Опыт работы по формированию экологической культуры у воспитанников детского дома
Казенное образовательное учреждение Омской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Петропавловский детский дом»
Опыт работы по формированию экологической культуры
у воспитанников детского дома
подготовила
воспитатель Кузьмина Наталья Николаевна
р.п. Муромцево
2012
« У нас только одна планета.
И если мы будем хорошо к ней
относиться, то она будет хорошо
относиться к нам. А если нет, то,
что ж, посмотрите вокруг и
вы увидите, что происходит».
Пинк.
Экологическое образование и воспитание детей - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
В нашей стране проблема экологического воспитания является первостепенной важностью. И дети, поступающие в детский дом, доказывают актуальность этой проблемы. У большинства детей присутствует негативное отношение к окружающей природе. Как правило, воспитанники детских домов являются носителями негативного нравственного опыта «предыдущей жизни».
Поэтому возникла необходимость создания программы «Экологическое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как у них крайне беден позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Эти дети нуждаются в создании специальных условий для приобретения нравственных ценностей, необходимых для жизни в обществе. Цель программы: формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе у воспитанников.
Эффект экологического воспитания воспитанников во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие воспитанникам культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на занятиях, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей ( познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность воспитанников:
- по защите природной среды (борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение поселка, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы ( изготовление плакатов, выпуск стенгазет, листовок);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала).
На протяжении многих лет воспитанники детского дома принимают участие в субботниках и акциях по очистке поселка от мусора «Сделаем село красивым», «Чистый двор». Все дети активно участвуют в работе, подметают тротуары и дорожки, убирают сорную траву, собирают мусор, перекапывают клумбы, подбеливают деревья и бордюры. Работа всегда идет оживленно, ребята стараются и каждый хочет, чтобы их участок был самый чистый. «Труд в радость» - есть такое выражение, и на наших акциях это так и есть, потому что каждый воспитанник видит частичку своего труда.
Проводим рейды «Зеленый патруль» по выявлению загрязненных мест в лесу, по итогам рейда оформляется стенд в центре поселка «Фото обвиняет…». Воспитанники неоднократно принимали участие в акции «Голубой патруль» по выявлению загрязненных участков берега реки Шайтанка, и становились инициаторами и участниками акции по очистке берегов от мусора. Проводим акцию «Каждому скворцу по дворцу», посвященную празднику птиц, который ежегодно отмечается 1 апреля. На территории детского дома выпускники 2011 года посадили липовую аллею.
Участвуя во всех практических мероприятиях по сохранению, очистке и предупреждению от варварского уничтожения природы, воспитанники тем самым становятся её защитниками, и в будущем не будут уничтожать красоту природы. Если мы сейчас научим детей соблюдать порядок в нашем доме, дворе, то и во взрослой жизни после выхода из стен детского дома они будут следить за чистотой своего дома и прилегающей к нему территории. Ведь каждый из нас должен помнить о том, что именно от него зависит, то, насколько чистым, красивым и ухоженным будет наш двор, поселок, город и планета Земля.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Даминова С.Х. Выпускная квалификационная работа «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе» nsportal.ru начальная школа. Социальная сеть работников образования.
Погонина И.К. Программа экологическое воспитание http://proshkolu.ru
http://icite.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ