибо за внимание!






































Приложение



Памятки для родителей по предупреждению детской агрессивности.


  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

  2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

  3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.

  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

  5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.

  7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.

  8. Не бойтесь поделиться со своим ребёнком своими чувствами и слабостями.

  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимости от его учебных успехов.

  10. Помните, ребёнок- это воплощенная возможность!

  11. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!



«Золотые» правила воспитания.

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмо­циональное напряжение.

  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.




Анкета для учащихся.

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Тест для учащихся.

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Вы, пишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относится к вам. Их должно быть не более пяти.

Я - добрый

Я - злой

Я - терпеливый

Я - нетерпеливый

Я - упрямый

Я - безразличный

Я - хороший друг

Я - умный

Я - помощник

Я - обидчивый

Анкета для родителей №1.

- Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

- В каких ситуациях он проявляет агрессию?

- Против кого он проявляет агрессию?

- Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессив­ность ребенка?

Анкета для родителей №2.

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отме­тить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

Доброта

Сочувствие

Покладистость

Терпение

Сопереживание

Безразличие

Упрямство

Агрессивность

Нетерпимость

Эгоизм
























Литература:

Родительские собрания: 1-4 классы / Н. И. Дереклеева. М.: ВАКО.- 2006. - 256 с.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ