Кружок «Человек и природа»

Кружок

Пояснительная записка


«Человек и природа»


  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательном процессе.

В процессе становления современной концепции образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат образования, сколько как результата экологического воспитания.

Курс данной программы решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность дополнительного образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально-педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

Актуальность данной программы заключается в том, что обучающийся вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Практические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах. 
Программа кружка носит исключительно интегрированный характер, так как включает в себя вопросы, краеведения, биологии , экологии, географии, здоровьесбережения.

Экскурсии традиционно являются одним из элементов географической подготовки школьников. На этих экскурсиях изучают географические взаимосвязи. В курсе работы кружка характер экскурсий изменен в сторону анализа взаимосвязей природы и общества, влияния человека на природу, а также влияния природных особенностей на жизнь и здоровье человека. Этот подход крайне важен для такого региона, как Саратовская область, где природа испытывает огромный антропогенный пресс. Данный курс дает возможности для дополнительного ознакомления с этими проблемами непосредственно в природе, а не только в стенах класса. Вид программы-модифицированный


2. Цель: формирование у обучающихся ответственного отношения к природе.

В рамках работы кружка предусмотрено: 
- повторение ранее изученного на уроках материала, его комплексный анализ, закрепление по средствам практических работ на местности; 
- приобретение навыков работы на местности; 
- ознакомление с основами туристической деятельности;
- отработка навыков самостоятельной работы; 
- отработка навыков систематизации знаний; 
- формирование культуры экологии и здоровья человека.

Задачи программы кружка «Человек и природа»:

Обучающие:  
- научить правилам обращения с растительным и животным миром в природе . 
Воспитывающие: 
- воспитать доброе отношение к окружающему миру; 
- пробудить у детей чувство любви к природе. 
Развивающие:  
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям; 
- воспитывать потребность в общении с природой; 
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; 
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе. 


  1. Отличительные особенности программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует оздоровлению детей, формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Занятия в данном кружке призваны помогать обучающимся в приобретении навыка видеть и понимать природу, окружающую природную среду, в которой живет и трудится человек и от состояния которой зависит судьба каждого из нас и наше будущее. 
 Педагогическая идея состоит в выработке мотивации: 
- к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов; 
- к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение; 
- к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру. 


  1. Особенности возрастной группы

Сохранение и укрепление здоровья детей - важная задача семьи и школы. Фундамент отношений человека с окружающей миром закладывается в школьной программе, когда у детей просыпается интерес к своему организму, к широкому кругу явлений, социальной природной деятельности, стремление к общению с природой. Поэтому целесообразно в этот период формировать культуру отношений человека с природой. Набор в кружок –свободный.

Количество обучающихся-10 человек.


5. Режим занятий .

Программа предназначена для обучающихся 11 класса, у которых уже имеются определенные познания в области экологии, биологии, географии и навыки работы с картой. Объём программы составляет 34 часа, 1 час в неделю и рассчитан на 1 год.


6. Формы образовательного процесса

Для более эффективной реализации программы кружка «Человек и природа» предлагается использовать различные формы занятий.

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, конференции, лекции и пр. Главное здесь -обмен информацией, сообщения учеников, учителей, обсуждение проблем.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь -вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Трудовые формы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире -различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружка, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за пришкольным участком, парком Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания.

Игровые (досуговые) формы работы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания-это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть, познавательные, соревновательные, конкурсные. Игра поможет сплотить коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные подготовки презентаций, просмотр и обсуждение фильмов, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки.

Психологические формы работы. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, консультации.

7. Прогнозируемые результаты.

Ожидаемый результат направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Во время экскурсий могут быть проведены не только визуальные наблюдения, но и некоторые практические работы с учащимися, например, обучающиеся должны уметь: 
1. ориентироваться на местности с помощью компаса и картосхемы 
2. составлять дневник полевых наблюдений по маршруту 
3. определять видимые признаки ПТК и их границ 
4. составлять гербарии типичных представителей флоры.


Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальная, групповая, самостоятельная лабораторная, практическая работы, исследования, наблюдения, общественно-полезный труд, сообщения, проекты и экскурсии.

















УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п.п

Дата проведения



Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе


план

факт

теоритических

практических

I



Введение

3

2

1

1



Природа сложна, без нее нам не обойтись. Природные ресурсы Саратовской обл.


1


2



Окружающая среда. Окружающая среда, ее состояние.


1


3



Окружающая среда. Окружающая среда, ее состояние.

Экскурсия в природу



1


II



Человек и природа

23

16

7

4



Человек и природа. Общение человека с природой.


1


5



Контакты человека с природой. Экскурсия в природу



1

6



Контакты человека с природой.

работа на пришкольном участке



1

7



Отдых на природе.


1


8



Отдых на природе.


1


9



Организация отдыха. Выбор места для отдыха



1




10



Рекреация


1


11



Рекреация


1


12



Рекреационные зоны на территории Саратовской обл.

составление карты рекреационной зоны на территории Саратовской обл.



1


13



Современные ландшафты.


1


14



Современное загрязнение ландшафтов.


1


15



Современное загрязнение ландшафтов


1


16



Экологическая культура.


1


17



Экологическое воспитание.


1


18



У природы вы в гостях


1


19



У природы вы в гостях


1


20



Лекарственные растения


1


21



Лекарственные растения. Гомеопатия.


1


22



Лекарственные растения

работа с гербарием



1


23



Круглый год в родном краю


1


24



Круглый год в родном краю


1


25



Птицы и звери Саратовской обл.

сбор материала для презентации «Птицы и звери Саратовской обл.»



1

26



Птицы и звери Саратовской обл.

сбор материала для презентации «Птицы и звери Саратовской обл.»



1

III



Охрана природы

8

4

4

27



Государственная лесная охрана.


1


28



Государственная лесная охрана.


1


29



Акция «Спасение пруда».


1


30



Акция «Спасение пруда».


1


31



Акция «Спасение пруда».

Выпуск газеты «Спасем наш пруд».



1

32



Акция «Спасение пруда». Участие в уборке территории пруда



1

33



Акция «Спасение пруда».

1Сбор материала для презентации «Экология нашего поселка»



1

34



Итоговое занятие «Экологическая игра»



1

Итого 34 часа


34

22

12
































Основное содержание изучаемого курса


Название разделов

Содержание

1 .Введение .

Природа сложна, без нее нам не обойтись. Природные ресурсы Саратовской обл. Окружающая среда. Окружающая среда, ее состояние

  1. Человек и природа.

Общение человека с природой. Контакты человека с природой. Отдых на природе. Понятие «отдых», «гиподинамия». Размышление об отдыхе. Организация отдыха. Активная деятельность - походы, поездки, рыбная ловля и т.д. Выбор места для отдыха Рекреация. Понятие «рекреация». Рекреационная регрессия . Рекреационные нагрузки: безопасные (низкие, допустимые),опасные, критические, катастрофические. Рекреационные зоны на территории Саратовской обл. Современные ландшафты. Городские, сельские, природные ландшафты. Современное загрязнение ландшафтов. Шумовое загрязнение (естественный, транспортный, производственный, бытовой шум). Экологическая культура. Деятельность людей. Умственный труд, Физический труд. Культура материальная и духовная. Этика. Экологическое воспитание. Современное загрязнение ландшафтов. Шумовое загрязнение (естественный, транспортный, производственный, бытовой шум) У природы вы в гостях. Личная безопасность в общении с природой (ядовитые змеи, плоды, грибы). Лекарственные растения. Сбор, сушка, хранение. Гомеопатия. Фитонциды. Круглый год в родном краю. Птицы и звери Саратовской обл.

Охрана природы.

Государственная лесная охрана. Служебные обязанности и права. Профессии: лесник, техник-лесник, инженерно-технические работники. Конституция РФ. Акция «Спасение пруда». Подготовка к акции. Встреча с председателем Ветеранов труда. Выбор бригадира. Выпуск газеты «Спасем наш пруд». Сбор материала для презентации «Экология нашего поселка»















Методическое обеспечение программы


Список литературы для учителя

1. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой.- М.-1987г.

2. Красная книга Саратовской области: Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996.

3. Конституция РФ М.-2010г.

4. Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.

5. Тарасов АО. Экология и охрана природы. Саратов: Изд-во Сара­тов, ун-та, 1990.




Список литературы для учащихся


1. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  1. Вахромеева М.Г., Павлов В.Н. Растения Красной книги СССР. М.: Педагогика, 1990.

  2. Охраняемые растения Саратовской области. Саратов: Приволж­ское книжное изд-во, 1979.

4. А.Н. Антончиков. Птицы вокруг нас.-Саратов.2010г.

5. Интернет-ресурсы































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ