Консультация для родителей «Игра дошкольника в условиях семейного воспитания»
Консультация для родителей.
«Игра дошкольника в условиях семейного воспитания»
Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском саду. Причем в семейной обстановке общение взрослых с ребенком осуществляется на фоне доверительных, теплых отношений. Даже маленький дошкольник может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте еще является фактически игрой.
Родители способны формировать игровые навыки у детей во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел. Например, во время стирки ребёнку можно предложить кукольное корыто, мелкие предметы, показать, как надо стирать, поощрить его действия, подбодрить, похвалить за старания, а вечером, за семейным ужином, рассказать, как хорошо он трудился. Можно попросить ребенка помыть в этом же корытце куклу, мелкие игрушки. Старшему дошкольнику такая работа уже хорошо знакома, и он способен выполнять ее самостоятельно.
Ребенку важно с ранних лет не только овладевать трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых.
Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим.
Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание детских пластинок, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство.
Большинство взрослых понимают игру широко, не придавая особого значения ее воспитательной роли. В первую очередь игра знакомит ребенка с окружающим миром, а потом воспитывает разные навыки. Родители старших дошкольников отдают предпочтение играм, способствующим формированию познавательной сферы ребенка, подготовки его к школе. И покупают главным образом «умные» игрушки: настольно-печатные, электрифицированные, механические.
На долю младших дошкольников выпадает лишь одна треть игрушек, развивающих логическое мышление, фантазию, творчество.
Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность взрослым, наблюдая за ростом и развитием ребенка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.
Играя с ребенком, вы получите ощущение радости, семейного счастья, откроете в нем новые, удивительные черты характера, которые в повседневной суете не заметишь. Испытаете радость от общения с ним. Игры способствуют росту духовного родства между вами. Узнаете себя в играх детей. С помощью игры формируются положительные отношения между детьми, воспитываются нравственные качества личности, в том числе и качества будущего семьянина.
Как известно, игрушка является одним из условий развития игры дошкольника. В детском саду большое значение придается подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители, не понимая значения игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные родственниками и друзьями родителей. Как правило, при их выборе взрослые не задумываются о педагогической целесообразности, главное — доставить ребенку сиюминутное удовольствие.
В результате обычно у девочки скапливается много кукол, не всегда обеспеченных домашней кукольной утварью, у мальчиков всевозможный игрушечный транспорт и оружие. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по содержанию играм: у девочек — в основном в «Семью», «Детский сад», у мальчиков — в «Воинов», «Шофёров».
Игры мальчиков дома практически бессюжетны. Весьма непопулярны среди них игры с куклами и мягкими игрушками, отображающими людей и животных.
Детям, особенно маленьким, необходимо играть с куклами, игрушечными животными. Такие игры пробуждают добрые чувства, закрепляет нравственные нормы. Овладев тем или иным правилом поведения, ребенок пробует его, прежде всего на кукле, на мишке, делая их партнерами своей деятельности.
Покупая игрушки для своих детей, родители тем самым формируют их игровые интересы. Получая то, что предлагают, ребенок активно подражает действиям отца или матери, их труду, привычкам поведения, отношению к окружающим. Психологами установлено: в младшем дошкольном возрасте мальчики по предложению воспитателя играют с девочками. Но постепенно интересы расходятся, и к семи годам лишь незначительная часть мальчиков включается в игры с девочками, например в «Семью». Причем ребенок, выбирая роль папы, не знает, что ему надо делать и, потому старается уклониться от сюжетно-ролевой игры, предпочитая бегать, кричать, размахивать игрушкой. Такие игры отрицательно влияют на неокрепшую нервную систему, ведут к одностороннему развитию ребенка.
Большую воспитательную задачу несут на себе игры с использованием строительных наборов. Пап и мам не привлекает этот вид игрушек своим неброским оформлением, а их педагогической ценности они не понимают. И в результате лишают детей строительных наборов и конструкторов, способствующих развитию мышления, фантазии, творчества.
Дети, особенно младшего и среднего возраста, часто ломают игрушки из любопытства, с целью узнать, «что там внутри». Но можно наблюдать и пренебрежительное отношение дошкольников к игрушкам. На замечания воспитателя они отвечают: «А у меня лучше есть», «Мне мама еще купит» и т. д. Проведенное исследование показало: почти половина родителей выбрасывают поломавшуюся игрушку, даже не пытаясь ее отремонтировать.
Совет А. С. Макаренко никогда не выбрасывать игрушки, особенно на глазах у детей, а принимать меры к их починке, не только не утратил своего значения, но в настоящее время приобрел еще большее социальное звучание.
Если воспитатели и родители прививают детям бережное отношение к вещам, окружающим предметам, игрушкам, то, воспитывая бережливость, они делают одновременно и нечто большее: воспитывают ответственность, организованность, трудолюбие, самоконтроль и другие нравственные качества.
Купив малышу новую игрушку, надо показать, как с ней играть и где ее хранить; у пяти - шестилетнего дошкольника следует спросить, как он будет играть с такой игрушкой, какой игровой материал ему еще понадобится, с кем будет играть. Можно использовать и такой прием: убирать на время часть игрушек, которые надоели ребенку, а затем постепенно вносить их.
Практика показывает: не все родители понимают, что для игры должно быть отведено специальное место. Даже при наличии достаточной жилой площади (иногда и отдельной детской комнаты) игрушки хранятся бессистемно, на полу или в шкафу. Если ребенок не имеет определенного места для игрушек, то у него развивается небрежность, безответственность, стремление переложить свои обязанности по уходу за ними на других членов семьи, родителей, старшего брата или сестру. С возрастом эти отрицательные качества закрепляются и в дальнейшем проявляются в учебной и бытовой деятельности.
Умение играть в домашних условиях в немалой степени зависит от количества взрослых членов семьи, от наличия братьев и сестер. Наблюдения показывают: игры младшего дошкольника со старшим становятся содержательными и разнообразными, особенно если старшей оказывается сестра шести — восьми лет. Она выступает в роли мамы, принимает брата в «девчоночьи» игры, а в детском саду он играет с мальчиками, таким образом, приобщаясь к разным видам игр.
Положительные отношения складываются между однополыми детьми, имеющими разницу в возрасте четыре-пять лет. При этом сохраняется общность интересов, старшие передают младшим опыт игровых отношений, учат правилам игры. При разнице в возрасте восемь — десять лет старшие выступают в роли как бы вторых родителей.
На характер игры большое влияние оказывают отношения, сложившиеся между детьми в повседневной жизни. В одних семьях младшие ни в чем не уступают старшим. Чувствуя поддержку родителей, они захватывают себе лучшие игрушки, жалуются на брата (или сестру) без всякого повода, нередко несправедливо. Это разрушает детские игры.
В других семьях отношения между детьми складываются иначе. Старший не хочет играть с младшим, не уступает ему ни в чём, в играх оставляя для него самые непривлекательные роли. Младший, чтобы быть рядом со старшим и его друзьями, готов полностью находиться в его подчинении (выполнять любые бабы-яги, врага, Кащея Бессмертного и др.).
Иногда дети дружат между собой, но общих интересных игр у них не получается. Причина кроется в разных игровых уровнях. Младший, играя со старшим, не подчиняется правилам, потому что не владеет ими. Для него главное — действие с игрушками. Старший, соблюдая правила, требует их выполнения и от младшего. Родители, не догадываясь, в чем причина несогласия детей, не могут помочь в налаживании игровых отношений.
Еще большие трудности испытывают родители, имеющие младших дошкольников, близких по возрасту (год-полтора и три-четыре). Оба не умеют играть: младший не имеет игровых навыков, старший не владеет умением вовлекать в игру. Младший хватает игрушки, носит их по комнате, разрушает игры брата (сестры), всё ломает и разбрасывает. Дети ссорятся. Выход из такого положения – самим играть с детьми.
Наиболее благополучно обстоит дело там, где вместе проживает три поколения: бабушка и дедушка, мама и папа, дети. Отсутствие педагогических навыков у молодых родителей успешно компенсируется жизненным опытом бабушек, обычно хорошо чувствующих потребности и возможности своих внуков. Бабушки чаще, чем матери, используют игровые приемы, помогающие им в повседневном уходе и воспитании, шутки, прибаутки. Они проявляют большую терпимость к шалостям и капризам детей, пользуются в основном методами убеждения, а не категоричного подчинения своим требованиям. Все это создает более демократичный, спокойный, как правило, эмоционально-положительный тон внутрисемейных отношений.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ