Конспект урока по биологии - гликолиз

Московский Педагогический Государственный Университет.











Конспект урока по биологии в 10 «Б» классе

на тему:

Обмен веществ и энергии в клетке.









Студентки биолого-химического

факультета

IV курса 1 группы

2 подгруппы

Уразовой Екатерины.















Москва 2001Конспект урока по биологии в 10Б классе по теме:

Обмен веществ и энергии в клетке.


Цель: познакомить учащихся с понятием энергетического обмена.


Задачи:

  • Дать представление об обмене энергии в клетке. Познакомить с понятиями анаболизм и катаболизм, ассимиляция и диссимиляция, аэробный и анаэробный гликолиз, цепь переноса электронов, ферментативное окисление сахаров.

  • Формировать научное мировоззрение, профориентация.

  • Развитие воображения, логического мышления, памяти, формирование межпредметных связей.


Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, беседа.


Оборудование: доска, таблицы, рисунки учебника.


Литература: Учебники Беляева и Полянского, «Биология» Богданова, дидактические материалы, школьная тетрадь.

Ход урока.

  1. Введение.

Мы знаем, что для поддержания жизни организму требуется энергия. Мы запасаем и тратим энергию – и этот процесс бесконечен, пока есть жизнь. В какой форме запасается энергия в клетке? – АТФ. А что же является одним из основных поставщиков энергии в клетке? – Глюкоза, В результате ее расщепления происходит запасание АТФ.

Какие виды энергии Вы знаете?

  • -Механическая

  • -химическая

  • -осмотическая

  • -электрическая

  • -световая

Обмен энергии в клетки можно представить в виде следующей схемы.

Метаболизм –обмен веществ и энергии в клетке.

Низкомолекулярные органические и неорганические вещества

Высокомолекулярные органические вещества



Новообразование

Ассимиляция

Анаболизм

Пластический обмен

Расщепление

Диссимиляция

Катаболизм

Энергетический обмен



Почему система не замкнута?

  1. Объяснение нового материала.

Окисление глюкозы происходит при помощи ферментов и поэтому называется ферментативным окислением глюкозыгликолизом (греч. «гликос» - сладкий, «лизос» - расщепление).


Расщепление происходит в 3 этапа. Давайте запишем таблицу этапов энергетического обмена.


Этап

Где происходит

Что происходит

КПД

I этап - подготовительный

В пищеварительном тракте, внутри клетки

Под действием ферментов.

Углеводыглюкоза + энергия

Липидыглицерин +жирные кислоты +Е

Белкиа/к +Е

Нуклеиновые кислотынуклеотиды +Е

Энергия не запасается, а выделяется только в тепловой форме

II этап – бескислородный, анаэробный гликолиз

В цитоплазме клеток

Не связано с мембранами.

С6Н12О62C3H6O3(молочная кислота)+200кДж (80 кДж запасается в виде 2 моль АТФ)

80

200*100%=

40%

III этап – кислородный – аэробный гликолиз

В митохондриях клетки, связан с внутренними мембранами митохондрий

2C3H603+6O26CO2 + 6H2O +2600кДж (из них запасается 1440 в виде 36 моль АТФ)

1440

2600*100% =

55%

Итоговая формула II и III этапа


С6Н12О6 + 6О26CO2 +6H2O + 2800кДж (из них 1520кДж запасается в виде 38 моль АТФ)

1520

2800*100%=

54%



  1. Суть третьего этапа.

Давайте вспомним строение митохондрий. Сколько мембран? Как называется? Почему м/х называются «силовые станции»?


А) в матриксе митохондрий идет цикл трикарбоновых кислот – при помощи ряда ферментов окислению подвергается молочная кислота. При этом СО2 выделяется в окружающую среду. Атом водорода включается в цепь реакций конечный результат которых - синтез АТФ:

  1. Атом Н с помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрий, образующую кристы, где он окисляется до протона.

  2. Протон Н+ выносится на наружную поверхность мембраны крист, но для протонов эта мембрана непроницаема, поэтому они накапливаются межмембранном пространстве, образуя протонный резервуар

  3. На внутренней мембране накапливаются отрицательно заряженные анионы кислорода О2- ( появившиеся в результате работы фермента-оксидазы)

  4. Катионы и анионы по обе стороны мембран образуют разность потенциалов. Когда она достигает 200мВ Н+проходят внутрь и с О2- образуют Н2О. Энергия же идет на образование АТФ.


Домашнее задание параграф 11,12, заполнить таблицу.

  1. Решение задач.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ