Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 118
Консультация для родителей:
Готовность ребенка к школе
Подготовили воспитатели: Балаболко Ю.В.
Рудакова Е.Ю.
г. Воронеж
В жизни каждой семьи наступает однажды радостный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.
И конечно встаёт вопрос: как подготовить ребёнка к школе, к предстоящему учебному году?
И что это за понятие «готовность к школе», о которой так часто говорят учителя и психологи.
На первом месте в понятии «готовность к школе» стоит мотивационная готовность, это ответ на вопрос: «Почему ребёнок хочет идти в школу? Хочет ли он учиться?»
Большинство детей хочет идти в школу, потому родители считают, что мотивационная готовность у ребёнка есть, но это не всегда так.
Ребёнок может захотеть в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: пенал, ранец и т.д. Такое отношение тоже естественно для ребёнка и совершенно необходимо.
Однако нужно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. На протяжении всего дошкольного детства главная роль в развитии желания учиться принадлежит игре. Именно в игре ребёнок сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Где же всё узнать? Конечно же в школе.
И вот ребёнок уже стремится пойти в школу, чтобы там всему научиться. Вначале он ещё не полностью осознаёт, что ему придётся выполнять определённые правила и даже отказаться от некоторых своих желаний (например, поиграть в куклы). К 6 годам желание учиться формируется у большинства детей в полной мере.
Но если ребёнок дома слышит разговоры о том, что в школе скучно, не интересно, что там его ничему нужному не научат, то стремление стать школьником у него пропадёт.
Часто ребёнок боится идти в школу, причина кроется в неправильном домашнем воспитании, когда родители за плохо сделанную работу начинают ребёнка запугивать.
Намного проще было бы сформировать сразу правильное представление о школе. (Это чтение всей семьёй различных книг, родительские рассказы о школьных годах и т.д.)
Мотивационная готовность является фундаментом, на котором развивается интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникает на пустом месте. Вначале появится интерес к внешней стороне обучения, правилам, учительнице. Такой интерес не долог, как только ребёнок привыкнет к школе. Его должен сменить интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний и умений. А вот он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.
Если ребёнок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то, как бы хорошо он ни умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться.
Для первоклассника процесс приспособления к новым условиям, к новому коллективу – достаточно трудный, поэтому ребёнку необходима помощь взрослых – как педагога, так и родителей. Для лёгкого и безболезненного привыкания ребёнка к школе очень важно, чтобы отношения в семье были ровными, без ссор и скандалов. Конфликтные ситуации в семье, непонимание между родителями и учителем значительно затрудняют вхождение юного ученика в новую полосу жизни. Для того чтобы привыкание к школе проходило успешно, необходимо ещё до школы сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. (Это умение ребёнка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослого). Важно помнить, что в первом классе для ребёнка самое главное – научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения.
Исследования психологов показали, что для первоклассника общение со взрослыми не является основным, однако это общение играет большую роль во время смены одного вида деятельности на другой (игры на обучение). Ребёнку очень необходимо эмоциональное сопереживание со взрослыми, их понимание. Ему крайне важно, чтобы его оценка окружающего мира совпала с оценкой взрослых. Очень важно, чтобы родители не использовали при этом угрозы типа: «Вот в школе тебе покажут, как надо себя вести!» необходимо подчёркивать значимость занятий ребёнка для членов семьи. Родители должны демонстрировать свою уверенность в том, что учёба ребёнка будет успешной, что он будет выполнять требования учителя.
Однако не надо брать с ребёнка слово, что он станет отличником. Ведь отличниками никогда не станут все дети. Да и едва ли это важно. Только отсутствие завышенных требований и уверенность родителей в том, что учёба у ребёнка наладится, в конце концов принесут свои плоды.
Игра – это признанный всеми психологами и педагогами метод обучения и воспитания дошкольников. В игре необходимость выполнения правил очевидна, и ребёнок быстро убеждается в том, что их нарушение идет во вред ему самому. Выполняя правила игры, сначала простые, а затем и более сложные, ребёнок постепенно привыкает следить за своим поведением, управлять им.
Полезны игры разные. Даже “несерьёзные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”.
И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, “что было бы, если бы...”.
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.
Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.
Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
Одним из приёмов, помогающих осознать свою жизнь во времени, может стать планирование дня и подведение его итогов. К планированию дел на день нужно привлекать и самих детей, чтобы они имели возможность принимать собственные решения. Привычка жить по указаниям взрослых приводит к тому, что ребёнок не может что – либо решить самостоятельно.
В школе от ребёнка потребуется умение понять задание учителя, подчинив ему свои собственные желания. А для этого необходимо, чтобы ребёнок умел сосредотачиваться на инструкции, которую он получает от взрослого. Вы сами можете развить такое умение дома, давая ребёнку разные задания. Для этого вам нужно попросить повторить задание, которое вы ему дали, чтобы убедиться, что он правильно понял задание.
Свидетельством того, что самостоятельность у ребёнка формируется достаточно успешно, служит привычка без напоминания и помощи взрослого выполнять ежедневно повторяющиеся действия (убирать игрушки и т.д.), стремление прийти на помощь.
Волевое поведение у ребёнка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, ответственного поручения, в умении перебороть страх, боль.
В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребёнка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребёнок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме. Не менее важным является координация глаз и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно – двигательной и считают её одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе. Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышление ребёнка. У ребёнка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень памяти и внимания. Поэтому очень важно ещё до школы начать готовить руку ребёнка к письму. Стоит особо подчеркнуть, что речь идёт именно о подготовке руки. Учить ребёнка писать до школы не следует.
Подготовка руки к письму может заключаться в упражнениях и заданиях, направленных на координацию движений рук. Как же определить, насколько ребёнок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребёнок. Вас должны насторожить следующие факты:
- ребёнок чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;
- все предметы на рисунке нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении. Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно – двигательной координации играет рисование. У ребёнка, работающего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования напоминает технику письма.
Специальные исследования показывают, что значительное влияние на формирование работоспособности у дошкольников оказывают игры на свежем воздухе, обучение плаванию, регулярная утренняя гимнастика и, наконец, соблюдение режима дня. Рациональность режима строится на основе:
- наилучшего соотношения между сном и бодрствованием;
- соотношения между умственной и физической нагрузкой.
Ребёнок, который живёт по режиму, легче овладевает многими бытовыми, культурно – гигиеническими, трудовыми навыками, постепенно привыкая выполнять их почти автоматически, что приводит к высвобождению внимания ребёнка для более сложной деятельности. Он приучается планировать своё время и распределять работу.
На заметку
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
Десять советов родителям будущего первоклассника:
1.Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребёнка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
2.Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
3.Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребёнок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
4.Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придётся ли вставать слишком рано?
5.Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребёнка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).
6.Уточните, в какое время ребёнок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие - либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).
7.Подготовьте место для занятий ребёнка дома.
8.Не настраивайте ребёнка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
9.Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребёнком.
10.Не относитесь к первым неудачам ребёнка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Используемая литература:
Безруких М.М. Пора ли в школу, Вентана – Графф,2003
Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Москва, институт практической психологии, 1998 год.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Москва, издательство «Просвещение», 1988 год.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., издательство Просвещение, 1968.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка - М., издательство Просвещение, 1972.
Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987.
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста - М.: Педагогика, 1988.
Урунтаева Г.А. Психология дошкольника - М.: Издательский центр- Академия, 2000.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ