Мотивация учебной деятельности - скачать
Мотивация учебной деятельности.
Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели.
Мотив – это то, что побуждает человека к действию.
Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, следовательно, нельзя понять подлинный смысл его действий.
Рассмотрим частный случай мотивации – учебную мотивацию.
Учителя далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие, сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребёнок пришёл в школу, то он должен делать всё то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.п.
Нередко, что в первый же день пребывания детей в школе ученик узнаёт, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя спросить, когда это хочется делать и т.д.
В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый – высокий уровень учебной активности (у детей есть познавательный мотив, ученики четко следуют указаниям учителя, добросовестно и ответственно).
Второй – хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью).
Третий – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Четвертый – низкая школьная мотивация (дети посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, испытывают серьезное затруднение в учебной деятельности).
Пятый – негативное отношение к школе (дети испытывают серьезные трудности в обучении, в общении с одноклассниками, во взаимоотношения с учителем).
Причина спада школьной мотивации:
Отношение ученика к учителю.
Отношение учителя к ученику.
Личная значимость предмета.
Умственное развитие ученика.
Продуктивность учебной деятельности.
Страх перед школой.
Развитие мотивов учения.
Развитие мотивов учения идет двумя путями:
Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Задача учителя состоит в том, чтобы донести до сознания ребенка мотивы которые имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.
Известно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности.
Способ раскрытия учебного материала.
Организация работы над предметом малыми группами.
Отношение между мотивом и целью.
Проблемность обучения.
Содержание обучения.
Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации.
Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причину. А после проводиться коррекционная работа, которая должна быть направлена на ликвидацию причины. Обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед.
Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от выполненной работы. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Положительное отношение к предмету обязательно появится.
В заключение отмечу, что в ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения.
Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ