Основные направления и содержание воспитательного процесса

Министерство образования российской Федерации







РЕФЕРАТ

по дисциплине: педагогика и психология


тема: Основные направления и содержание воспитательного процесса
















г. Петропавлоск-Камчатский

2006

Содержание:



1. Специфические черты процесса воспитания…………………….3

2. Цели воспитания……………………………………………………….4

3. Самовоспитание………………………………………………………..5

4. Перевоспитание………………………………………………………..7

5. Список литературы…………………………………………………..8


Основные направления и содержание воспитательного процесса


Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Процесс – разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.

Процесс воспитания – это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.


Специфические черты процесса воспитания:


Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.

1. Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

2. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

3. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.

4. Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.

5. Важна связь с самовоспитанием.

6. Скрытая позиция воспитателя.

7. Сложность диагностики результата.


Цели воспитания: основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.


Педагог Воспитанник

влияет

воспринимает

воспринимает и осознаёт цели совместной деятельности

ставит цели воспитания

определяет содержание работы и корректирует

воспринимает информацию

оценивает результаты

выбирает формы и методы воспитания

активно участвует в деятельности и принимает или не принимает инициативу

оценивает свои результаты



Сущность процесса заключается в том, что внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного). Перевод в область сознания человека с тем, чтобы выразиться в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Структура процесса воспитания

элементы личности


когнитивное

составляющее


знания о нормах,

правилах, принципах,

поведения

эмоциональное

мотивы, потребности, интерес, цели, стремления, формирование отношения к объекту

привычные формы поведения


формирование определённых привычек



Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.

Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет добиться.


Отличительные черты самовоспитания:


  1. самостоятельная работа.

  2. целеустремлённая работа.

  3. систематическая работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков.

Структура:

1. Адекватная самооценка; 2. Потребность в самовоспитании;

3. Развитие мотивации (личностные, узко-социальные–семья,

широко-социальные –общество);

4. Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);

5. Составление программы и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию программы, программа - содержательная сторона работы над собой);

6. Принятие решений (волевой аспект);

7. Применение методов самовоздействия:

а)методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;

б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)

в) методы самостимулирования (с/одобрение, с/поощрение, с/наказание).

8. Мобилизация своей активности и воспитанности.

9. Итоговый самоконтроль.

10. Формирование новой адекватной самооценки.


Организация с/воспитания учащегося:


1. Побуждение школьников к с/воспитанию (необходимо убедить детей в возможностях с/воспитания, стимулировать, приводить примеры, оказание ребёнку помощи в самопознании и научить составлять план и программу.

2. Вооружение школьников методами самовоспитания.

3. Помощь в мобилизации эмоционально-волевой активности (поддержка, оптимизм).



Перевоспитание – это целенаправленное влияние на личность ребёнка с отклонениями в поведении, целью которого является актуализация положительного фонда и преодоление своих недостатков.

Основные идеи процесса перевоспитания


  1. Любая личность автономна, нельзя переделать, перекопать, можно лишь помочь человеку осознать свои проблемы и захотеть их решить.

  2. Мы стремимся не подавить отрицательные, а развить его положительные качества, которые уже есть у ребёнка.

  3. перевоспитание предполагает обращение к внутренним силам и потенции самого ребёнка.

















Список литературы:


  1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

  2. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», 2000.

  3. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1980.

  4. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.

  5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. - М.

  6. Подласый

  7. Рабочая книга школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Проблемы становления личности. М., 1994.

  8. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

  9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

10.


8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ