Краеведческий подход в обучении естествознанию
Введение
Актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы по истории России, природоведению, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения.
Краеведение выступает одним из важных элементов национально-регионального компонента содержания образования. В отечественной традиции краеведение всегда рассматривалось как значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, которая отличается локальностью исторического пространства и рассматриваемых событий. Изучение истории края предполагает также знакомство с природно-географическими, социально-экономическими и демографическими особенностями места проживания, его историко-культурными памятниками, духовными и нравственными ценностями жителей.
Как часть системы образования краеведение полифункционально. Прежде всего, надо отметить его мировоззренческий аспект, познавательную и воспитательную функции. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс [8].
Реализация воспитательного потенциала изучаемых предметов, решение задач гражданско-патриотического и нравственного воспитания требуют обращения к краеведческому материалу. История Курска, города, имеющего богатую историю, представляет для этого великолепные возможности.
Использование местного материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков. Объем краеведческого материала может быть разным и в учебном процессе зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребенка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшими школьниками важности этого мира, своего места в нем, позволяет по-новому осмыслить привычное.
Также усиление роли исторического краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с интересом к истории своей Родины учащихся школ, а в связи с этим – созданием в сельских и городских школах небольших музеев, краеведческих уголков [19].
Это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Цель курсовой работы – изучить особенности краеведческого подхода в обучении младших школьников.
Исходя из поставленной цели, мы выдвинули следующие задачи исследования:
Изучить методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть роль пришкольного участка и краеведческого уголка в реализации краеведческого подхода.
Дать характеристику краеведческому принципу.
Рассмотреть связь экологического и краеведческого принципов.
Объект исследования – процесс обучения, развития воспитания младших школьников на уроках естествознания и окружающего мира.
Предмет исследования – особенности краеведческого подхода в обучении естествознанию.
Методы исследования – теоретический анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, главы 1, главы 2, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I
Принципы обучения естествознанию
Понятие о принципах обучения. Классификация.
Рассмотрим, как классифицируют принципы обучения естествознания авторы методик преподавания естествознания в школе:
В настоящее время естественнонаучное начальное образование представлено несколькими вариантами. Конкретное содержание каждого варианта заложено в определенной программе и реализовано в соответствующих учебниках. Однако, каким бы ни было содержание, отбор его должен учитывать некоторые общие принципы, хотя в каждом варианте могут быть и свои специфические принципы. Общие принципы отбора содержания определяются с учетом социального заказа общества школе, уровня развития и социальной значимости (функции) базовой науки, фундаментальными исследованиями, проведенными в методике преподавания естествознания в ходе ее становления и развития и, по мнению Г.Н. Аквилевой, могут быть следующими.
1. Естественнонаучное образование в начальной школа наиболее целесообразно строить по принципу интеграции в педагогически целесообразном объединении и трансформации сведений из разных наук. Этот принцип был заложен В. Ф. Зуевым, затем поддержан и обоснован А. Я. Гердом (см. с. 27 настоящего пособия). Вместе с тем имеется опыт преподавания в начальной школе самостоятельных учебных предметов естествознания и географии, например в системе Л. В. Занкова. Однако сравнительного исследования результативности обучения по интегрированным курсам и самостоятельных естествознания и географии не проводилось, поэтому, выдвигая данный принцип, мы опирались на ретроспективные научные исследования и длительную педагогическую практику.
2. Содержание и структура начального естествознания должны отвечать принципу научности, т. е. современному уровню развития наук о природе. Даже самое минимальное содержание учебного материала должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы в ней нашли отражение целостное содержание и структура какой-либо теории. Эта целостность применительно к начальному естествознанию, с нашей точки зрения, заключается в теории: развитие в природе идет от простых форм к сложным. Значит, отбирается такая группа основных естествоведческих понятий, законов, закономерностей, которая бы составила основу восприятия данной теории. При этом следует учесть, что понятия, законы и закономерности отбираются и структурно оформляются таким образом, чтобы между ними можно было устанавливать взаимосвязи. Без такой возможности теряется целостность научного знания.
Принцип научности имеет особое значение для начального естествознания. Дело в том, что распространенным является факт, когда дети приходят в школу с искаженными бытовыми знаниями о природе, в частности — знаниями, проникнутыми антропоморфизмом. Немалую роль играют в этом художественные произведения. Недостаточно высокий образовательный уровень ряда учителей в области естествоведческих наук также отрицательно сказывается на научном уровне знаний учащихся. Если на начальном этапе обучения не откорректировать эти ошибки, то они сохраняются у человека, порой, на всю жизнь. Поэтому содержание начального естествознания не просто должно отвечать принципу научности, но и быть направленным на коррекцию, уточнение, исправление уже имеющихся знаний.
3. Необходим учет дидактических принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учебный предмет.
4. Важным принципом отбора и конструирования содержания естествознания является принцип практической направленности. Теоретической основой его применения служат разработанные в дидактике положения о целесообразном соотношении сознания и деятельности, о необходимости деятельностного подхода в обучении. Этот принцип реализуется, прежде всего, в том, что содержание учебного естествознания отбирается с учетом преимущественного усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности — наблюдения, распознавания признаков, эксперимента и моделирования. Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Значимость этого принципа заключается еще и в том, что его использование создает запас конкретных представлений и первоначальных понятий, необходимых для организации деятельности осмысления.
5. Тесно связан с принципом практической направленности другой специфический принцип — краеведческий. Начало этому принципу было положено В. Ф. Зуевым. Сущность его заключается в том, в начальной школе ребенок должен изучить окружающую его природную и социальную среду. Это создает хорошую основу для формирования отчетливых представлений о природе и социологии отдаленных территорий Земли.
6. Отбор естествоведческого содержания с учетом принципа экологической направленности определяется требованиями времени. В самом деле, экологических знаний, экологической культуры требует любая отрасль практической деятельности человека, даже быт. В наше время влияние человека на природу становится все сильнее и заметнее. Одной из сторон этого влияния является использование человеком природных ресурсов в своей хозяйственной деятельности. Но природные ресурсы в конечном итоге исчерпаемы. И при длительном и нерациональном использовании они могут иссякнуть. Отсюда понятна угроза существованию жизни на Земле. В этом плане у человечества достаточно серьезных опасений: ко многим проблемам — политическим, военным, экономическим, энергетическим — добавляется еще одна — экологическая. Поэтому в нашей стране обязанность охранять природу стала требованием конституции, а экология — необходимым образовательным компонентом всех естественнонаучных учебных дисциплин. Наиболее существенными в экологическом образовании младших школьников являются следующие положения:
— знания, подводящие к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии, сформулированных Коммонером в виде законов;
— практические меры по восстановлению нарушенного в природе равновесия;
— правила поведения в природе.
Названные компоненты должны рассматриваться в содержании естествознания как причина и следствие, вытекать одно из другого и, в конечном итоге, подводить ребенка к пониманию необходимости совершенно определенного отношения к природе и непосредственного посильного участия в ее охране. Отсюда вытекает необходимость при разработке содержания начального естественнонаучного образования определить виды и содержание мероприятий по охране природы, которые могут выполнять младшие школьники.
7. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний. Реализация его требует решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами естественнонаучного образования.
8. Содержание начального естественнонаучного образования должно отвечать общественным целям воспитания и развития подрастающего поколения [1].
Н.Г. Аквилева выделила 8 основных принципов обучения естествознанию.
А Пакулова В.М. считает, что основных принципов должно быть 4:
Содержание курса природоведения базируется на основе многих наук: биологии, географии, физики, химии, минералогии, в связи, с чем оно приведено в определенную систему, соответствующую основным дидактическим принципам: научности, доступности, систематичности и последовательности раскрытия ведущих понятий.
Начальное природоведение закладывает основы материалистического понимания явлений природы, доступно объясняет простейшие связи между отдельными природными явлениями, показывает, как человек использует богатства природы в интересах общества и ведет работу по ее охране. Включенный в содержание курса материал соответствует последним достижениям науки о природе. В основе его отбора лежит принцип научности.
Отобранные факты подвергаются дидактической обработке с учетом возрастных особенностей младших школьников и общего уровня их подготовки.
Изучение природы начинается с непосредственного контакта с ней. В связи с этим еще К.Д. Ушинский отмечал, что, прежде всего, нужно изучать природу своей местности. Местный материал является наиболее доступным для младших школьников: он удобен для непосредственного наблюдения, с ним дети часто встречаются в повседневной жизни, быту, он им более понятен и легче усваивается. Именно поэтому краеведческий принцип положен в основу современного курса природоведения для 3-х - 4-х классов и ориентирует учителя на ознакомление учащихся с объектами природы своей местности.
Программа начального курса природоведения построена по принципу сезонности, так как наблюдения за изменениями в неживой и живой природе в разное время года дают убедительный материал о взаимосвязи явлений в природе, доступны для непосредственного наблюдения младшими школьниками и возможны для наблюдения повсеместно.
Изучение природы своей местности и сезонные наблюдения в окружающей природе делают материал природоведения в 3-х – 4-х классах доступным для понимания младшими школьниками.
Содержание современного курса природоведения подчинено принципам систематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий. Природоведческий материал в программе располагается в определенной системе. Дети сначала изучают элементы неживой природы, накапливают базу соответствующих знаний для изучения живой природы и понимания ее взаимосвязи с условиями окружающей среды. В программе хорошо просматривается преемственность в формировании и развитии природоведческих понятий. Например, в 3 классе у учащихся формируются знания о растительности и животном мире лесов, лугов, полей, садов. В 4 классе при изучении основной темы « Природа нашего края» эти знания расширяются, дополняются и развиваются.
Все темы и разделы начального курса природоведения взаимосвязаны и поэтому в процессе последовательного изучения природоведческие знания и умения обогащаются новым содержанием, развиваются на основе элементарных природоведческих сведений, полученных школьниками в 1 – 2 классах [14].
Петросова Р.А. считает, в курсе естествознания начальной школе в настоящее время можно выделить два основных направления.
Первое направление включает в себя формирование знаний о природе и окружающем мире. Естествознание – это интегрированный курс, в основу которого положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы рассматриваются различными науками, такими, как география, геология, биология, химия, физика, почвоведение, экология. Интеграция элементов каждой науки создает условия для формирования у учащихся общих представлений о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Поэтому для формирования знаний по первому направлению необходимо:
- обобщить имеющиеся у учащихся сведения, полученные до школы;
- сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и неживой природе, о природных объектах (воде, воздухе, горных породах, почве; живых организмах) и их свойствах;
- сформировать первоначальные географические представления о карте и глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности;
- дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе;
- познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности.
В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения – изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из окружающей среды.
Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным воспитанием учащихся. Охрана природы – стержень всего курса естествознания, вне зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета. Основное внимание должно быть направлено на создание условий для непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся:
- получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и неживой природой;
- знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые способствуют формированию навыков правильного поведения в природе;
У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы поведения в природе. Все это способствует формированию экологической культуры личности. Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания:
- о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и связанных с этим изменениях в природе;
- о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях;
- о телах и веществах, их основных свойствах;
- о явлениях природы;
- о живых обитателях планеты, их связи с неживой природы и зависимости от нее, о явлениях в живой природе;
- о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми обитателями, особенностями его организма;
- об экологических связях в природе и противоречиях между природой и обществом;
- о хозяйственной деятельности человека рациональном природопользовании, о его ответственности за жизнь на планете и сохранении ее богатств [15].
Все эти авторы выделяют принцип краеведения.
1.2. Краеведческий принцип обучения
Краеведение - важное средство формирования культуры. Наряду с обучающими и воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.
О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в XVII в. Я.А. Коменский, в XVIII — IX вв.— Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в русской педагогической литературе появились во второй половине XVIII века. В 1761 году М.В. Ломоносов писал о привлечении «малых, а особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Делались попытки обосновать педагогическую ценность ознакомления учащихся со своей ближней «родиной» — краем. Эти идеи нашли отражение в Уставе народных училищ, составленном под руководством Янковича в 1786 году и в Уставе народных училищ 1804 года.
В 1862 Н.X. Вессель предложил ввести в школе специальный учебный предмет «отчизноведение», в содержание которого он включил элементы местной географии, естествознания и истории и видел в нем базу для последующего образования. К.Д. Ушинский, называя подобный предмет «отечествоведением» (1863), связывал с ним не только первоначальное знакомство с элементами географии, истории и естествознания, но и изучение родного языка, развитие речи детей; выступал за широкое использование местного материала в обучении. В изучении родного края К.Д. Ушинский видел одно из средств патриотического воспитания школьников. Авторами первых в России методических рекомендаций по родиноведению были Н.Х. Вессель и К.Д. Ушинский, включивший методические рекомендации по использованию местного материала в книгу для учащихся «Родное слово» (1864).
В 1862 был издан первый русский учебник географии с элементами краеведения (П.Н. Белоха, «Учебник всеобщей географии»). В его третьем издании 1867 года содержалась «Программа для изучения места жительства или родины». Идею создания школьных учебников на краеведческой основе позднее поддерживал Л.Н. Толстой. В 1896 Е.А. Звягинцев выдвинул, основанный на изучении родного края, принцип «локализации» учебного процесса на всех его этапах, понимая под «локализацией» общий метод педагогической работы с детьми, принцип отбора учебного материала, дающий педагогу возможность создать для учеников условия, благоприятные для наблюдения и исследования. С целью профориентации учащихся подробно рассматривается вопрос о трудовых ресурсах, профессиях, местных помыслах и т.д.
Краеведческий материал привлекается при изучении отечественной региональной географии. В республиках, краях, областях как дополнительный материал к учебникам географии, истории и других учебных предметов издаются краеведческие пособия. В курсе экономической географии зарубежных стран раскрываются связи края с другими государствами. В географических темах ставятся вопросы охраны и благоустройства окружающей среды.
Опытническая работа на пришкольном участке, в теплице, выполнение школьниками летних заданий, включающих проведение, описание и оформление результатов наблюдений в природе за жизнью растений и животных, выращивание растений, способствуют усвоению учащимися знаний о местной флоре и фауне, о биологических особенностях, экономическом и культурном значении типичных представителей природы своего края. Во многих школах и внешкольных учреждениях работают кружки юных натуралистов, друзей природы, полеводов, животноводов, лесоводов. В разных регионах страны созданы школьные лесничества.
Термин «краеведение» в педагогической литературе впервые появился в работе историка-методиста В.Я. Уланова («Опыт методики истории в начальной школе», 1914) и в выступлении учителя И.Н. Манькова на одном из съездов учителей (1914). Под краеведением понималось изучение школьниками уезда и губернии («второго концентра края»), более важная роль отводилась «родиноведению», в основе которого должны были лежать наблюдения учащихся. Подобное деление на «родиноведение» и краеведение характерно для русской педагогической мысли начала ХХ века, и первых лет советской школы. В середине 20-х годов термин «краеведение» утвердился в советской педагогической литературе, включив в себя смысловое значение «родиноведения». Теория и практика краеведения в советской школе развивались в соответствии с положениями Декларации «о единой трудовой политехнической школе» (1918). Непосредственные наблюдения и самостоятельные исследования, экскурсии, коллекционирование и организация школьных музеев и уголков, кружковая работа выдвигались в качестве важных методов обучения и организационных форм работы. Педагогические основы советского краеведения разработаны в трудах Н.К. Крупской, М.Н. Покровского. Заметный вклад в разработку и пропаганду краеведения и краеведческого принципа внесли Н.Н. Баранский, Б.В. Всесвятский и др. педагоги и методисты.
Расцвет краеведческой работы приходится на первое десятилетие советской власти и связан с деятельностью по спасению архивов, охране памятников культуры. В разных городах создавались музеи, краеведческие общества, которых к 1929 насчитывалось около 2 тысяч. Выходили журналы «Краеведение» и «Известия Центрального бюро краеведения», которые редактировали академики Н.Я. Марр и С.Ф. Ольденбург.
Краеведение ориентировало педагогов на систематическое рациональное использование местного материала в учебно-воспитательном процессе на уроках и во внеурочное время. При Центральном бюро краеведения, созданном в 1922 году при Академии наук СССР, а также при губернских, а уездных бюро краеведения были организованы специальные школьно-краеведческие комиссии для разработки вопросов организации и методики краеведческой работы в школе. В решениях II Всесоюзной конференции по краеведению в 1924 году отмечалось, что одним из основных должно стать «общественно-прикладное направление школьно-краеведческой работы, когда изучение вопросов переходит в посильные детям работы по подъему производительных сил местного края».
Черты школьного краеведения — курс на всестороннее изучение края, его производительных сил, общественной жизни, исторического прошлого связь с научным краеведением, необходимость активного участия школьников в общественно-полезном труде — складывались в полемике. Приходилось преодолевать: «родиноведческий романтизм» — излишнее увлечение прошлым; «описательность» краеведения — фиксацию фактов и явлений местной жизни без установления причинных связей; «краеведческий автономизм» — привлечение в чрезмерных дозах местного элемента; излишнее увлечение «экономическим» направлением в краеведении, при котором работе в области истории и этнографии придавалось второстепенное значение. Односторонностью страдало также «словесно книжное» краеведение, когда педагог, не имея достаточной краеведческой подготовки, сводил краеведческую работу к передаче ученикам готовых знаний, взятых из книг, учебников, газет.
После 1932 года элементы краеведения вводились в программы школы по географии, обществоведению, литературе, истории и языкам.
Демократическая самодеятельность краеведческих обществ, которая создавала возможность нестереотипной, неодинаковой жизни в разных городах и краях, не вписывалась в начинавшуюся бюрократическую регламентацию общественной жизни. К 1929 году фактически прекратилась работа по охране памятников, закрывались краеведческие музеи. В 1930 году был упразднен отдел по охране памятников при Наркомпросе, созданный в мае 1918 года, в ведении которого находились все краеведческие музеи. Пленум Центрального бюро краеведения в 1931 году принял резолюцию изъять всю выпущенную к этому времени литературу по краеведению. Историческое краеведение заменялось производственным: изучение деревни и городов трансформировалось в изучение колхозов, фабрик и заводов. Планы краеведов вписывались в планы пятилеток. В середине 30-х годов все краеведческие организации были ликвидированы.
В годы Великой Отечественной войны краеведческая работа в школе активизировалась. Учащиеся вели поиск документального материала о героизме своих земляков на фронте и в тылу врага, создавались поисковые группы, кружки юных краеведов-следопытов, возникло движение красных следопытов. В сложнейших условиях военного времени была развернута работа по выявлению и сбору вещественных и письменных источников об участии населения края в борьбе против захватчиков.
В 50-е годы большую роль в повышении качества краеведческой работы играли музейно-краеведческие советы, созданные при областных музеях, которые координировали различные направления изучения родного края, оказывали научно-методическую помощь народным, школьным музеям и краеведческим кружкам.
Введение в 60-х годах новых учебных программ по истории, географии и другим предметам, в которых значительно усилились элементы краеведения, стимулировало дальнейшее развитие всех его видов, были введены факультативы по истории края.
В начальной школе учащиеся наблюдают природу и жизнь, слушают рассказы учителя, читают книги о родном крае и его людях. Знания о родном крае получают на уроках, во время экскурсий (на природу, на ближайшие предприятия, в музеи и т.д.), на утренниках и сборах. В соответствии с программой курса природоведения.
У учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев – по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, республики, входящие в состав Российской Федерации, более крупного региона, всемирной истории.
Важным условием развития краеведения являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Разработаны федеральный и региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории края, местных этносов, их культуре, интегрированных курсов краеведения и т.д. Практически во всех субъектах Российской Федерации изданы краеведческие учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях. В ряде регионов появились новые книги по истории, экономике и культуре отдельных районов. Эти краеведческие издания успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения систематически публикуются в средствах массовой информации. В творчески работающих школьных коллективах исследуются вопросы содержания и организации краеведения. Больше внимания стало уделяться краеведческой подготовке и переподготовке педагогов.
При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно-исследовательской работе. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая позволяла бы столь быстро включиться студенту и молодому учителю в научную работу.
Краеведение, как и другая научная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. В некоторых школах ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Такая работа вряд ли может считаться краеведческо-поисковой или тем более, научной, хотя она, конечно, и самая необременительная.
Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение представляет такие возможности довольно широко.
Поспешность недопустима и в методике организации краеведческой работы.
Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель истории подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не каждый владеет знаниями по организации музеев. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников истории и культуры, которые имеются в любом уголке нашей необъятной Родины. Работы по их выявлению и охране хватит для всех учащихся.
Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Сейчас во многих школах создаются музеи боевой и трудовой славы, большей частью специализированные, посвященные какому-то роду войск или какой-то определенной тематике. При создании таких музеев учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего микрорайона, которые нуждаются в помощи. Учащиеся, оказывая ее, воспитываются в нетрадиционной сфере, что бывает особенно эффективным.
Когда идет речь о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.
На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.
Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.
Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем. Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал, что это самый массовый вид науки, так как в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники.
К сожалению, в ряде школ учителя ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно-книжное» краеведение. В таких школах сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения программного материала по истории.
«Поле» краеведения значительно расширилось за последнее десятилетие. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей – членов семьи, земляков, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.
Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Глава II
Методические особенности реализации краеведческого подхода в обучении.
2.1. Связь экологического и краеведческого принципов в обучении.
На пороге третьего тысячелетия обострившаяся проблема общества и экологии приобретает глобальный характер. Нарастающая экологическая напряженность в мире заставляет общество усиленно размышлять о возможности выхода из критической ситуации.
Экологическое образование должно перестать носить общетеоретический, глобальный, отвлеченный характер. Оно должно стать краеведческим регионально-локальным, личностно-значимым для учащихся. В проекте Национальной Доктрины в РФ задача экологического воспитания, формирующего бережное отношение к природе, скромно ставится на последнее место среди ряда других задач. Она несправедливо отделена от одной из основных целей системы образования – воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Историческое и культурное наследие непрерывно связано с природным наследием. И сегодня экологическое образование, развивающее эколого-гуманистические принципы, принцип конволюции общества и природы призвано сыграть серьезную роль в достижении основных целей образования и развития общества.
Экологическое краеведение признается специалистами развитых стран в качестве основы, обеспечивающей понимание учащимися современных экологических проблем и сознательное условие абстрагированных экологических понятий. Специалисты развитых стран отмечают следующие приоритеты применения краеведческого подхода к обучению: основательность усвоения учащимися ведущих идей и понятий современной экологии, выработку ассоциативных связей между локальными проблемами окружающей среды и более масштабными экологическими явлениями, наглядную демонстрацию фактов положительного и отрицательного влияния человека на природу, вовлечение учащихся в посильную практическую деятельность.
Эколого-краеведческая библиотека как средство воспитания экологической культуры школьников.
Проблема сохранения природы и человека как ее части является важнейшим содержательным аспектом экологического образования и информации. По мере усиления негативного воздействия на природу возрастает и степень человеческой ответственности за нее, которая достигла в настоящее время той ситуации, когда правомерно говорить о ее моральном статусе.
Экологическое краеведение признается специалистами в качестве основы, обеспечивающей понимание учащимися современных экологических проблем и сознательное усвоение абстрагированных экологических понятий.
Многие исследователи подчеркивают следующие приоритеты применения краеведческого подхода в обучении:
наглядную демонстрацию фактов положительного и отрицательного влияния человека на природу;
выработку ассоциативных связей между локальными проблемами окружающей среды и более масштабными экологическими явлениями;
основательность усвоения учащимися ведущих идей и понятий современной экологии;
вовлечение учащихся в посильную практическую деятельность.
Школьное экологическое краеведение как педагогический феномен находится на стыке двух областей знания – экологического образования учащихся и краеведения в школе. Школьное экологическое краеведение, по мнению Т.А. Бабаковой, с одной стороны, является органичным компонентом экологического образования школьников, с другой – направлением краеведения в школе. Эколого-краеведческая библиотека является одной из форм экологического краеведения в школе.
В настоящее время библиотеки проводят большую работу по экологическому просвещению и образованию населения. Как отмечает О.В. Покровская, «…сегодня мы с уверенностью можем говорить о движении библиотек за экологическое просвещение населения». Велика роль тематических библиотек, особенно в селе. Для создания эколого-краеведческой библиотеки необходимо несколько условий. Во-первых, должна возникнуть необходимость систематизации краеведческой информации в связи с развитием регионального компонента экологического образования. Во-вторых, на территории района должен быть накоплен богатый материал в виде докладов, статей, сообщений, которые нужно будет оформить в виде систематического каталога. В-третьих, должна возрастать потребность в экологической информации не только у учащихся, но и студентов, учителей, преподавателей, жителей района.
При организации эколого-краеведческой библиотеки важно изучение специальной литературы. Именно после прочтения учебников, учебных пособий по библиографии становится понятным то, что эта работа требует специальных знаний. В процессе организации работы библиотеки необходимы консультации специалистов по вопросам библиографической работы, составлению библиографических пособий, подготовки обзоров литературы и др. Теоретические вопросы библиографии, библиотековедения достаточно хорошо представлены в учебных пособиях Г.Н. Диомидовой и О.П. Коршунова.
Остановимся на характеристике краеведческих библиографических пособий.
К краеведческим относятся библиографические пособия (указатели, списки, обзоры), отражающие документы, по содержанию связанные с определенной местностью. Краеведческая библиографическая информация предполагает широкий читательский адрес, однако в постоянной информации о краеведческой литературе заинтересованы, прежде всего, определенные группы читателей: научные работники, краеведы, учителя местных общеобразовательных школ, вузов. Краеведческие библиографические пособия предназначаются всем тем, кто интересуется историей и культурой края, его настоящим и будущим. Их цель – содействовать любви к своему краю, расширять круг краеведческих знаний.
Различают научно-вспомогательные и краеведческие пособия. Среди научно-вспомогательных краеведческих пособий выделяют текущие и ретроспективные. Причем текущие указатели являются преимущественно универсальными, а ретроспективные – разнообразны по содержанию отражаемой литературы (отраслевые, тематические, библиографические – общие и группы деятелей).
Текущие научно-вспомогательные пособия – это систематические указатели новой литературы (книги, статьи из газет и журналов, карты, атласы, путеводители).
Ретроспективные научно-вспомогательные пособия посвящаются области в целом, району, городу. Ретроспективные научно-вспомогательные пособия делятся на:
универсальные, которые посвящаются краю в целом;
отраслевые и тематические (по истории края и таким темам, как природа, природные ресурсы), предназначаются в помощь тем, кто занимается научно-исследовательской деятельностью;
персональные и библиографические словари, которые отражают литературу, характеризующую связи отдельного лица или группы лиц (писателей, ученых, путешественников, землепроходцев) с данным краем;
указатели местных периодических изданий (газеты, журналы, труды, бюллетени и др.);
указатели краеведческих библиографических пособий, необходимых научным работникам и специалистам.
Рекомендательные краеведческие пособия имеют различное целевое и читательское назначение, их главная цель – оказание практической помощи в пропаганде литературы о крае. Они могут быть представлены совокупностью пособий: универсальными указателями о крае; календарями знаменательных дат (юбилеи событий, ученых, путешественников и др.); тематическими указателями.
Универсальные рекомендательные указатели литературы предназначаются учителям, журналистам, преподавателям, библиотекарям, членам краеведческих кружков, краеведам. Виды отражаемых произведений печати-книги (полностью посвященные краю), главы, разделы и даже отдельные страницы из книг, статьи из центральных и местных периодических изданий, карты, атласы, путеводители и др.
В эколого-краеведческой библиотеке могут быть представлены следующие разделы:
История и современность края. Экологические проблемы
Природные ресурсы. Рациональное использование
Реки. Путеводитель по реке.
Заповедники региона
Растительные ресурсы. Лекарственные растения
Охраняемые виды растений
Животный мир. Охрана животного мира
Топонимика
Персоналии. Календари знаменательных дат (ученые, краеведы)
По каждому разделу ведется систематическая картотека статей (САС).
В эколого-краеведческой библиотеке должна быть представлена литература для учебно-воспитательного процесса по следующим разделам:
Глобальные экологические проблемы (учебники для вузов, книги по общей экологии).
Экология в современном мире (научно-популярные издания по экологии, геоэкологии, охране природы).
Региональные экологические проблемы (учебные пособия по охране природы области, края).
Экологическое состояние административного района (статьи из местной печати по вопросам природопользования административного района).
Методика преподавания экологии (учебные пособия, брошюры, статьи по методике преподавания экологии, и том числе в организации исследовательской работы школьников) [20].
Туристско-краеведческая деятельность как средство обучения географии и экологии
Обучение и воспитание в области естественных наук, к которым относятся география и экология, невозможно без практической деятельности на природе, без непосредственного контакта учащимися и природы. Живой лес, цветы и кустарники трудно заметить какими-либо художественными фотографиями, так как эмоциональное воздействие именно живой природы надолго остается в памяти ребенка. Подкрепление знаний эмоциями и чувствами даем толчок к размышлениям и сопоставлениям. Именно на практическую деятельность ориентировано дополнительное образование, которое отличается особенной технологией, образовательной методикой. Важным направлением дополнительного образования является туристско-краеведческая деятельность, которая признана как комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом и краеведением.
Образовательный процесс в туристско-краеведческой деятельности имеет ряд положительных отличий от общеобразовательного. Во-первых, он происходит на местности, в природном и культурном пространстве, в живом общении с людьми, природой. Во-вторых, проводится он не в формальном учебном классе, а в специально организованном по интересам коллективе. В-третьих, организуется он в свободной временной форме.
Педагогически правильно поставленная туристско-краеведческая деятельность позволяет учителю осуществить краеведческий принцип обучения, как в географии, так и в экологии. Использование краеведческого материала помогает убедить учащихся в необходимости дальнейшего расширения знаний, делает их реальными участниками в поиске научных знаний, выводов и обобщений в процессе изучения нового учебного материала. Полностью на краеведческом материале даются темы, связанные с природой, экологическим состоянием и историей родного края. Здесь успех изучения темы полностью зависит от практического применения знаний учащихся, полученных в походах и экскурсиях по родному краю, и систематизации их на уроке.
В процессе преподавании географии широко применятся экскурсионный метод, позволяющий на наглядном, конкретном материале сформировать у учащихся целый ряд понятий о физико-географических явлениях, отдельных компонентах природы, об их связях, взаимозависимости и развитии, о географической оболочке и составляющих ее разных по масштабу природно-территориальных комплексах. Важную роль в школьной географии играют картографические и топографические знания и умения, освоение которых является необходимым условием для овладения физико-географическими понятиями. Все эти теоретические и практические знания и умения по географии формируются у учащихся во взаимной связи на протяжении трех лет обучения в 6 – 8 классах. В значительной мере эти знания закрепляются в процессе туристско-краеведческой деятельности. Таким образом, занятия туризмом позволяют расширить и закрепить общегеографические знания.
Экологизация обучения производится во время работ непосредственно на природе, где можно наглядно показать тесные взаимосвязи между компонентами природной среды, последствия нерационального природопользования и положительные примеры организации и ведения хозяйства. Поэтому трудно переоценить значение для географического и экологического образований экскурсий и походов.
Туристско-краеведческая деятельность разнообразна по формам проведения: туристская прогулка, экскурсия, поход, экспедиция, туристский лагерь, слет, соревнования, конференция, семинар, олимпиада и др. Такое разнообразие свидетельствует о больших развивающих и формирующих возможностях туристско-краеведческой деятельности [22].
2.2. Роль пришкольного участка в реализации краеведческого подхода.
Необходимость создания школьных учебно-опытных участков передовые педагоги понимали со времен введения в народные училища курса естествознания. Одним из первых школьных садов в России конца XVIII в. был сад при Петербургском шляхетском корпусе, в котором кадеты обучались земледелию. В нем были представлены различные сорта культурных и коллекции лекарственных растений.
В Царскосельском лицее был сад, организованный в 1818 г. Он состоял из отдельных садиков воспитанников и ботанической площадки, созданной по Линнеевской системе.
С середины XIX в. педагогами усиленно пропагандировалось устройство школьных садов в учебных целях. А.Я. Герд создал учебный сад при детской колонии для воспитания малолетних преступников.
В конце XIX в. пришкольные участки повсеместно создавались только при сельских школах. Это было необходимо как в образовательных целях, так и для материального обеспечения учителя.
Массовое развитие школьных учебно-опытных участков наблюдалось после революции 1917 г. Они возделывались с целью трудового воспитания учащихся и ради получения овощей для школьных столовых. На этих участках процветал детский физический труд, который превращался в нудную обязанность. Такая организация учебной работы была впоследствии раскритикована в постановлении ЦК ВКП (б) о школе.
С 1935 г. начинается складываться система учебно-опытнической работы на пришкольных участках. Большое внимание методике организации такой работы уделено в трудах П.А. Завитаева, Н.М. Верзилина и др.
Все современные школы должны иметь учебно-опытные участки для постоянного использования с целью воспитания у учащихся интереса к сельскохозяйственному труду и развития у них первоначальных умений и навыков по выращиванию растений. На пришкольном участке проводится опытническая работа, на основе которой у детей формируются исследовательские умения.
Учебно-опытный участок для начальной школы выделяется как самостоятельный отдел. По возможности он должен быть расположен на ровной поверхности, хорошо освещен и защищен от господствующих ветров зданием школы или живой изгородью. Площадь участка зависит, прежде всего, от количества учащихся. В общей сложности земельная площадь, обрабатываемая вручную одним учащимся, не должна превышать 2-4 м².
На участке начальных классов оформляются овощной, плодово-ягодный, декоративный и коллекционный отделы. В городской школе самую большую площадь занимает цветник и декоративные деревья и кустарники, а в сельской – овощной отдел.
Сельскохозяйственный труд детей как и практическая работа на уроке начинается с постановки целей и определения плана работы. После выполнения намеченного плана подводятся итоги и фиксируются результаты работы. Физический труд и натуралистические исследования должны сопровождаться фенологическими наблюдениями.
2.3. Краеведческий уголок
Организуя работу в уголке живой природы, учитель значительно обогащает и расширяет знания учащихся, формирует у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными, которые могут быть использованы в старших классах и в дальнейшей жизненной практике.
При отсутствии специального помещения для живого уголка необходимый минимум комнатных растений (агава, алоэ, бальзамин, бегония, кактусы, кливия, фикус и др.) можно разместить на специальных стойках непосредственно в классной комнате. На этих объектах можно показать основные части растений, способы размножения, приспособления к окружающей среде, познакомить учащихся с представителями растительного мира различных уголков земного шара.
Каждое растение должно иметь этикетку, на которую записывают его название, родину, время посадки. За годы обучения в начальной школе учащиеся смогут познакомиться со всеми растениями, увидеть цветение некоторых из них, изучить отношение каждого растения к свету, теплу и влаге.
Ухаживая за растениями, учащиеся не только узнают особенности строения каждого из них, но и получают необходимые практические навыки ухода за растениями. Под руководством учителя они проводят несложные опыты, в результате которых у них формируется исследовательский подход к изучению растений. Учащиеся познают на практике необходимость тех или иных условий для жизнедеятельности растительных организмов. Полученные навыки с успехом могут быть использованы в повседневной жизни.
В классной комнате можно оборудовать аквариум и небольшой террариум, где удобно содержать отдельных представителей местных и аквариумных рыб, пресмыкающихся или земноводных. Рассматривая через стекло аквариума уголок подводного царства, школьники наглядно убеждаются в том, что в природе все между собой тесно связано. В правильно оборудованном аквариуме животные находятся в условиях, близких к естественным, поэтому наблюдения за ними дают интересные сведения об их образе жизни и поведении, а также о разнообразных приспособлениях к водной среде.
В аквариуме можно содержать растения: валлиснерию, водокрас, водяной мох, перистолистник, рдест курчавый, роголистник, ряску, элодею. Многие из рыб (голец, карась, карп, линь, пескарь, уклейка) хорошо приживаются в неволе. Из аквариумных рыб наименее требовательны к условиям существования барбусы, гуппи, меченосцы, различные виды золотых рыбок-кометы, вуалехвосты, телескопы и др.
Отдельных водных животных – водолюба большого, гладыша (водяного клопа), катушку обыкновенную, лужанку живородящую, плавунца окаймленного, ручейника – лучше содержать в отдельной банке, так как многих из них поедают рыбы.
При уходе за аквариумом учащиеся должны вовремя менять воду, применяя для этого отстоявшуюся воду; регулярно прореживать растения, оставляя больше места для рыб; кормить рыб в установленное время, давая строго определенную норму корма; следить за температурой воды, не допуская резких ее скачков; следить за состоянием растений и поведением рыб (отсутствие аппетита, вялость, судорожное заглатывание воздуха с поверхности воды свидетельствуют о ненормальных условиях в аквариуме или о болезни рыб и т.п.).
Аквариум дает большие возможности для организации наблюдений за жизнью рыб: развитие мальков; влияние температуры и питания на рост и развитие рыб; выработка условного рефлекса, связанного с питанием (на стук палочки об аквариум); составление списка кормов.
В террариуме уголка живой природы содержат разных животных: жабу, лягушек травяную, озерную, прудовую, тритона гребенчатого, ужа обыкновенного, веретеницу ломкую, черепаху степную, ящериц прыткую и живородящую.
Для земноводных в террариуме должен быть водоём и убежище для укрытия от солнечных лучей. В террариуме для пресмыкающихся водоема может и не быть. Для тритона лучше иметь небольшой аквариум с выступающей из воды площадкой посередине, где бы он мог время от времени отдыхать.
Если живой уголок находится в отдельной комнате, то в нем можно содержать птиц. Лучше всего приручаются чижи, скворцы, снегири, чечетки, щеглы, вороны, галки. Для содержания птиц и млекопитающих (таких, как еж, морская свинка, хомячки, белые мыши и т.п.) необходимо иметь клетки разных размеров с выдвижным дном, кормушкой и поилкой.
Уголок живой природы может быть организован совместно с учителем биологии.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ