Конспект занятия Чайхана
Конспект занятия « Чайхана»
ЦЕЛЬ: 1.Ознокомление детей с назначением чая, видами и сортами чая. Знакомство с правилами приема гостей, традициями татарского чаепития, сервировка стола и угощениями на чаепитие(чак-чак, эчпочмак, бэлэш, пэрэмэч, кыстыбый и т.д.);
2.Развитие активности, самостоятельности; способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия;
3.Воспитание бережливости, аккуратности и эстетического вкуса;
Демонстрационный материал: Вышитый платок, вышитые полотенца, самовар, чашки с татарскими орнаментами, чайные ложки, национальные блюда;
Раздаточный материал: Картинки национальных блюд;
Предварительная работа: Назначить дату проведения занятия, подготовить с детьми рисунки самоваров, национальных блюд, подготовить материал для оформления доски (рисунки);
Ход занятия.
Воспитатель: Дети сегодня мы с вами поговорим о традициях чаепития и гостеприимства у татар.
А кто мне скажет? Что такое чай?
Дети: Чай – это напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение. У чая мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус.
Воспитатель: Из чего делают чай?
Дети: Из листьев дикого чая.
Восп.: Как делают чай?
Дети: Собранные листья высушивали.
Восп.: А какая страна является родиной чая?
Дети: Китай.
Восп.: Где кипятили чай татары?
Дети: В самоваре.
Восп.: Самовар стал традиционным татарским сувениром. Самовары растапливали углями и сосновыми шишками. Вода в нем не остывает. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще самовары, порой подлинные произведения искусства.
Конкурс «Лучший самовар». (Дети показывают заранее нарисованные рисунки).
Рассказ о чае.
Восп.: Чаепитие у татар с давних времен. Чай к нам пришел из Китая. Из-за того, что чай привозили из далека, он был очень дорогим. Был очень ценен. Постоянное употребление настоящего чая было в основном привилегией зажиточных крестьян, богатых горожан. Они же могли позволить себе покупку лимонов, фиников, инжира и других фруктов, которые считаются обрядовыми у мусульман.
Татарский народ с давних времен был гостеприимным. Они умели делать чай из смеси различных трав: душицы или зверобоя, мяты, листьев дикой малины, смородины и вишни. Собранные листья высушивали, а затем "морили" в печи, так что по цвету домашний чай почти не отличался от черного, а по степени полезности и по вкусу, очевидно, превосходил его.
Татарский народ всегда встречал гостей с улыбкой на лице и поил чаем. С самого утра в каждом доме кипятили самовар, повсюду был вкусный аромат чая. Чай пили с ягодами, медом, лимоном. Умелые хозяйки с утра к чаю готовили вкусные блины. На каждом торжестве Чай занимает особое место. Готовится с любовью.
Чай к тому же очень полезен.
Восп: Поиграем в чайхану.
Сначала вспомним пословица про чай и гостеприимство, и как нужно вести себя в гостях.
Дети: Чай пить - не дрова рубить. В гостях хорошо, а дома лучше. Гость на порог, счастье в дом; и т.д.
Восп.: Хозяйкой чайханы буду я. Будут еще несколько помощников. Остальные дети будут посетителями чайханы.
Восп.: Вы с родителями ходили в чайхану? Если нет, то сегодня мы вместе сходим в чайхану. А сейчас поделим роли: кто-то будет сервировать стол для чайной церемонии, кто–то подносить чай к столу, а кто-то будет посетителем. ( Делятся роли)
Поход в чайхану - это то же самое, что идти в гости. Поэтому нужно приходить опрятными, чистыми, аккуратно причесанными. Наш народ издревле считался чистой, красивой нацией.
(Игра начинается.)
Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу чайхану. Но кто приходит в нашу чайхану, должен назвать татарское блюдо. Это будет проходным билетом, или пароль. Думайте, какие блюда вы знаете? И нужно показать картинку этого блюда.
Чак-чак, очпочмак, кыстыбый, губадия, белеш, бавырсак и т.д.
Вот спасибо, дети. Вы истинные татары. Присаживайтесь и заказывайте.
Итог занятия:
Восп.: О чем сегодня говорили?
Понравилось занятие? Почему?
Литература: 1.« Воспитание детей в национальных традициях»,А.К. Уразова, Г.Р. Гайнутдинова.
2. «Туган илем- мирас сандыгы», Ф.Г.Мухаметзянова, Р.Х.Шаймарданов.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду», К.В. Закирова, Р.Г.Бюрганова.
4.Журналы «Магариф».
5. «Уткэнгэ сэяхэт», К.Нафыйков.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ