Мотивация учебной деятельности - скачать

Мотивация учебной деятельности.



Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели.

Мотив – это то, что побуждает человека к действию.

Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, следовательно, нельзя понять подлинный смысл его действий.

Рассмотрим частный случай мотивации – учебную мотивацию.

Учителя далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие, сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребёнок пришёл в школу, то он должен делать всё то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.п.

Нередко, что в первый же день пребывания детей в школе ученик узнаёт, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя спросить, когда это хочется делать и т.д.

В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.


Выделяют пять уровней учебной мотивации:


  1. Первый – высокий уровень учебной активности (у детей есть познавательный мотив, ученики четко следуют указаниям учителя, добросовестно и ответственно).

  2. Второй – хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью).

  3. Третий – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

  4. Четвертый – низкая школьная мотивация (дети посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, испытывают серьезное затруднение в учебной деятельности).

  5. Пятый – негативное отношение к школе (дети испытывают серьезные трудности в обучении, в общении с одноклассниками, во взаимоотношения с учителем).




Причина спада школьной мотивации:


  1. Отношение ученика к учителю.

  2. Отношение учителя к ученику.

  3. Личная значимость предмета.

  4. Умственное развитие ученика.

  5. Продуктивность учебной деятельности.

  6. Страх перед школой.




Развитие мотивов учения.



Развитие мотивов учения идет двумя путями:


  1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

  2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.


Задача учителя состоит в том, чтобы донести до сознания ребенка мотивы которые имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.

Известно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности.


  1. Способ раскрытия учебного материала.

  2. Организация работы над предметом малыми группами.

  3. Отношение между мотивом и целью.

  4. Проблемность обучения.

  5. Содержание обучения.


Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации.

Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причину. А после проводиться коррекционная работа, которая должна быть направлена на ликвидацию причины. Обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед.



Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от выполненной работы. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Положительное отношение к предмету обязательно появится.


В заключение отмечу, что в ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения.

Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ